Совладелец компаний Biopharma и Tribo Константин Ефименко – герой нового проекта Forbes «Первый миллион». Цель программы – выжать из маститых бизнесменов опыт, который может быть полезен молодым предпринимателям. Каким опытом поделился Константин Ефименко
Forbes Ukraine выпустил новый номер журнала. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: первый список лучших работодателей для ветеранов, список перспективных молодых украинцев «30 до 30», 40 компаний, которые вышли на иностранные рынки во время войны, истории Марии Берлинской, Всеволода Кожемяко и почти два десятка текстов.
Попытайтесь найти украинскую компанию с описанием «большая, технологическая, производственная». Без преувеличения, таких бизнесов в Украине в лучшем случае несколько десятков.
Уроженец Белой Церкви Константин Ефименко, 48 – соучредитель и руководитель двух таких компаний: крупнейшего в Восточной Европе производителя тормозных изделий Tribo и иммунобиологической фармацевтической компании Biopharma, которая входит в десятку крупнейших производителей плазмы крови в мире.
Разговаривать с Ефименко интересно. Во-первых, он прямой, как ледокол, и называет вещи своими именами, во-вторых, он бизнесмен с более чем 25-летним стажем и хорошей памятью. Это сочетание – находка для журналиста: можно узнать много нового об истории и современной реальности украинского бизнеса.
В этом интервью мы узнали, как зарабатывать миллионы на ошибках; убедить Василия Хмельницкого пойти в биотехнологический бизнес; что написать в мессенджер, чтобы Ефименко профинансировал ваш бизнес; кому не стоит становиться предпринимателем и как строить отношения с налоговиками, чтобы не видеть их 10 лет.
Хочу начать разговор с разбора твоей предпринимательской суперсилы. 90% комментариев под твоими видео на YouTube примерно таковы по содержанию: капец, какой энергичный мужчина, из него энергия так и прет, горит своим делом. Есть рецепт предпринимательского азарта и энергичности?
Мне кажется, я всегда был таким. На мой взгляд, энергичность не обязательная составляющая формулы успешного предпринимателя. Я за это и люблю бизнес – здесь есть место для всех: для 20-летних и начинающих после 40, мужчин/женщин, быстрых и медленных, умных и не очень, людей разных культур и образования. Знаю очень многих бизнесменов, и единственная формула успеха, в которой я уверен – никакой формулы не существует.
Как ты выбрал первое большое дело – производство тормозных колодок? Почему в середине нулевых именно эта идея? Ты прочитал условный репорт McKinsey, что производство поездов вырастет через 10 лет на 150% и колодки – это перспективная тема?
Это смачная история. До Tribo я занимался всем, на чем видел возможность быстро заработать. На какой-то итерации я купил за $150 000 в Макарове 15 га полуразрушенных коровников и переделал их в птицефабрику, которую впоследствии продал «Авангарду» Олега Бахматюка за $750 000. Но когда мы ремонтировали коровники, то ошибочно закупили шифера вдвое больше. Сначала я очень загрустил, сон потерял из-за этих остатков шифера тысяч на 200, но через четыре месяца цена на него выросла на 40% – и я на продаже шифера заработал грубые деньги. Подумал, что это тема – нужно производить шифер.
Единственное, что знал – шифер делается из асбеста, а в родной Белой Церкви есть завод асбестово-технических изделий. И я начал скупать акции этого завода. Когда мы добились контроля и смогли зайти на территорию, то оказалось, что на этом огромном предприятии на 100 000 кв. м производят разные тормозные колодки, а не шифер. Я три часа думал, что меня обманывают и какие-то мошенники спрятали шифер…
Так ты занимаешься чуть ли не 20 лет Tribo из-за ошибки?! Как-то это не очень коррелирует с тем, что сейчас это современное производство, которое экспортирует в более чем 30 стран…
Я к этому и веду. Когда я понял, что это не тот асбест, я начал учиться: мне понадобилось три месяца, чтобы научиться отличать тормозную накладку барабанного тормоза от колодки дискового тормоза и разобраться в разных системах тормозов, которые есть на железнодорожном транспорте. Этот бизнес стал успешным только после того, как наша команда стала настоящим экспертом по этой теме. Мое мнение – безразлично, чем ты занимаешься, но если ты хочешь добиться успеха, нужно очень глубоко разобраться в этом деле, буквально до последнего винтика.
