Мировые компании тратят на R&D миллиарды долларов. Как устроено освоение технологического фронтира в украинском частном бизнесе?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Чтобы изучить R&D-процессы в Украине, Forbes анкетировал около 150 предприятий – это участники списка 100 крупнейших частных компаний, а также главные IT-работодатели страны. Результат этого исследования – список из 25 компаний, которые смогли убедительно рассказать, как наладили исследования новых продуктов. Участники расположены в алфавитном порядке.
Все они ищут ответ на вопрос – как сохранять актуальность в условиях глобальной конкуренции? Вот их рецепты.
Год основания: 1993
Год запуска R&D‑отдела: 2020
Штат R&D‑отдела: 181
Инвестиции в R&D: не раскрываются
Руководитель направления: Андрей Гриценюк
За R&D в Альфа‑Банке отвечает экспериментальный IT‑департамент «Спарта». Его сформировали в 2020‑м, а спустя год влили в общий IT‑отдел на 600 человек, которым руководит Андрей Гриценюк, прежде отвечавший за технологии в ПриватБанке.
Главная задача «Спарты» – развивать банковское приложение Sense SuperApp. Уже запущены открытие дебетовых и кредитных карт через видеочат и «Дію», оплата коммунальных платежей, штрафов, интеграция с аккаунтами для ФЛП. «Приложение обновляется 20 раз в год», – говорит Гриценюк.
У Sense около 1,2 млн клиентов. У главного конкурента, monobank, более 4 млн пользователей. «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, – цитирует Гриценюк Льюиса Кэрролла. – А чтобы куда‑то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».
Год основания: 1930
Год запуска R&D‑отдела: 1993
Штат R&D‑отдела: 80
Инвестиции в R&D: не раскрываются
Руководитель направления: Инна Деняк
В фармацевтической компании «Дарница» R&D‑отдел заработал на полную в 2014‑м, когда на предприятии появился департамент развития бизнеса. Тогда компания выбрала стратегические направления изготовления лекарств: кардиология, неврология, решение проблем боли.
В течение 2015–2020 годов «Дарница» выпустила на рынок 50 брендов, которые продаются в 15 странах. Лидируют по объему экспорта таблетки от головной боли «Цитрамон‑Дарница». Есть в арсенале и более новаторские разработки. В исследовании Оксфордского университета противовоспалительное лекарственное средство «Дексаметазон» показало эффективность в снижении риска смертности среди тяжелобольных пациентов с COVID‑19.
По итогам 2021‑го компания намерена выпустить 22 продукта (в прошлом году было 10 релизов). «Дарница» развивает экспорт и планирует выходить на новые рынки», – говорит руководитель R&D‑направления Инна Деняк. Чтобы ускорить экспансию, налаживают внутренние процессы: автоматизировали проверку упаковки и инструкций к лекарствам, перенесли IT‑инфраструктуру для логистики и контроля качества в облако.
Год основания: 2005
Год запуска R&D‑отдела: 2018
Штат R&D‑отдела: 16
Инвестиции в R&D: не раскрываются
Руководитель направления: Эмануэле Вольпе
Вместо традиционного R&D‑департамента ДТЭК использует подход открытых инноваций – ищет разработки на рынке через команду скаутов. Ориентируются на показатель TLR (уровень готовности технологии), который должен быть больше пяти. Это значит, что прототип можно тестировать в реальных условиях.
Если решение помогает бизнесу стать безопаснее, экологичнее или эффективнее, ДТЭК лицензирует технологию, рассказывает руководитель компании по инновациям Эмануэле Вольпе. Операционная эффективность на втором плане – перед Вольпе не ставят задачу, чтобы проекты приносили прибыль. Из 2200 заявок до реализации пока дошли 12 идей в семи бизнес‑вертикалях ДТЭК.
Стартап EverScan предложил измерять объемы угля на складах ТЭС с помощью дронов, оснащенных лидарами. Замеры ускорились с двух дней до двух – четырех часов и стали на 10% точнее. «Раньше сотрудники должны были взбираться на гору угля, – говорит Вольпе. – Сейчас достаточно нажать кнопку, и дрон все сделает». Стартап AxDraft предложил конструктор договоров: документы теперь готовят на 70% быстрее. Это позволило сэкономить за год около $3 млн. Вольпе планирует только ускоряться, план – более 10 новых пилотов ежегодно.
