Профессиональный CEO, бывший президент Kyivstar, а теперь – глава наблюдательного совета Национального авиационного университета (НАУ) Петр Чернышов – гость нового выпуска «Business Breakfast с Владимиром Федориным» от Forbes. Как следует реформировать образование в Украине?
Прямая речь Петра Чернышова сокращена и отредактирована для понятности.
Приоритеты наблюдательного совета при НАУ
Создать наблюдательный совет НАУ было не так-то просто. Сейчас ее членами, кроме меня, являются еще шесть человек. Трое из них – выпускники НАУ. К примеру, известный украинский предприниматель Владимир Цой. В совет также входит член комитета Верховной Рады по вопросам образования, науки и инноваций Роман Грищук. Он – наш мостик с политикой и министерствами.
Целые советы мы формируем, опираясь на опыт наблюдательных советов, действующих при мировых корпорациях. Наша первая цель – подобрать ректора для НАУ. Вторая – разработать и утвердить стратегию университета. Третья – утвердить годовой бюджет и инвестиционные программы. И четвертая – систематически проводить оценку руководства.
Наблюдательные советы при университетах не являются временной историей. В законе Украины о высшем образовании предусмотрена постоянная работа. Однако до сих пор они были скорее карманным механизмом, полностью подчиненным ректорам, и вовсе не задавали повестку дня.
Инициатором реформы их деятельности был Михаил Федоров, вице-премьер по цифровой трансформации. Он предложил провести эксперимент в пяти университетах, где наблюдательным советам будут предоставлены дополнительные права специальным постановлением Кабмина. Сейчас он находится на этапе разработки и, надеюсь, в апреле будет утвержден.
10 апреля, исполняющей обязанности ректора НАУ стала Ксения Семенова, 34, заменив на этом посту Владимира Шульгу. Это впервые в истории университета, когда полномочия ректора будет выполнять женщина. Ксения – выпускница и преподаватель НАУ, активный общественный деятель, который выступает, в частности, против незаконной застройки в Киеве.
До сих пор наблюдательные советы были скорее карманным механизмом, полностью подчиненным ректорам, и вовсе не задавали повестку дня.
Приоритетным для совета остается проведение конкурса на должность постоянного ректора. Мы собираемся это сделать в следующем месяце. Сам конкурс будет продолжаться более трех месяцев, ведь не так просто найти опытного кандидата для управления таким крупным учреждением, как НАУ, где сейчас учатся 15 000 студентов и работают более 4000 человек.
Пробелы украинской системы высшего образования
Такие крупные университеты, как НАУ, создавались в СССР, чтобы обслуживать едва ли не все его запросы. Когда Союз развалился, НАУ стал слишком большим для Украины. Наблюдательный совет должен решить, каких специалистов будет готовить НАУ.
Около 40% действительных студентов учатся на двух факультетах – компьютерные науки и безопасность. Это далеко не причастные к авиации специальности. Только около 15% студентов учатся на авиационных инженеров. Также НАУ имеет экономический, юридический факультеты, а также факультет международных отношений.
Пообщавшись с представителями академических кругов, я вырисовал для себя общую картину системы высшего образования в Украине, и она более похожа на карго-культ. Такие названия, как заведующий кафедрой, научная статья, диссертация, совпадают в тезаурусах украинских и, например, американских учреждений высшего образования. Однако понятия, которые они обозначают, значительно разнятся. У нас диссертация – это только красивое слово.
Во всех университетах Украины процветает культура плагиата. Я бы назвал это украинским феноменом, когда одна украинская диссертация – это просто компиляция трех других, в частности российских. Мы провели полный аудит диссертаций в НАУ и знаем, насколько масштабна проблема.
Стратегии наблюдательного совета НАУ пока нет, он еще на этапе разработки. Мы стремимся, чтобы НАУ стал мощным техническим университетом с defense-tech лабораториями, который не будет уступать высшим учебным заведениям в таких странах Центральной Европы, как Польша или Чехия. Одна из идей, как это сделать – запустить курс по проектированию дронов. Мы уже работаем с несколькими компаниями, которые этим занимаются.
