На 18-й месяц полномасштабного вторжения РФ в Украину на фронт все еще попадают некачественные медицинские средства, не спасающие жизнь украинских бойцов. 31 июля эту проблему обсуждали на заседании Комитета ВР по безопасности и обороне. Для доклада Комитет вызвал командующую Медицинскими силами ВСУ Татьяну Остащенко. Ей дали две недели на принятие мер: необходимо проверить все аптечки и заменить некачественные компоненты. Forbes Ukraine попросил соучредителя волонтерского фонда Leleka Foundation Юрия Кубрушко, системно помогающего медикам на фронте и осведомленного о проблемах военной медицины, рассказать, в чем корень проблемы и как все исправить
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Первая помощь раненым на фронте украинским бойцам и их эвакуация в стабилизационные пункты – одна из сфер, где государство годами не может наладить эффективную работу. На 10-й год войны у многих украинских военных все еще нет качественной аптечки и набора из четырех качественных турникетов (один турникет на конечность). Цена такой неэффективности сверхбольшая – жизнь украинских защитников.
Шесть причин, как мы до такого дошли
1. Отсутствие стандартов, методик и систем проверки качества аптечек, турникетов, других медицинских средств, передаваемых в Силы безопасности и обороны.
Все, что покупают государственные органы, направляют союзные страны и благотворители в качестве гуманитарной помощи передается в воинские части без проверки и отсеивания некачественных средств.
Например, американский турникет, рекомендованный самым авторитетным органом по тактической медицине – Комитетом ТССС при Министерстве обороны США, и его китайская подделка с виду похожи. Первый спасает жизнь в 99% случаев, второй – как повезет.
2. Советская процедура учета и списания медицинских средств устарела, но все еще используется в Силах безопасности и обороны.
Уже использованные или уничтоженные в ходе боевых действий аптечки и турникеты могут месяцами оставаться на балансе и искажать статистику. Обеспеченная на бумаге бригада ВСУ может по факту иметь 1/3 необходимого количества медицинских средств. При этом на балансе американский турникет и китайская подделка учитываются все равно как полноценные единицы. Поэтому трудно вовремя выявить пробелы в медицинском обеспечении и быстро закрыть их.
3. Отсутствие институции, которая взяла бы на себя ответственность. Различные кусочки функций и ответственности разбросаны между Минобороны, МВД, командованием Медицинских сил. Ответственные за эту сферу чиновники сфокусированы на том, чтобы не нарушить действующее законодательство, очень фрагментированное и не адаптированное к условиям военного времени.
Обсуждение проблем и путей решения часто подменяется перекладыванием ответственности и попыткой доказать, что проблем на самом деле не существует. Типичной реакцией на обращение волонтеров является создание рабочих групп, которые заседают в разных форматах почти 10 лет без существенных результатов. Хронический процесс взамен результата.
4. Отсутствие единых стандартов по обучению и медицинскому обеспечению бойцов и военных медиков, которые должны быть введены в ВСУ, НГУ, пограничных войсках, полицейских подразделениях, участвующих в боевых действиях.
Украине нужно больше центров, где бы проводилось их обучение по единым стандартам на базе стандартов ТССС. У нас уже есть достаточно опытных инструкторов и боевых медиков, из которых можно сформировать команды для таких центров.
5. Отсутствует адекватный cost-benefit анализ.
Вместо того, чтобы сейчас потратить $200 на обеспечение бойца качественной аптечкой и четырьмя качественными турникетами, потом государство будет оплачивать долгосрочный процесс реабилитации тем, кто выжил, но получил осложнение из-за некачественной аптечки. Или 15 млн грн помощи семье бойца, который не смог остановить кровь некачественным турникетом.
6. Пропасть в понимании реальной ситуации между боевыми медиками, работающими на передовой, медиками, эвакуирующими раненых под огнем, и руководством, отвечающим за эти направления работы (на уровне КМС, министерств и бригад).
Отказ принимать некачественные медицинские средства, требования обеспечить подразделения необходимыми средствами и эвакуационным транспортом, обращение к волонтерам и благотворителям, инициатива по применению новых стандартов и методов оказания первой помощи часто приводят к санкционированию инициативных медиков. Это создает систему определенного негативного отбора.
При этом военные медики, круглосуточно спасающие жизнь побратимов и посестер, должны вести десятки журналов учета и форм отчетности. За неправильное их заполнение им тоже прилетает от руководства.
В сфере оказания первой помощи в боевых условиях есть все признаки неработающей системы: кризис лидерства, неэффективный менеджмент, отсутствие контроля качества, недостоверная отчетность и статистика, огромная забюрократизированность процессов, наказание за проявления инициативы на местах, игнорирование проблем. Это все делает невозможным поиск и привлечение ресурсов для их решения.
Шесть шагов, как все изменить
1. Признать наличие этих проблем.
2. Определиться с институтом, который действительно будет заинтересован в качественном улучшении ситуации.
3. Привлечь для помощи имеющиеся ресурсы.
В Украине значительное количество опытных военных медиков, профессиональных инструкторов по тактической медицине, эффективных волонтерских фондов и групп, которые охотно подставят плечо, если увидят настоящее желание государства улучшить систему.
Есть международные партнеры, которые тоже будут рады помочь. Особенно, учитывая, что в денежном измерении количество ресурсов, необходимых для медицинского обеспечения ВСУ, на порядок ниже средств, необходимых на вооружение сил безопасности и обороны.
4. Ввести качественную систему планирования потребностей и ресурсов, которая позволит предусматривать дефициты и принимать вовремя меры по закупке/получению соответствующих медицинских средств.
5. Упростить и диджитализировать все процессы учета и списания.
6. Синхронизировать между собой действующие нормативно правовые документы и ввести единые стандарты тактической медицины во всех Силах безопасности и обороны.
Работы на многие месяцы, но это подъемные задачи при наличии политической воли к переменам.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.