Год основания: 1994
Год запуска R&D‑отдела: 2019
Штат R&D‑отдела: 150
Инвестиции в R&D: не раскрываются
Руководитель направления: Михаил Нестор
Самые успешные в мире операторы получают 15–20% дохода от не связанных с телекомом сервисов, говорит глава департамента разработки продуктов «Киевстара» Михаил Нестор. Его амбиция – сделать так, чтобы крупнейший игрок украинского телеком‑рынка был в их числе. Переводом компании на цифровые рельсы занимается полтысячи сотрудников, непосредственно в департаменте Нестора – более 150 разработчиков.
Телеком‑индустрия проспала революцию мессенджеров. «Три‑четыре мессенджера забирают 99% мессенджер‑трафика», – рассказывал Forbes СЕО «Киевстара» Александр Комаров.
Проигрыш компенсируют за счет других технологий. Выручка оператора за девять месяцев 2021‑го – 21,2 млрд грн. Спрос на облачные технологии, BigData, сервисы Microsoft подстегнул рост доходов от бизнес‑клиентов на 12,5% за квартал. Одна из удачных находок – сервис ADWISOR. Он помогает компаниям самостоятельно запускать таргетированные СМС‑рассылки при помощи больших данных.
Год основания: 2006
Год запуска R&D‑отдела: 2010
Штат R&D‑отдела: не раскрывается
Инвестиции в R&D: не раскрываются
Руководитель направления: Владислав Горбатенко
Главная задача R&D‑направления крупнейшей горно‑металлургической группы Украины – создание и вывод на рынок новых видов стали. «Разработка спущена на места», – говорит менеджер по новым продуктам Владислав Горбатенко. На каждом комбинате работают подразделения инноваций и развития, а также проектные команды. Координирует работу дирекция по техническому развитию «Метинвест Инжиниринг».
Разработка простого продукта – от идеи до производства – занимает до двух месяцев. Запуск сложных сортов стали может длиться больше года. В портфеле «Метинвеста» 377 видов стали, разработанных за 10 лет исследовательскими командами предприятий группы. Экономический эффект компания оценивает более чем в $400 млн. Что дальше? «Будем уходить в более сложный и экологичный сортамент», – говорит Горбатенко. Наиболее перспективные направления – расширение линейки высокопрочной стали, плоского проката с цинковым и полимерным покровом.
Год основания: 1998
Год запуска R&D‑отдела: 2019
Штат R&D‑отдела: 10
Инвестиции в R&D: более 40 млн грн (2020 год)
Руководители направления: Елена Косюк, Николай Такзей
Когда основной владелец МХП Юрий Косюк объявил о курсе на сближение с потребителем, у компании появились два новых отдела: по R&D и инновациям. Оба отвечают главному критерию для попадания в список Forbes – разрабатывают новые продукты.
R&D‑отдел работает над улучшением процессов внутри МХП, а также переупаковывает в новые форматы основной для компании продукт – курятину. Недавно компания выпустила кулинарные «конструкторы». Работы ведут в R&D‑центре площадью более 1000 кв. м, который открыли летом 2021 года под Киевом. Инвестиции в площадку превысили 30 млн грн – кроме производства тестовых партий, там расположились школы поваров и сенсорная лаборатория для фокус‑групп. Курирует направление Елена Косюк – глава департамента технологии, качества и безопасности пищевой продукции МХП.
Отдельно в МХП выделили инновационное подразделение, руководить которым летом 2020 года позвали Николая Такзея из Philip Morris International. Ему позволены более смелые эксперименты. Команда из 10 человек придумывает продукты, сервисы и бизнес‑модели, не свойственные основному бизнесу МХП. «Готовые замороженные блюда, бульоны, супы, – наша тема», – говорит Такзей. В разработке также приложение, которое поможет людям придерживаться здорового образа жизни. «Мы строим целостную экосистему сервисов, продуктов и партнеров компании», – объясняет он.
За полтора года отдел инноваций выпустил 10 пилотных продуктов. Цена каждого эксперимента – около 1 млн грн. Кулинарная трансформация должна поднять EBITDA компании с нынешних $395 млн до $1 млрд, уверен Косюк.
