30 стойких компаний
«Дарница» во время войны увеличила долю рынка в розничных: на складе «Фармака» произошел пожар, компания потеряла готовую продукцию и сырье на 1,5 млрд грн. Другая причина – скорая мобилизация «Дарницы»: линии не простаивали ни одного дня, компания продолжает рекламную активность и выпустила новый для себя препарат – йодид калия. продажах (данные Proxima Research). Если в январе ее доля составляла 4,1%, то по предварительным итогам сентября – уже 5,3%. У главного конкурента – «Фармак» – этот показатель, напротив, упал: 5,8% и 5,3% соответственно. Розничные продажи компании Загориев выросли за девять месяцев 2022 года на 16,2%. В то время как рынок сократился почти на 20%. Как так вышло? Одна из причин – повезло, говорит Глеб Загорий. Активы компании остались целыми. Меньше повезло конкурентам
25 самых умных компаний
Год основания: 1930
Год запуска R&D‑отдела: 1993
Штат R&D‑отдела: 80
Инвестиции в R&D: не раскрываются
Руководитель направления: Инна Деняк
В фармацевтической компании «Дарница» R&D‑отдел заработал на полную в 2014‑м, когда на предприятии появился департамент развития бизнеса. Тогда компания выбрала стратегические направления изготовления лекарств: кардиология, неврология, решение проблем боли.
В течение 2015–2020 годов «Дарница» выпустила на рынок 50 брендов, которые продаются в 15 странах. Лидируют по объему экспорта таблетки от головной боли «Цитрамон‑Дарница». Есть в арсенале и более новаторские разработки. В исследовании Оксфордского университета противовоспалительное лекарственное средство «Дексаметазон» показало эффективность в снижении риска смертности среди тяжелобольных пациентов с COVID‑19.
По итогам 2021‑го компания намерена выпустить 22 продукта (в прошлом году было 10 релизов). «Дарница» развивает экспорт и планирует выходить на новые рынки», – говорит руководитель R&D‑направления Инна Деняк. Чтобы ускорить экспансию, налаживают внутренние процессы: автоматизировали проверку упаковки и инструкций к лекарствам, перенесли IT‑инфраструктуру для логистики и контроля качества в облако.
100 географических брендов
Название крупнейшей фармацевтической компании Украины происходит от района столицы, в котором находится предприятие. Оно появилось еще в 1930 году, но до Второй мировой о названии «Дарница» речь даже не шла – это был киевский филиал Украинского института экспериментальной эндокринологии, расположенного в тогдашней столице УССР Харькове. Фармацевтический рынок Украины крайне конкурентен. Имея 5,4% аптечных продаж, «Дарница» оставляет позади остальных производителей – как украинских, так и глобальных. По совокупной выручке она сохраняет позицию в первой тройке украинских фармкомпаний.