Если нам удастся достичь этой цели через пять или шесть лет, это будет чрезвычайная победа. Не хочется разбрасываться необоснованными обещаниями. Сначала следует разработать стратегию и утвердить ее при поддержке двух министерств – Минобразования и Минцифры.
Почему образование важно для экономики
Все экономисты, с которыми мы общались в рамках наших интервью, в частности Дарон Ведьмоглу и Тайлер Коуэн, определяют образование и миграцию неотъемлемыми составляющими экономических реформ. Для них миграция и образование, а еще медицина – в абсолютном приоритете.
С нашим последним собеседником Брайаном Капланом, профессором университета Джорджа Мейсона, я недавно встретился в Вашингтоне. Мы сидели и ели кебаб в ресторане. Этот ресторан открыл афганец около 30 лет назад. Все его дети окончили американские колледжи и сейчас работают в крупных американских инженерных корпорациях. Если бы остались в Афганистане, то работали бы сейчас где-нибудь в агросекторе.
Этот бизнес является идеальным примером положительного влияния миграции на экономику страны. Относительная открытость Америки к мигрантам – один из факторов, влияющих на столь быстрый рост ее экономики.
Бывший премьер-министр Великобритании однажды сказал: «Мы знаем, что делать, но не знаем, как прийти в себя после того, как все это сделаем». В Украине такая же ситуация. Министерство образования знает, как реформировать образование, но это очень серьезный политический процесс, включающий, в частности, борьбу с ректорской мафией и налаживание финансирования.
В Украине на «бумажке» существует около 180 университетов, из них активных – 120, и это очень много. Однако уменьшить количество высших учебных заведений благодаря их объединению – еще тот вызов. Ведь каждым университетом руководит ректор, стремящийся удовлетворить собственные интересы.
Я хочу, чтобы образование в Украине на 70-80% стало рыночным. Сейчас в стране действуют два-три достойных частных университета, в том числе Киевская школа экономики. Однако она очень маленькая. Если в НАУ учится около 15 000 студентов, то в КШЭ – около 750. Поэтому КШЭ и не может оказывать серьезное влияние на реформы и жизнь в Украине в целом.
Как сделать преподавательскую деятельность привлекательной
Для того чтобы у молодых специалистов появилась мотивация преподавать в университетах, им следует показать перспективу этой работы. Мы ведем переговоры с университетами из развитых стран, таких как Великобритания, США, Израиль, Нидерланды, чтобы наладить с ними сотрудничество.
Возможность получить двойной диплом, съездить в загранкомандировки, реализовать совместные проекты с иностранными учеными – отличный способ мотивировать украинскую молодежь заняться преподавательской деятельностью.
Вопрос достойных зарплат – это наш другой проект. В Киевской школе экономики и Украинском католическом университете оплата труда преподавателей осуществляется благодаря системе эндавмента (фонд, который создается и пополняется спонсорами для поддержки работы некоммерческих учреждений, включая учебные заведения, – Forbes ).
В НАУ мы основали ассоциацию выпускников. В Украине такие сообщества почему-то вообще непопулярны. В целом же это, наоборот, очень важный источник финансирования университетов. К примеру, в США ассоциации выпускников обеспечивают около 40% университетских бюджетов. И мы хотим, чтобы в НАУ было так же.
Мы уже нашли заинтересованных выпускников, сейчас формирующих основу будущей ассоциации, даже нашли ее президента. На днях они зарегистрируют ее устав и впоследствии начнут промокампанию – будут приглашать в свои ряды бывших выпускников НАУ, которых насчитывается около 150 000.
Участие в эфире принимали заместитель главного редактора Forbes Сергей Шевчук и редактор отдела «Инновации» Forbes Таиса Мельник.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.