Год основания: 2001
Год запуска R&D‑отдела: 2019
Штат R&D‑отдела: 20
Инвестиции в R&D: не раскрываются
Руководитель направления: Владимир Масюк
В конце июля 2021 года дрон Discovery украинского производителя «Аэродрон» доставил посылку «Новой почты» из Киева в Харьков. Беспилотник грузоподъемностью 340 кг преодолел 480 км за пять часов. «Цель – сократить время полета до трех часов», – говорит СЕО НП Александр Бульба. В будущем дроны‑доставщики смогут приземляться на крышу депо «Новой почты» – компактных отделений с круглосуточно работающими почтоматами.
С 2019 года роботизацией цепочки поставок занимается команда iHub. Разработчики разместились на 720 кв. м 16‑го этажа киевского бизнес‑центра «Европа». Проектный офис работает по методике Scrum, недельными спринтами. После успешного завершения проект передают в отделения для тестирования, а затем масштабируют на всю сеть.
Помимо дронов разного типа, R&D‑подразделение «Новой почты» разрабатывает электротранспорт, почтоматы, упаковку, форматы приема и выдачи посылок. Одна из разработок – почтоматы нового формата без дисплея, где ячейки открываются с помощью мобильного приложения. Комплектующие для производства заказываются по всему миру, а финальная сборка осуществляется в Украине. До конца 2021 года НП планирует увеличить сеть почтоматов в 2,5 раза – до 17 000 устройств.
Год основания: 1925
Год запуска R&D‑отдела: 1998
Штат R&D‑отдела: 190
Инвестиции в R&D: $17 млн (2020 год)
Руководитель направления: Роман Смишко
Задача R&D‑отдела фармацевтической компании «Фармак», на который с момента его основания потрачено $150 млн, – разрабатывать собственные и генерические лекарственные препараты. «Мы должны своевременно и качественно производить продукты, – рассказывает руководитель направления Роман Смишко. – Средство должно легко регистрироваться в других странах с минимальными замечаниями регуляторных органов».
«Фармак» зарегистрировал и продает в Европе и Азии более 20 лекарств и хочет нарастить экспортный портфель еще на 70%. Один из бестселлеров – противовирусное средство «Амизон», которое поставляют в Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Молдову, Кыргызстан, Монголию, Туркменистан. «Фармак» исследует его эффективность в лечении пациентов с COVID‑19 средней тяжести, а также разрабатывает экспериментальный ПЦР‑тест, который может одновременно выявлять болезни с похожими симптомами: штаммы коронавируса, гриппа типов A и B и респираторно‑синцитиального вируса (RSV).
«Фармак» планирует усилить позиции в биотехнологии, развивать диагностику и браться за разработку более сложных препаратов. «Так мы станем конкурентным научным центром в Европе», – говорит Смишко.
Год запуска в Украине: 1996
Год запуска R&D‑отдела: 2008
Штат R&D‑отдела: 30
Инвестиции в R&D: более $1 млн (2020 год)
Руководитель направления: Инга Паныч
R&D‑отдел крупнейшего производителя пива в Украине ориентирован на оптимизацию внутренних процессов. Актуальная задача – перестроить систему продаж, чтобы отказаться от услуг торговых представителей. Для этого в AB InBev Efes создали и развивают платформу «ВыBEERрай».
«Старая модель ограничивает во времени, – объясняет директор по цифровой трансформации продаж Инга Паныч. – Новая дает доступ к заказам в режиме 24/7». Оптимизацию подстегивает неблагоприятная рыночная конъюнктура. В 2020 году украинский пивной рынок, по данным Nielsen, упал на 1,9%. Выручка AB InBev Efes снизилась на 0,8%.
Вернуться к росту поможет диджитализация. Кроме новой модели продаж компания ежегодно тестирует около 50 проектов помельче – например, уже внедрила автоматизированный учет оборудования, использует ИИ для поиска и анализа сомнительных операций внутри компании. Обходятся эти эксперименты недорого – ежегодные расходы на R&D не превышают 0,4% от выручки.
Год основания: 2011
Год запуска R&D‑отдела: 2011
Штат R&D‑отдела: 350
Инвестиции в R&D: не раскрываются
Руководители направления: Богдан Купченко, Максим Мельник, Александр Березанский
Ajax Systems выпускает беспроводные системы безопасности и неплохо с этим справляется – у компании 1,2 млн клиентов из более чем 120 стран. За разработку устройств отвечает R&D‑департамент из четырех отделов в Киеве: разработка ПО и девайсов, автоматизация и тестирование. Общий штат – около 350 специалистов.Команда изучает, какие характеристики должен иметь прибор, делает прототип, тестирует, дорабатывает его и сертифицирует. Результат – линейка из 50 устройств и обновления мобильного приложения.
«Одна из задач – постоянно следить за вызовами рынка и отвечать на них новыми инженерными решениями», – говорит R&D‑директор Device-департамента Максим Мельник.
Устройства Ajax работают на OS Malevich, а все данные хранятся в облаке Ajax Cloud. Система датчиков Ajax также научилась обнаруживать движения не только в доме, но и за его пределами, поэтому может заранее известить о предполагаемой краже. Для надежной передачи данных на расстояние до 2 км был разработан собственный протокол Jeweller.
Такой набор технологий – единственный способ отвоевать место на рынке в условиях глобальной конкуренции. «Я продаю нарушение законов физики», – говорит основатель Ajax Systems Александр Конотопский.
Год основания: 2002
Год запуска R&D‑отдела: 2019
Штат R&D‑отдела: 50
Инвестиции в R&D: не раскрываются
Руководитель направления: Роман Михайлишин
R&D‑отдел компании Ciklum называется RPA / Intelligent Automation и специализируется на автоматизации бизнес‑процессов. В подразделении работает около 50 специалистов. «Наш отдел – это другой подход к работе с клиентами, – говорит руководитель направления Роман Михайлишин. – Мы предоставляем полный комплекс услуг – от консалтинга до внедрения решения на их инфраструктуре».
В 2020 году отдел обработал более 25 заказов. Для внутренних нужд автоматизировали публикацию и обновление вакансий на агрегаторах. Для британского разработчика автомобилей отдел автоматизировал процесс поставки деталей, для международной платежной системы – финансовый учет.
R&D‑отдел имеет самую высокую маржинальность против других департаментов Ciklum, говорит Михайлишин. В будущее он смотрит с оптимизмом: «Спрос на автоматизацию будет только расти, а мы – расширять свои компетенции».
Год основания: 2005 (указана дата открытия первого офиса в Украине)
Год запуска R&D‑отдела: 2019
Штат R&D‑отдела: 25
Инвестиции в R&D: не раскрываются
Руководители направления: Алекс Агизим, Артем Мигаев (на фото)
У EPAM есть в Украине 11 офисов, а также отдельный R&D‑отдел – Automotive & Embedded lab. У него два руководителя – Алекс Агизим и Артем Мигаев, управляющие командой из 25 специалистов. «Клиенты обращаются к EPAM не просто за выполнением определенных проектов, а за экспертизой, готовыми решениями, – говорит Агизим. – Центры исследований и разработки нужны, чтобы уже сегодня создавать продукты и технологии, которые будут необходимы нашим клиентам завтра».
R&D‑отдел работает над программным обеспечением для автомобильной отрасли. Одно из готовых решений – приложение с открытым кодом XEN Hypervisor. Это виртуализированная среда, повышающая безопасность, надежность, производительность аппаратной работы.
Отдел также разрабатывает Aos Connected Vehicle Platform – открытую платформу для разработчиков автомобильного ПО. Она позволяет устанавливать на автомобили универсальные сервисы в качестве приложения на смартфон. «Наличие Лаборатории позволяет EPAM позиционироваться как лидер в сфере мобильности», – говорит Агизим.
Год основания: 1997
Год запуска R&D‑отдела: 2020
Штат R&D‑отдела: 70
Инвестиции в R&D: не раскрываются
Руководитель направления: Андрей Янбухтин
Инженеры «Лаборатории Зи» – R&D‑департамента Fozzy Group – научили робота отличать борщ от солянки, котлеты от пирожков и выбивать чеки в 10 раз быстрее человека. Их главная разработка – умная касса на базе нейросетей и компьютерного зрения Kissa AI. Первая такая касса работает с лета 2021‑го в кафе «Кантин» киевского бизнес‑центра Silver Breeze.
