Категория
Война
Дата

«Хочу, чтобы образование на 70-80% стало рыночным». Экс-CEO «Киевстара» Петр Чернышов возглавил наблюдательный совет НАУ. Как он видит реформу высшего образования в Украине

Петро Чернишов, НАУ /иллюстрация Илья Колесник для Forbes Украина

Петр Чернышов, глава наблюдательного совета НАУ Фото иллюстрация Илья Колесник для Forbes Украина

Профессиональный CEO, бывший президент Kyivstar, а теперь – глава наблюдательного совета Национального авиационного университета (НАУ) Петр Чернышов – гость нового выпуска «Business Breakfast с Владимиром Федориным» от Forbes. Как следует реформировать образование в Украине?

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

Прямая речь Петра Чернышова сокращена и отредактирована для понятности.

Приоритеты наблюдательного совета при НАУ

Создать наблюдательный совет НАУ было не так-то просто. Сейчас ее членами, кроме меня, являются еще шесть человек. Трое из них – выпускники НАУ. К примеру, известный украинский предприниматель Владимир Цой. В совет также входит член комитета Верховной Рады по вопросам образования, науки и инноваций Роман Грищук. Он – наш мостик с политикой и министерствами.

Целые советы мы формируем, опираясь на опыт наблюдательных советов, действующих при мировых корпорациях. Наша первая цель – подобрать ректора для НАУ. Вторая – разработать и утвердить стратегию университета. Третья – утвердить годовой бюджет и инвестиционные программы. И четвертая – систематически проводить оценку руководства.

Наблюдательные советы при университетах не являются временной историей. В законе Украины о высшем образовании предусмотрена постоянная работа. Однако до сих пор они были скорее карманным механизмом, полностью подчиненным ректорам, и вовсе не задавали повестку дня.

Инициатором реформы их деятельности был Михаил Федоров, вице-премьер по цифровой трансформации. Он предложил провести эксперимент в пяти университетах, где наблюдательным советам будут предоставлены дополнительные права специальным постановлением Кабмина. Сейчас он находится на этапе разработки и, надеюсь, в апреле будет утвержден.

10 апреля, исполняющей обязанности ректора НАУ стала Ксения Семенова, 34, заменив на этом посту Владимира Шульгу. Это впервые в истории университета, когда полномочия ректора будет выполнять женщина. Ксения – выпускница и преподаватель НАУ, активный общественный деятель, который выступает, в частности, против незаконной застройки в Киеве.

До сих пор наблюдательные советы были скорее карманным механизмом, полностью подчиненным ректорам, и вовсе не задавали повестку дня.

Приоритетным для совета остается проведение конкурса на должность постоянного ректора. Мы собираемся это сделать в следующем месяце. Сам конкурс будет продолжаться более трех месяцев, ведь не так просто найти опытного кандидата для управления таким крупным учреждением, как НАУ, где сейчас учатся 15 000 студентов и работают более 4000 человек.

Пробелы украинской системы высшего образования

Такие крупные университеты, как НАУ, создавались в СССР, чтобы обслуживать едва ли не все его запросы. Когда Союз развалился, НАУ стал слишком большим для Украины. Наблюдательный совет должен решить, каких специалистов будет готовить НАУ.

Около 40% действительных студентов учатся на двух факультетах – компьютерные науки и безопасность. Это далеко не причастные к авиации специальности. Только около 15% студентов учатся на авиационных инженеров. Также НАУ имеет экономический, юридический факультеты, а также факультет международных отношений.

Пообщавшись с представителями академических кругов, я вырисовал для себя общую картину системы высшего образования в Украине, и она более похожа на карго-культ. Такие названия, как заведующий кафедрой, научная статья, диссертация, совпадают в тезаурусах украинских и, например, американских учреждений высшего образования. Однако понятия, которые они обозначают, значительно разнятся. У нас диссертация – это только красивое слово.

Во всех университетах Украины процветает культура плагиата. Я бы назвал это украинским феноменом, когда одна украинская диссертация – это просто компиляция трех других, в частности российских. Мы провели полный аудит диссертаций в НАУ и знаем, насколько масштабна проблема.