Мне уже страшно спрашивать, почему Biopharma и бизнес на плазме крови…
В этот бизнес нас с Василием Хмельницким подтолкнул финансовый кризис 2008–2009 годов. Я начал заниматься Biopharma с простой бизнес-идеей: капитализация актива была $6 млн, а девелоперы готовы были заплатить за 6 га киевской земли под ним $25 млн. Но кризис, начавшийся с краха банка Lehman Brothers в 2008-м, поставил крест на этих планах. Тогда я убедил Василия Ивановича, мол, нужно заходить и разбираться, что там за бизнес внутри.
Моим аргументом было то, что я прекрасно разбираюсь в Biopharma, потому что в юности лечил своего пса от чумки «Интерфероном лейкоцитарным альфа» производства именно Biopharma. Это, конечно, шутка. Впрочем, да, в двух своих основных бизнесах я оказался совершенно случайно. Но ничего – разобрался, и сейчас это прибыльные динамические компании.
Твоя личная история не очень-то совпадает с идеей, что нужно выбирать дело, которое любишь и каким тебе будет интересно заниматься в течение энного количества лет…
Я не очень верю в тезис, что нужно заниматься тем делом, которое искренне любишь. Большинство людей любят отдыхать, лежа на пляже, или слушать музыку в компании друзей.
Бизнес – это работа, тяжелая работа. И если у предпринимателя начинает выходить, бизнес растет, то он полюбит любую сферу и будет счастливым, чем бы ни занимался. Когда я строил птицефабрику, у меня дома стояли статуэтки курочек, а сейчас я искренне люблю биомолекулярные технологии. А если бы построил банк, то был бы счастлив от финансов.
Первый миллион Константина Ефименко
У нас программа для начинающих предпринимателей. Посоветуем молодым людям, не готовым полагаться на случай, как им выбирать и тестировать идею для первого бизнеса?
Я бы иначе задавал вопрос. Вижу несколько путей, как начать собственное дело молодому человеку. Первый – пойти на работу в частный бизнес, стать профессионалом, найти свободную нишу и предложить владельцу развить ее на партнерских условиях. Это абсолютно рабочая история до сих пор, хотя я шел по этому пути 25 лет назад.
Второй путь – сначала научиться продавать что-то нужное людям, а разобравшись на рынке и заработав стартовый капитал, начать собственное производство. Именно так поступил Саша Конотопский до того, как основал Ajax, или Андрей Здесенко из «Биосферы». Третий, классический – где-то поработать, посмотреть, как устроен бизнес, и попытаться сделать лучшую версию продукта, услуги или найти неудовлетворенную потребность.
И все же, с чего начинать бизнес, если уже есть стартовый капитал?
Найдите неудовлетворенную потребность большого количества людей, не откладывайте начало очень долго и будьте готовы первые пять лет жить на этом бизнесе и, скорее всего, не зарабатывать, а вкладывать в него деньги. Ибо большие шансы, что что-то важное пойдет не по бизнес-плану и на самоокупаемость ваш бизнес выйдет позже запланированного.
Не слишком заманчивая картина… Кому не стоит идти в предприниматели?
Если риск – это не ваше, если вам не нравится брать на себя ответственность, то бизнес – это точно не ваше. Если не умеете терять деньги и относиться к катастрофам, как к набору меньших проблем, которые нужно решить.
Александр Конотопский любит говорить, что бизнесмен – это машина по утилизации негатива. Все твои работники хотят более высокую зарплату, твои клиенты – меньшую цену и большие скидки, а твои конкуренты желают, чтобы ты вообще как можно быстрее сдох. Если вы не стрессоустойчивый человек, то подумайте дважды.
Мы сейчас с тобой всех потенциальных предпринимателей распугаем – нет людей, которые любят перманентный стресс и катастрофические потери…
Хорошая новость – вызовы перед вами будут пропорциональны размеру вашего бизнеса. Жизнь разумна: маленький ребенок не сталкивается с проблемами взрослых. Так и в бизнесе: если у вас выручка 1 млн грн, то перед вами не будет проблемы автоматизации учета и экспортных накладных. А когда доходишь до больших проблем, то, скорее всего, ты уже к ним готов и морально, и профессионально, и ресурсно.
Хорошая градация проблем. Скажи, а есть такая же градация удовольствия от заработанных денег? Ты большее удовольствие получил от первого миллиона или когда продал производителя генериков немецкой Stada за $70+ млн?
Мы уже с тобой вспоминали Уоррена Баффета, и я могу ответить так же, как и он, на вопрос, делает ли большая сумма на счете его счастливее. Он ответил: «Мне 85 лет, а я начинаю отбивать чечетку от радости каждый день, когда подхожу к офису». Я счастлив от бизнеса, от развития, преодоления новых вызовов. А деньги… Они средство.