«В R&D путь к успеху – сначала показать, что идея вообще реалистична, – говорит глава департамента Андрей Янбухтин. – Затем показать ее необходимость в бизнесе, воплотить в жизнь».
У владельцев второго крупнейшего ритейлера Украины с выручкой более 80 млрд грн имеется своя IT‑компания TemaBit на 1250 человек с офисами в Киеве, Виннице и США. В конце 2020‑го небольшую команду специалистов по искусственному интеллекту выделили в отдельный R&D‑департамент. Его задача – приспособить машинное обучение, data science и роботизацию под нужды ритейла. Какова цель? «Одно из ключевых направлений разработок – магазин будущего», – говорит Янбухтин.
Год основания: 2008
Год запуска R&D‑отдела: 2017
Штат R&D‑отдела: 300
Инвестиции в R&D: $10 млн (с 2017 года)
Руководитель направления: Виталий Лаптенок
У Genesis нет классического R&D‑отдела – это скорее студия стартапов, где идеи превращаются в отдельные бизнесы. Запуск собственного департамента инноваций инициировал управляющий партнер корпоративного фонда Flyer One Ventures Виталий Лаптенок. «Genesis до сих пор знают как африканский бизнес, но компания хотела переориентироваться на США, – говорит он. – Для этого запустили R&D, из которого выходят конкурентные проекты».
Благодаря экспертизе в маркетинге Genesis создает приложения по подписке. Работники компании приходят в R&D‑отдел с идеей, получают финансирование и развивают стартап внутри Genesis. У новых проектов обычно есть 6–18 месяцев, чтобы выйти на прибыль. Во внутренних стартапах работает до 300 сотрудников. «Человек был программистом, а стал руководителем проекта», – рассказывает о мотивации Лаптенок.
За четыре года Genesis инвестировала в 15 внутренних проектов около $10 млн. Самые успешные – Headway, Universe, Boosters, PlantIn, Impulse. Команда роста из 10 человек (Growth Team) помогает стартапам с исследованием рынка, маркетингом, аналитикой, рекрутингом и т. д. «Для нас R&D – это больше статья доходов, чем расходов», – говорит Лаптенок.
Год основания: 2006 (указана дата открытия первого офиса в Украине)
Год запуска R&D‑отдела: 2011
Штат R&D‑отдела: 150
Инвестиции в R&D: не раскрываются
Руководители направления: Юлия Штукатурова (на фото), Роман Разуваев, Денис Балацко
За внутренние разработки в GlobalLogic отвечает направление Practices. Оно распределено между тремя Delivery Groups, которыми руководит триумвират из старших вице‑президентов по инжинирингу. В отделе фиксированно работает около 150 специалистов. До 300 добровольцев присоединяются к отдельным разработкам.
Компания осуществляет разработки в телекоме, медиа, медицине, автомобильной промышленности и т. д. «Мы создаем полуготовые решения, чтобы прийти с ними к клиенту и сказать, что мы умеем делать, – говорит один из членов триумвирата Юлия Штукатурова. – Экономия средств и времени».
К примеру, телеком‑операторы ищут, как заставить 5G приносить прибыль. GlobalLogic предложил компаниям решение, позволяющее более безопасно управлять беспилотными автомобилями благодаря скоростному интернету: машина будет быстро «видеть» других участников движения и ориентироваться на дороге. В R&D‑отделе также зародилась технология, по фото родинки определяющая развитие меланомы у пациента.
Будущее за телемедициной, виртуальной реальностью, компьютерным зрением, считают лидеры GlobalLogic. В июле 2021 года производитель электротехники Hitachi приобрел GlobalLogic за $10 млрд. «Теперь мы должны использовать свои индустриальные знания, чтобы сделать продукты Hitachi более цифровыми», – говорит Штукатурова.
Год основания: 1990
Год запуска R&D‑отдела: 2016
Штат R&D‑отдела: 20
Инвестиции в R&D: $100 млн (с 2016‑го)
Руководители направления: Александр Овчинников, Борис Ломакин (на фото)
Для «Интерпайпа» наличие департамента разработок – билет в высшую лигу поставщиков колесной и трубной продукции. Бизнес Виктора Пинчука единственный в СНГ добился контракта на поставку колес для скоростных поездов Deutsche Bahn. R&D‑специалистам потребовалось обеспечить нужное соотношение пластичности, прочности и геометрических параметров, чтобы уменьшить нагрузку на рельсы от трения. В числе других контрактов, выигранных благодаря разработкам, – поставки для рудников в Бразилии, а также метрополитенов в Дели, Анкаре и Баку.
В распоряжении R&D‑отдела бюджеты в размере десятков миллионов долларов. Только в строительство линии для механической обработки ж/д колес под экспорт вложили $14 млн.
По другую сторону «Интерпайпа» – в трубном департаменте – создали линейку резьбовых соединений. Их можно использовать для добычи нефти и газа на скважинах глубиной до 8000 м. «На планете все меньше скважин глубиной 500–1500 м, откуда можно свободно добывать нефть и газ», – объясняет директор по техническому сопровождению продаж Борис Ломакин.
На производственную линию для этой продукции ушло еще $10 млн. Кроме «Интерпайпа» такие трубы могут выпускать всего три предприятия: итальянская Tenaris, французская Vallourec и японская Sumitomo.
Год основания: 2004
Год запуска R&D‑отдела: 2020
Штат R&D‑отдела: 10
Инвестиции в R&D: не раскрываются
Руководитель направления: Артур Аревшатян
«Мы первыми заявили, что мы – цифровой оператор, первыми начали диджитализацию», – рассказывал Forbes гендиректор lifecell Исмет Языджи. Подразделение стратегии, которое отвечает за новые направления бизнеса, существует в компании шесть лет. Но в отдельное подразделение инноваторов вывели только в 2020‑м.
Что нового может быть в телекоме? У компании есть проекты по цифровизации городов, интернету вещей и BigData. Рынка для этих услуг пока нет, говорит Языджи. В фокусе lifecell также MVNO – запуск виртуальных мобильных операторов на собственной сети. В мире их около 1600, половина – в Европе, говорит директор по развитию бизнеса lifecell Артур Аревшатян. Это более 100 млн пользователей, или 10% рынка. У lifecell пока 8,9 млн абонентов. Виртуальные операторы могут принести еще 5 млн, оценивает Аревшатян.
Год основания: 2002
Год запуска R&D‑отдела: 2018
Штат R&D‑отдела: 6
Инвестиции в R&D: не раскрываются
Руководитель направления: Сергей Нетесаный
R&D‑отдел аутсорсера N‑iX называется Solution Group. Постоянный штат небольшой – шесть специалистов, но для исследований привлекают специалистов из центра экспертизы компании. «R&D‑отдел потребовался, чтобы аккумулировать экспертизу, которая у нас сформировалась за все эти годы, – говорит директор отдела Сергей Нетесаный. – Мы скорее можем принимать решения».
Основные направления для разработок – облачные сервисы и интернет вещей. В 2020 году отдел обработал 68 запросов и для нужд компании, и от клиентов. К примеру, для себя N‑iX разработал инструмент, автоматически формирующий файл с предложением клиенту на базе каталога из уже выполненных работ. В ручном режиме это занимало в пять раз больше времени. Для производителя минеральной воды (название не разглашают) разрабатывали приложение, которое давало подсказки по размещению товара на прилавках. Для автомобильной компании AVL разработали бизнес‑модель продуктового IT‑отдела.
«Наша цель – сформировать базу знаний и компетенций, чтобы быть конкурентными и быстро выводить на рынок продукт клиента», – говорит Нетесаный.
Год основания: 2014
Год запуска R&D‑отдела: 2017
Штат R&D‑отдела: более 200
Инвестиции в R&D: 120 млн грн (в 2020 году)
Руководитель направления: Александр Дондик
Noosphere Ventures – группа проектов украинца Максима Полякова. R&D‑направление ее космического направления называется Flight Control. Там работает более 200 специалистов: проектанты, инженеры‑конструкторы, технологи, токари, фрезеровщики, слесари и испытатели. «Это направление – базис, с которого все начинается», – говорит руководитель Александр Дондик.
В числе свежих достижений – технология, позволяющая вести 3D‑печать никелевыми сплавами, алюминием, бронзой, нержавеющей сталью. Двигатели, изготовленные из таких компонентов, требуют меньше деталей, имеют меньший вес, дешевле и быстрее сходят с конвейера. Другая разработка – жаропрочное металлокерамическое покрытие для турбонасосного агрегата и других поверхностей, подверженных воздействию высоких температур. Всего в арсенале Flight Control 14 прототипов: жидкостный ракетный двигатель, камеры сгорания и газогенераторы, сервоприводы и т. д.
Глобальная цель – помочь в отправке людей на Луну. Компания работает с NASA и к 2023 году должна построить модуль Blue Ghost для миссии «Артемида». Он пригодится для безопасной доставки груза на поверхность спутника Земли и сможет нести 50 кг полезной погрузки.
Год основания: 2005
Год запуска R&D‑отдела: 2008
Штат R&D‑отдела: 575
Инвестиции в R&D: $14 млн в год
Руководитель направления: Игорь Валенкевич
Крупнейший онлайн‑ритейлер Украины Rozetka приравнивает IT‑отдел к R&D. Главная забота – делать красивую витрину для 12 млн товаров, а также развивать внутренние сервисы.
В ноябре Rozetka запустилась в Узбекистане. «Мы развиваемся даже быстрее, чем планировали», – написал сооснователь компании Владислав Чечеткин. Rozetka собирается открыть шесть точек в Ташкенте и начать экспансию в регионы – от Самарканда до Бухары.
«Внутренние продукты на 90% созданы нашей командой», – говорит руководитель IT‑отдела Игорь Валенкевич. Среди них CRM‑ и ERP‑системы, программа видеонаблюдения для склада и приложение, которое помогает курьеру планировать маршрут. Предлагать идеи новых фич может любой сотрудник, было бы кому реализовать – у Rozetka открыто свыше 100 вакансий в IT‑департаменте.
Год основания: 2002
Год запуска R&D‑отдела: 2016
Инвестиции в R&D: свыше $1,5 млн (2016–2021 годы)
Руководители направления: Максим Ковтун, Евгений Яковлев
У украинско‑шведской сервисной компании Sigma Software Group есть R&D‑отделы в Киеве, Львове, Харькове и Одессе. Отдельного штата нет – в исследовательских проектах за все время участвовало более 70 человек. «Разработки нужны для сервисной части бизнеса, чтобы иметь экспертизу в новых технологиях: виртуальная реальность, AI, компьютерное зрение, – говорит CEO компании Валерий Красовский. – В R&D‑центре также рождаются решения для отдельных бизнесов».
За 2021 год в лаборатории создали около 20 продуктовых прототипов. Некоторые, наконец, запускаются как самостоятельные бизнесы. Так из R&D‑департамента вырос стартап по кибербезопасности Clean IO. Другой пример – стартап для анализа криптовалютных операций Global Ledger – вышел из R&D‑лаборатории IdeaSoft, компании из группы Sigma Software. В ноябре 2021 года он привлек $3,5 млн от швейцарского фонда Promethiem Group.
«R&D – это про конкурентность на рынке, – говорит Красовский. – Мы показываем креативность украинских инженеров нашим клиентам, и это нас отличает от, например, индийских сервисных компаний».
Год основания: 1993
Год запуска R&D‑отдела: 2008
Штат R&D‑отдела: 70
Инвестиции в R&D: $5 млн (2021 год)
Руководитель направления: Николай Максименко
У SoftServe есть четыре R&D‑офиса, где работает 70 человек: в Украине, Польше, Болгарии и Сингапуре. «Мы работаем с талантами, которые можно найти только в конкретной локации из‑за развития там определенного направления», – объясняет пеструю географию директор R&D‑направления Николай Максименко.
Ключевые направления – биотехнологии, виртуальная реальность, квантовая физика. Что уже сделали? Life Science – сервисы автоматически определяют дозировку лекарства и анализируют генетические данные пациентов с COVID‑19. Технология Biosense с помощью видео измеряет пульс, уровень кислорода и частоту дыхания. Все разработки сразу отдают на реализацию клиентам – годами держать инновации в лабораториях SoftServe не планирует. Biosense, например, тестируют медицинский университет во Флориде и клиенты в сфере телемедицины.
«Наша цель – быть на пике инноваций, – говорит Максименко. – Иначе нас будет легко обогнать».
Год основания: 1999
Год запуска R&D‑отдела: 2016
Штат R&D‑отдела: 5
Инвестиции в R&D: более 10 млн грн (2020 год)
Руководитель направления: Анатолий Дроздов
Пять лет назад Terra Food решила систематизировать работу по тестированию новой продукции и открыла R&D‑отдел. Ставка оказалась удачной – небольшой коллектив из пяти человек уже вывел на рынок два хита, адаптировав для украинского рынка итальянскую моцареллу и греческую фету.
Поработать пришлось и над вкусом, и над себестоимостью. По оценке компании, она удерживает долю в 70% по продажам феты. Terra Food лидирует и на рынке моцареллы, выпуская по 450 т в месяц. Этот сыр пришлось сделать тверже и отказаться от рассола. «Наш принцип – экономить за счет масштаба», – говорит руководитель департамента новых разработок Анатолий Дроздов.
Чтобы генерировать хиты, нужно протестировать много гипотез – ежегодно R&D‑отдел создает 50 прототипов новой или модернизируемой продукции. До прилавков доходят те, что прошли весь круг оценивания: брейншторм с департаментом маркетинга, исследование аналитиков и разработку эффективной схемы производства. Другая задача – соответствовать духу времени. Компания сфокусировалась на отказе от синтетических оксидантов для консервации и тестирует их замену на экстракт зеленого чая. Он должен увеличить срок хранения молочной продукции в 2–2,5 раза. «Мы – специалисты по применению технологий», – кратко описывает свою работу Дроздов.
Год основания: 1993
Год основания R&D‑отдела: 1997
Штат R&D‑отдела: более 200
Инвестиции в R&D: ~€3 млн в год
Руководитель направления: не раскрывается
Харьковская UBC Group производит холодильное оборудование и подходит к R&D‑функциям прагматично. «Мы не придумываем эфемерные продукты, – говорит основатель компании Игорь Гуменный. – Наши инновации решают конкретные проблемы. Без этого мы бы давно закрылись».
Рынок коммерческих холодильников, по оценке Гуменного, перенасыщен в полтора‑два раза – контракты выбивают разработками. Например, для Haineken UBC сделала партию из 5000 умных холодильников со встроенной телевизионной панелью. Они будут использоваться в Северной и Южной Америке. Специальный софт позволяет одновременно управлять видеопотоком на устройствах.
Другое направление – интернет вещей. Умный модуль UBC подключается к торговому оборудованию и работает под управлением Skynet. Этим зловещим именем назвали систему, которая собирает, передает и анализирует данные о продажах и потреблении электроэнергии. Экспертиза пригодилась для перехода в другие ниши. В 2020‑м UBC наладила сотрудничество с фирмой Medtronic, чтобы прокачать их аппараты ИВЛ. Теперь они способны реагировать на импульсы из головного мозга и постоянно находятся онлайн.
Год основания: 1992
Год запуска R&D-отдела: 2019
Штат R&D-отдела: 100
Инвестиции в R&D: не раскрываются
Руководитель направления: Николай Тракнов
Вскоре украинский Vodafone может заняться финтехом, объявил в интервью UBR новоназначенный глава телеком‑направления материнской NEQSOL Holding Василь Лацанич. Не хватает только финансовых лицензий. В плане IT мобильные операторы, по его словам, на голову выше любого банка.
Собственная IT‑компания у Vodafone уже есть. В 2019‑м все подразделения по разработке и внедрению новых продуктов выделили в отдельный бизнес IT SmartFlex. В арсенале – с полдесятка технологий, от интернета вещей до машинного обучения. В работе – более 40 проектов. Цель разработок – создать конкурентные преимущества для Vodafone, говорит директор компании Николай Тракнов.
Одну из них IT SmartFlex успел запатентовать. Инженеры Анатолий Медведчук и Игорь Шкурко придумали новый способ авторизации пользователей на сайтах и в приложениях. Для MSISDN – идентификации по мобильному номеру – не нужны логин и пароль. Достаточно лишь смартфона или планшета с SIM‑картой.