Стратегии наблюдательного совета НАУ пока нет, он еще на этапе разработки. Мы стремимся, чтобы НАУ стал мощным техническим университетом с defense-tech лабораториями, который не будет уступать высшим учебным заведениям в таких странах Центральной Европы, как Польша или Чехия. Одна из идей, как это сделать – запустить курс по проектированию дронов. Мы уже работаем с несколькими компаниями, которые этим занимаются.

Если нам удастся достичь этой цели через пять или шесть лет, это будет чрезвычайная победа. Не хочется разбрасываться необоснованными обещаниями. Сначала следует разработать стратегию и утвердить ее при поддержке двух министерств – Минобразования и Минцифры.

Почему образование важно для экономики

Все экономисты, с которыми мы общались в рамках наших интервью, в частности Дарон Ведьмоглу и Тайлер Коуэн, определяют образование и миграцию неотъемлемыми составляющими экономических реформ. Для них миграция и образование, а еще медицина – в абсолютном приоритете.

С нашим последним собеседником Брайаном Капланом, профессором университета Джорджа Мейсона, я недавно встретился в Вашингтоне. Мы сидели и ели кебаб в ресторане. Этот ресторан открыл афганец около 30 лет назад. Все его дети окончили американские колледжи и сейчас работают в крупных американских инженерных корпорациях. Если бы остались в Афганистане, то работали бы сейчас где-нибудь в агросекторе.

Этот бизнес является идеальным примером положительного влияния миграции на экономику страны. Относительная открытость Америки к мигрантам – один из факторов, влияющих на столь быстрый рост ее экономики.

Петр Чернышов, Брайан Каплан /Фото из личного архива

Петр Чернышов и Брайан Каплан на фоне афганского ресторана в Вашингтоне, США Фото Фото из личного архива

Бывший премьер-министр Великобритании однажды сказал: «Мы знаем, что делать, но не знаем, как прийти в себя после того, как все это сделаем». В Украине такая же ситуация. Министерство образования знает, как реформировать образование, но это очень серьезный политический процесс, включающий, в частности, борьбу с ректорской мафией и налаживание финансирования.

В Украине на «бумажке» существует около 180 университетов, из них активных – 120, и это очень много. Однако уменьшить количество высших учебных заведений благодаря их объединению – еще тот вызов. Ведь каждым университетом руководит ректор, стремящийся удовлетворить собственные интересы.

Я хочу, чтобы образование в Украине на 70-80% стало рыночным. Сейчас в стране действуют два-три достойных частных университета, в том числе Киевская школа экономики. Однако она очень маленькая. Если в НАУ учится около 15 000 студентов, то в КШЭ – около 750. Поэтому КШЭ и не может оказывать серьезное влияние на реформы и жизнь в Украине в целом.

Как сделать преподавательскую деятельность привлекательной

Для того чтобы у молодых специалистов появилась мотивация преподавать в университетах, им следует показать перспективу этой работы. Мы ведем переговоры с университетами из развитых стран, таких как Великобритания, США, Израиль, Нидерланды, чтобы наладить с ними сотрудничество.

Возможность получить двойной диплом, съездить в загранкомандировки, реализовать совместные проекты с иностранными учеными – отличный способ мотивировать украинскую молодежь заняться преподавательской деятельностью.

Вопрос достойных зарплат – это наш другой проект. В Киевской школе экономики и Украинском католическом университете оплата труда преподавателей осуществляется благодаря системе эндавмента (фонд, который создается и пополняется спонсорами для поддержки работы некоммерческих учреждений, включая учебные заведения, – Forbes ).

В НАУ мы основали ассоциацию выпускников. В Украине такие сообщества почему-то вообще непопулярны. В целом же это, наоборот, очень важный источник финансирования университетов. К примеру, в США ассоциации выпускников обеспечивают около 40% университетских бюджетов. И мы хотим, чтобы в НАУ было так же.

Мы уже нашли заинтересованных выпускников, сейчас формирующих основу будущей ассоциации, даже нашли ее президента. На днях они зарегистрируют ее устав и впоследствии начнут промокампанию – будут приглашать в свои ряды бывших выпускников НАУ, которых насчитывается около 150 000.

Участие в эфире принимали заместитель главного редактора Forbes Сергей Шевчук и редактор отдела «Инновации» Forbes Таиса Мельник.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине