На 18-й месяц полномасштабного вторжения РФ в Украину на фронт все еще попадают некачественные медицинские средства, не спасающие жизнь украинских бойцов. 31 июля эту проблему обсуждали на заседании Комитета ВР по безопасности и обороне. Для доклада Комитет вызвал командующую Медицинскими силами ВСУ Татьяну Остащенко. Ей дали две недели на принятие мер: необходимо проверить все аптечки и заменить некачественные компоненты. Forbes Ukraine попросил соучредителя волонтерского фонда Leleka Foundation Юрия Кубрушко, системно помогающего медикам на фронте и осведомленного о проблемах военной медицины, рассказать, в чем корень проблемы и как все исправить
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
Первая помощь раненым на фронте украинским бойцам и их эвакуация в стабилизационные пункты – одна из сфер, где государство годами не может наладить эффективную работу. На 10-й год войны у многих украинских военных все еще нет качественной аптечки и набора из четырех качественных турникетов (один турникет на конечность). Цена такой неэффективности сверхбольшая – жизнь украинских защитников.
Шесть причин, как мы до такого дошли
1. Отсутствие стандартов, методик и систем проверки качества аптечек, турникетов, других медицинских средств, передаваемых в Силы безопасности и обороны.
Все, что покупают государственные органы, направляют союзные страны и благотворители в качестве гуманитарной помощи передается в воинские части без проверки и отсеивания некачественных средств.
Например, американский турникет, рекомендованный самым авторитетным органом по тактической медицине – Комитетом ТССС при Министерстве обороны США, и его китайская подделка с виду похожи. Первый спасает жизнь в 99% случаев, второй – как повезет.
2. Советская процедура учета и списания медицинских средств устарела, но все еще используется в Силах безопасности и обороны.
Уже использованные или уничтоженные в ходе боевых действий аптечки и турникеты могут месяцами оставаться на балансе и искажать статистику. Обеспеченная на бумаге бригада ВСУ может по факту иметь 1/3 необходимого количества медицинских средств. При этом на балансе американский турникет и китайская подделка учитываются все равно как полноценные единицы. Поэтому трудно вовремя выявить пробелы в медицинском обеспечении и быстро закрыть их.
3. Отсутствие институции, которая взяла бы на себя ответственность. Различные кусочки функций и ответственности разбросаны между Минобороны, МВД, командованием Медицинских сил. Ответственные за эту сферу чиновники сфокусированы на том, чтобы не нарушить действующее законодательство, очень фрагментированное и не адаптированное к условиям военного времени.
Обсуждение проблем и путей решения часто подменяется перекладыванием ответственности и попыткой доказать, что проблем на самом деле не существует. Типичной реакцией на обращение волонтеров является создание рабочих групп, которые заседают в разных форматах почти 10 лет без существенных результатов. Хронический процесс взамен результата.
4. Отсутствие единых стандартов по обучению и медицинскому обеспечению бойцов и военных медиков, которые должны быть введены в ВСУ, НГУ, пограничных войсках, полицейских подразделениях, участвующих в боевых действиях.
Украине нужно больше центров, где бы проводилось их обучение по единым стандартам на базе стандартов ТССС. У нас уже есть достаточно опытных инструкторов и боевых медиков, из которых можно сформировать команды для таких центров.
5. Отсутствует адекватный cost-benefit анализ.
Вместо того, чтобы сейчас потратить $200 на обеспечение бойца качественной аптечкой и четырьмя качественными турникетами, потом государство будет оплачивать долгосрочный процесс реабилитации тем, кто выжил, но получил осложнение из-за некачественной аптечки. Или 15 млн грн помощи семье бойца, который не смог остановить кровь некачественным турникетом.
6. Пропасть в понимании реальной ситуации между боевыми медиками, работающими на передовой, медиками, эвакуирующими раненых под огнем, и руководством, отвечающим за эти направления работы (на уровне КМС, министерств и бригад).
Отказ принимать некачественные медицинские средства, требования обеспечить подразделения необходимыми средствами и эвакуационным транспортом, обращение к волонтерам и благотворителям, инициатива по применению новых стандартов и методов оказания первой помощи часто приводят к санкционированию инициативных медиков. Это создает систему определенного негативного отбора.
При этом военные медики, круглосуточно спасающие жизнь побратимов и посестер, должны вести десятки журналов учета и форм отчетности. За неправильное их заполнение им тоже прилетает от руководства.
В сфере оказания первой помощи в боевых условиях есть все признаки неработающей системы: кризис лидерства, неэффективный менеджмент, отсутствие контроля качества, недостоверная отчетность и статистика, огромная забюрократизированность процессов, наказание за проявления инициативы на местах, игнорирование проблем. Это все делает невозможным поиск и привлечение ресурсов для их решения.
Шесть шагов, как все изменить
1. Признать наличие этих проблем.
2. Определиться с институтом, который действительно будет заинтересован в качественном улучшении ситуации.
3. Привлечь для помощи имеющиеся ресурсы.
В Украине значительное количество опытных военных медиков, профессиональных инструкторов по тактической медицине, эффективных волонтерских фондов и групп, которые охотно подставят плечо, если увидят настоящее желание государства улучшить систему.
Есть международные партнеры, которые тоже будут рады помочь. Особенно, учитывая, что в денежном измерении количество ресурсов, необходимых для медицинского обеспечения ВСУ, на порядок ниже средств, необходимых на вооружение сил безопасности и обороны.
4. Ввести качественную систему планирования потребностей и ресурсов, которая позволит предусматривать дефициты и принимать вовремя меры по закупке/получению соответствующих медицинских средств.
5. Упростить и диджитализировать все процессы учета и списания.
6. Синхронизировать между собой действующие нормативно правовые документы и ввести единые стандарты тактической медицины во всех Силах безопасности и обороны.
Работы на многие месяцы, но это подъемные задачи при наличии политической воли к переменам.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.