Когда я продавал фабрику в начале нулевых, я уже знал, в какой следующий бизнес их вложу. И то же самое было, когда мы продавали завод немцам: большую часть отдали банкам, чтобы погасить кредиты, остаток вложили в лабораторию и плазма-центр.
Вопрос о стартовом капитале: где молодому предпринимателю можно привлечь деньги для старта бизнеса, если это не IT, где есть венчурная индустрия и плюс-минус работающая инфраструктура?
Буду банальным. Собственные сбережения, родители-родственники, друзья. Других путей, где взять деньги под идею, я не вижу. Все уже давно поняли, что идея стоит $1, реализация – $10, а продаваемый продукт – $100. Поэтому если человек не попытался производить и продавать свой продукт за собственные деньги, не думаю, что он сейчас найдет инвесторов.
Когда есть MVP и первый клиент, к тебе следует обращаться?
Если это о биотехнологиях, я рассмотрю. Если это интернет-бизнес, то лучше найти выход на Володю Многолетнего (соучредитель интернет-холдинга Genesys. – Forbes), а если банковский сервис – на Олега Гороховского (соучредитель monobank. – Forbes).
Во-первых, обращаясь к профильному человеку, больше шансов, что вашим бизнесом заинтересуются. Объективно ни у кого нет времени разбираться в совершенно новом деле. Во-вторых, вы получаете от таких людей гораздо больше, чем деньги, а именно экспертизу и знание рынка.
Нам с тобой просто давать советы: обращайтесь к Многолетнему или Гороховскому – они есть в телефонной книге. А как на Константина Ефименко выйти рядовому предпринимателю?
Очень просто. Если мне в Facebook кто-нибудь напишет не «Привет. Давайте встретимся, кофе попьем, я вам что-нибудь интересное расскажу», а предметное, например: «Работаем два года на матрикс-гелях, исследовали то и то, нашли такое и такое» – я сам приду к этому человеку.
О «высоком»
В интервью Евгению Черняку ты говорил, что компании, которыми движет правильная миссия, идут вперед гораздо быстрее. Когда предпринимателю следует задуматься о миссии-видении? Пожалуй, это МХП Юрия Косюка может говорить: «Мы амбассадоры в вопросе здорового питания». А когда ты открываешь киоск с шаурмой, вряд ли нужно заявлять, что твоя миссия – накормить половину мира.
Большая идея, что именно в стране-мире ты хочешь изменить благодаря своему бизнесу – тоже эволюционный процесс. На определенном этапе, когда у твоего бизнеса появляются значительные обороты, немалый опыт и понимание отрасли, есть смысл спросить себя: какая миссия у моего дела? Это сейчас мы говорим, что Biopharma хочет изменить часть системы здравоохранения Украины. Но для этого нужно было пройти долгий путь, чтобы понять, как мы это сделаем.
Как Константин Ефименко заработал первый миллион
Первая моя работа была после окончания второго курса университета Шевченко. Мне позвонил друг Ярослав Совгира, сейчас он в Великобритании, вице-президент Moody’s. И рассказал, что страховая компания «Вексель», созданная при Проминвестбанке, ищет человека на работу. Я пошел в эту страховую компанию работать. Потом узнал, что часть моих коллег создает страховую компанию «Укргазпромполис» при тогдашнем «Укргазпроме».
В 1994-м я начал там работать, а через четыре года возглавил ее. Я никогда не спрашивал, какая у меня будет заработная плата, я просил опцион при достижении показателей. Поэтому когда я увольнялся, это был 2002 год, у меня уже было 7,5% акций в страховой компании «Укргазпромполис», она же консолидировала 35% акций Укргазпромбанка. Я входил в совет директоров этого банка и лично владел 1,5% акций. Когда продал свои доли, получил около $200 000.
Моей первой инвестицией была фабрика индивидуального пошива одежды в Белой Церкви, где моя мама возглавляла ателье. Я поинтересовался, кто у них владелец фабрики, и она ответила, что владелец – их директор. Я попросил принести домой учредительные документы и увидел, что там права собственности распределены среди 72 учредителей-работников, и моей маме принадлежит доля более 10%.
За три недели скупил 100% этой фабрики. Затем арендовал помещение на окраине города, перенес туда швейную фабрику и продал другой швейной компании. Помещение фабрики я поделил на части и продал. Одну из них – Брокбизнесбанку за $960 000. Другую – за $1,1 млн предпринимателю Гальперину. Сейчас это «Сити Парк Отель» в Белой Церкви.
Суммарно, вложив в фабрику $130 000, я фактически получил выручку около $3 млн. Заработок на операции был $2,5 млн. Это и был мой первый миллион.
Вопросы о корпоративной культуре. Следует ли ее прописывать, выстраивать с самого начала? Или строй – не строй, а культура компании все равно будет проекцией ее лидера?
У меня нет однозначного ответа, как правильно. Корпоративная культура – это то, что все в компании делают без приказов. И она есть в любой компании. Бизнес – это не квадратное уравнение, которое всегда решается с помощью дискриминанта. И второй, и первый названные тобой подходы могут дать хороший результат.
В нашем случае сначала культура формировалась как проекция меня, потому что я был очень вовлечен в бизнес. Но впоследствии у компании появилось ядро топ-менеджеров – и уже они стали носителями и «строителями» культуры.
Опиши в одном предложении или в наборе тегов корпоративную культуру своей компании.
Мы с уважением относимся к каждому члену нашего коллектива, независимо от должности, возраста, веры, ориентации. Мы хотим платить зарплаты выше рынка, чтобы у нас работали самые лучшие и не уходили от нас. Мы очень любим молодежь и хотим привлекать и выращивать талантливую молодежь. Задача Biopharma – ежедневно становиться лучше, и у нас работают люди, которым интересно расти вместе с компанией в течение длительного времени.
Четыре года назад ты говорил, что у Biopharma нет HR. Какая сейчас ситуация?
У нас было много экспериментов с HR, и для компании они плохо кончились. Мы брали на работу специалистов из топ-50 мировой фармы. Они приводили к нам звездных людей из «высокой» западной фармы. Эти специалисты несли свое видение и свои решения, часто это были шаблонные решения западных корпораций, которые не всегда подходили нам.
Они не вписывались в нашу корпоративную культуру. Большинство этих людей надолго не задерживались, но это полбеды, часто они уводили с собой ценных работников. Мы решили, что с нас достаточно этих экспериментов. Я не говорю, что это правильный путь, я говорю, что у меня не получилось привлекать топовых людей из западных компаний.
Как решаете кадровый вопрос?
Берем много молодых людей – как правило, на первом-втором курсе магистратуры, то есть пятый-шестой курс университета. Очень много работаем с биологическим факультетом и Институтом высоких технологий Университета Шевченко. Иногда это по 20–30 человек в год, и выбираем из них талантливых и мотивированных.
Для этого у нас есть HR – Оля Демиденко, которая занимается обучением персонала и привлекает молодых людей. У нас очень много корпоративных обучающих программ. В прошлом году внутренние тренинги прошли 1200 человек, это вдвое больше, чем сотрудников. То есть в среднем каждый прошел за год несколько программ.
Константин Ефименко, совладелец компаний Biopharma и Tribo. Фото Антон Забельский для Forbes Ukraine
Сколько в Biopharma будет зарабатывать человек со студенческой скамьи, скажем, в первый год?
Зависит от должности, на которую он попадет, но думаю, в среднем $1000.
Я правильно понял, что ваш HR не проводит собеседования с кандидатами не начального уровня? А кто тогда проводит?
Нет, она проводит и дает свою оценку. Но, кроме нее, это еще два-три человека. Первый – руководитель, закрывающий вакансию. Мой заместитель и я. Без разговора со мной ни одного человека невозможно нанять в Biopharma. Люди – это приоритет СЕО.
У тебя есть стандартный вопрос на собеседованиях? Что ты пытаешься узнать?
Одного нет. Я понимаю, что за 10 минут я не протестирую, насколько человек компетентен. Но нехватку знаний и навыков можно добрать. Моя цель – выяснить, что этот человек, говоря простым языком, нормальный, что он мотивирован и ему не все равно.
Все хотят людей, которым не все равно. Но каков критерий этого «не все равно»?
Это как раз не очень сложно обнаружить в разговоре. Что претендент знает о компании, в которую он пришел, как готовился к разговору, какие книги читает, чего хочет от жизни-работы? Ты же говоришь, что когда готовился к разговору со мной, пересмотрел все три моих интервью, потому что тебе не все равно, каким будет результат. Такие вещи несложно считывать.
О сложном
Государство легально позволяет малому и, в принципе, среднему бизнесу почти не платить налоги, я имею в виду упрощенную систему налогообложения. Это рабочая история развития бизнеса?
Предприниматель может ее использовать, но это тоже вопрос эволюции. Если вы хотите развивать бизнес, то очень быстро структура на ФЛП начнет вас тормозить.
К примеру, мы продавали генериковый завод немецкой компании. Если бы это была «пачка» ФЛП, ни о каких десятках миллионов долларов речь не шла бы. ФЛП не поддаются аудиту, нельзя достоверно показать право собственности, бизнес-процессы, кредитную историю, невозможно выйти на международную арену и т.п. На определенном этапе развития это становится просто нерабочей моделью, и предпринимателю важно не упустить этот момент, когда пора менять структуру.
За 25 лет, что ты в бизнесе, сколько раз у тебя были серьезные проблемы с налоговой?
Если откровенно, то за последние 10 лет серьезных проблем не было, по крайней мере я не помню. Мы тратим нормальные деньги на бухгалтеров, аудиторов, хорошую юридическую компанию. У нас нет проблем сейчас с возмещением НДС, декларациями или проверками. Честно скажу: налоговая – это не самый сложный вопрос; прохождение границы, таможня, валютный контроль – там больше проблем, но и это не критично.
Блиц о деньгах
Что для тебя сейчас деньги?
Во-первых, это возможность помочь семье. Я знаю, что мои родители, дети, сестра, племянница ни в чем сегодня не нуждаются. Во-вторых, деньги – возможность помочь своей стране, армии. И в-третьих, я могу создать что-то большое. Верю, то, что мы делаем на Biopharma, вырастет в большую историю, которая поможет человечеству.
Какие месячные личные расходы у тебя и твоей семьи?
Месячные расходы не очень велики. Денежные средства идут в основном на образование детей – за каждого мы платим в международной школе €30 000 в год. Плюс репетиторы, это тоже немалая сумма. У меня трое детей, у всех по четыре урока математики, английского, химии и биологии в неделю. Зимний и летний отдых – тоже значительная статья расходов. А так, я думаю, мы живем жизнью обычных людей.
С какой суммой на счету ты готов уйти на пенсию?
Я вообще не готов уходить на пенсию. Сумма должна быть большой, чтобы хватило построить еще не один завод. Создать еще одну такую экосистему, как Biopharma, обойдется в $150–200 млн.
Как нужно выстраивать отношения с налоговой, чтобы, как у тебя, не было в течение 10 лет серьезных проблем?
Их вообще никак не нужно строить. Я не помню, когда мы последний раз были в налоговой инспекции, максимально все делаем в электронной форме. Нужно нанять профессиональных финансистов-бухгалтеров, правильно и своевременно проводить операции. Я говорю не мейнстримную вещь, но я не вижу для украинского предпринимателя сейчас большой проблемы в виде налоговой.
Считаю, что предприниматель не должен думать в категориях «а что там налоговая?», «а что там государство?», «какие условия?» и тому подобное. Будет государство делать какие-то правильные вещи для бизнеса вроде налога на выведенный капитал – отлично, будет лучше для бизнеса. Но это не должно влиять на решение заниматься бизнесом или не заниматься. Базовая установка предпринимателя – двигаться вперед и строить компанию – чем больше, тем лучше.
Ты нетипичная ролевая модель бизнесмена, не жалующегося на государство, круто! Но хочу тебя спросить, как ты оцениваешь инвестклимат в Украине. Многие бизнесмены говорят о давлении со стороны правоохранителей.
Очень сложно говорить о климате в мае 23-го года, когда страна ведет большую войну. Главный вопрос – война, победа Украины в этой войне и мир. После этого можно будет серьезно разговаривать о климате. Но, безусловно, есть вещи, которые не следует допускать даже во время войны.
Все бизнес-сообщество шокировали обыски у владельца компании MacPaw Александра Косована. Такие истории возмутительны, они отрицательно влияют на весь бизнес. Война не мешает принять наконец закон, который исключит такие «маски-шоу».
Лет пять назад на вопрос, почему Biopharma не экспортирует в РФ, ты отвечал, что это технический вопрос и сложности лицензирования. Теперь твоя позиция поменялась?
Я говорил, что исторически у Biopharma никогда не было регистрации в РФ. А после вторжения уже никогда, по крайней мере при моей жизни, не будет представлена ни в России, ни в Беларуси. Я считаю, этот вопрос нужно закрыть, просто забыть об этих странах как минимум на два следующих поколения.
В мире много других стран. Для нас сегодня приоритетные рынки – Бразилия, Саудовская Аравия и Турция, но также мы зайдем в Европейский Союз, первой страной будет Румыния.


Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.