Украине следует обратить внимание на опыт США, где подрядчики обязаны добавлять ветеранов в свои субподрядные работы. В Штатах правительственные и корпоративные предприятия требуют от отделов закупок тратить процент средств на услуги ветеранского бизнеса
Ресурс партнеров не безграничен. Расконсервированное «железо» – оптимальное краткосрочное решение. Но чтобы победить Россию и закрепить долгосрочную победу Украины, нужны стратегические решения и системная работа по повышению обороноспособности Украины.
Нужно строить большое количество оборонных предприятий. Украинские разработки и технологии будут иметь высокий спрос – их тестирование проводилось не в лабораторных условиях или на полигонах при идеальных обстоятельствах, а в боях.
Поддержка ветеранского бизнеса в США
Почти каждый десятый владелец малого бизнеса в США – ветеран, говорит статистика Управления малого бизнеса (SBA). Принадлежащие ветеранам компании имели поступления в размере $1,14 трлн. В то же время общий годовой фонд оплаты труда составил $195 млрд. В ветеранском бизнесе работало более 5,7 млн человек.
В 1999 году в США был принят «Закон о предпринимательстве ветеранов и развитии малого бизнеса». Он определил предприятия людей с инвалидностью и ветеранов как класс, «равный классификации предприятий, принадлежащих меньшинствам и женщинам, для федеральных контрактов».
По этому закону главные подрядчики должны добавлять ветеранов в свои субподрядные работы. То есть, правительственные и корпоративные предприятия требуют от своих отделов закупок тратить определенный процент средств на услуги именно ветеранского бизнеса.
На государственном уровне ежегодно выделяют 3% годовых федеральных контрактов на закупку у малого бизнеса, принадлежащего ветеранам и защитникам с инвалидностью.
Департамент по делам ветеранов имеет «Программу первых контрактов с ветеранами», согласно которой часть сделок поступает ветеранам.
Национальная коалиция ветеранов малого бизнеса (NVSBC) защищает право ветеранских предприятий находиться в приоритете при закупке товаров и услуг на федеральном уровне. Организация проводит консультации с федеральным правительством, ежегодные конференции по развитию бизнеса и предоставляет информацию и советы по работе с государственными институтами.
Также есть учреждения, которые отдельно занимаются вопросами принадлежащего женщинам ветеранского бизнеса, помогают проходить специальную сертификацию предприятий, чтобы он мог конкурировать на рынке за корпоративные и государственные контракты.
Как с поддержкой ветеранского дела в Украине
Министерство по делам ветеранов проговаривает идею, что следует отказаться от предоставления льгот в целом и перейти к проактивной поддержке ветеранских инициатив. Условно, если потратить на традиционные льготы 100 млн грн, то это будут потраченные 100 млн грн. Однако если эти деньги вложить в развитие ветеранов: их бизнес, обучение или другие поощрения, то сумма израсходованных бюджетных средств может удвоиться.
Например, Украинский ветеранский фонд (УВФ) провел два конкурса макрофинансирования Варто и Варто 2.0, победители которых могли получить от 500 000 до 1 млн грн на развитие собственного дела. Также УВФ поддерживает институциональное развитие общественных ветеранских инициатив, поэтому запустили конкурс Варто+ГО, в котором победили 8 организаций, предоставляющих услуги ветеранам и их семьям или бизнесу.
До завершения военного положения действует программа возмещения 20 000 грн, по которой можно получить компенсацию за приобретенные товары и оборудование для ведения собственного дела.
На 2023 год в бюджет заложено 240 млн грн на деятельность УВФ. Кроме того, организация привлекла и продолжает привлекать деньги краудфандингом.
В чем нуждается украинский ветеранский бизнес
Представители УВФ опросили ветеранов, какие изменения необходимы для усиления их предпринимательства.
Руководитель швейной компании Nika-Text Plus Рената Габер, предприятие специализируется на пошиве военной формы
Многие вопросы возникают относительно работы предприятия в 2023 году. Начнет действовать требование Постановления КМУ №1275 о необходимости заключения рамочных сделок при закупке товаров (военной формы, обуви, рюкзаков и т.п.), стоимость которых равна или превышает 200 тыс. грн.
В чем проблема?
- Время. Для заключения рамочного соглашения используется исключительно процедура открытых торгов с публикацией на английском языке. Это означает, что только первый этап заключения соглашения продлится не менее двух месяцев без учета сроков на возможные обжалования. А согласно пунктам 36–43 проекта постановления КМУ, второй этап – заключение государственного контракта – длится еще 30 дней.
- Отсутствие гарантий получения заказа. Чрезмерная продолжительность процедур, высокая вероятность обжалования решений заказчика с еще большим затягиванием сроков и риски дальнейшего заключения государственных контрактов не дают гарантий бизнесу по получению заказа. Это делает невозможным планирование работы предприятия.
- Запрет предварительной оплаты товаров и услуг. Поставщики сырья требуют не менее 50% аванса. Чтобы сшить военную форму, производители закупают материалы за границей из-за недостаточного производства аналогичных товаров в Украине. Резкое падение курса гривны еще больше усложняет возможность выполнения договоров. Для предоплаты всех материалов, необходимых для выполнения заказа, собственных оборотных средств не хватает.
Для Минобороны Украины первоочередная цель – скорость выполнения соглашений и поставок товаров в сжатые сроки. Учитывая новые требования, украинские производители не смогут быстро реагировать на потребности. Предпочтение, скорее всего, дадут иностранным поставщикам.
Однако и с иностранными поставщиками пока непросто – по таким контрактам дебиторские долги. То есть иностранные поставщики получают от нас денежные средства, однако до сих пор товаров нет.
Игорь Бондаренко, основатель фирмы «Ампер Трейд», специализирующейся на аккумуляторных батареях
Разработал и производит многофункциональные переносные источники энергии (павербанки) для бомбоубежищ, укрытий и военных.
Сложности возникают из-за зарегулированности процесса оформления. Когда штат состоит из руководителя и нескольких сотрудников, очень сложно подготовить всю документацию согласно требованиям. К примеру, для прохождения изделием сертификации требуется много документов. А как с ними работать, знают только те, кто эти документы требует».
Украина имплементировала законы по подписанным международным договорам. Однако подзаконные акты часто нивелируют все принципы равенства субъектов предпринимательской деятельности.
Максим Музыка, основатель компании UA Dynamics по производству дронов
«За донорские средства мы производим ударные дроны для ВСУ и передаем их бесплатно. Нам необходимо получать комплектующие более высокого уровня, относящиеся к группе товаров двойного назначения.
Была история, когда мы пытались ввезти модемы. Нам их продали за границей без сертификатов конечного потребителя. На украинской таможне начались проблемы. У нас были письма от Сил специальных операций, СБУ, ГУР. И все равно потратили полтора месяца, чтобы забрать комплектующие из таможни, где требовали этот сертификат.
На нашей таможне бюрократия. Обеспечиваемые подразделения не всегда имеют быструю связь с высшим руководством. И нет возможности обеспечить нас сертификатами конечного потребителя.
Это может работать так: при ввозе мы декларируем, что товары идут на нужды ВСУ. После изготовления комплексов передаем копию акта, в котором указываем, что здесь использованы комплектующие, ввезенные по спецпроцедуре. Мы готовы отчитываться, куда оно идет, в каком комплексе, и не просим преференций».
Изделия, имеющие потенциал быть широкоупотребляемыми на поле боя силовыми структурами, должны иметь отдельный механизм постановки на вооружение.
Александр Морозов, основатель CleanShot – производства по изготовлению средств для чистки оружия
С 2019 года мы снабжаем салфетками Силы специальных операций. Но нам сделали норму расхода, по которой можно использовать наши салфетки только по пунктам постоянной дислокации. Хотя потребность в них есть повсюду, потому что грязь и влага. Однако на остальные виды войск не можем попасть.
Процесс постановки нового оборудования до сих пор не изменился со времен СССР. В номенклатуре Минобороны нет такого девайса, как буржуйка. Соответственно, закупить они их не могут.
Необходимо создать независимый орган, который мог бы работать на горизонтальном уровне. Во-первых, быстро закрывать потребности подразделений. Во-вторых, сотрудничать с малыми изготовителями.
Сергей Молодид, соучредитель Traverse Tactical Team, занимающейся разработкой и пошивом военного и медицинского снаряжения
В настоящее время приостановил свою деятельность, поскольку служит в ТРО.
«В Украине есть проблема с материальной базой и расходными материалами двойного назначения. И нет разницы: это ткань или бумага. В общем, проблемы со снабжением. К примеру, кордура для военного или медицинского снаряжения, которую у нас качественно никто не производит. Брать заменители опасно. Представляете, если порвутся медицинские ноши под тяжестью человека? Те фирмы, которые занимаются снабжением, перегружены, исчезли или были в таких городах, как Харьков, и работают в ограниченном режиме».
Необходимо большинство процессов перевести в цифровой формат, упростить сертификацию. До полномасштабной войны были попытки оцифровать получение справок. Нужно максимально облегчить, чтобы не тратить много времени на оформление.
Анализ законов и постановлений: что тормозит и способствует процессам
Государственный оборонный заказ был провален в 2021 году, а подзаконные акты, наработанные министерствами, неоднократно критиковал комитет Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки. Электронный реестр участников отбора и исполнителей контракта после продолжительных бюрократических проволочек запустили в августе 2021 года, но только в тестовом режиме.
С начала введения военного положения Кабмин принял сначала Постановление, согласно которому оборонные и публичные закупки осуществлялись без применения процедур закупок и упрощенных закупок. Госзаказчики должны обнародовать заключенные договоры в электронной системе закупок в течение 10 рабочих дней после прекращения или отмены военного положения.
Однако позже своим новым постановлением внесли изменения в особенности осуществления оборонных закупок на период действия военного положения.
По новым правилам госзаказчики:
• государственные заказчики в области обороны;
• службы государственного заказчика;
• воинские части;
• организации, уполномоченные решением госзаказчика в сфере обороны производить закупки и заключать государственные контракты (договоры).
Сейчас госзаказчики закупают товары, не применяя упрощенные процедуры, кроме товаров, определенных в приложении к «Оборонным закупочным особенностям».
Информация об этих закупках представляется и обнародуется в течение трех месяцев со дня прекращения или отмены военного положения в Украине.
Государственные контракты заключаются госзаказчиками с учетом положений первого постановления КМУ. Согласно этому постановлению на период военного положения госзаказчики при закупках товаров, работ и услуг оборонного назначения не заключают компенсационные (офсетные) договора.
По отдельной процедуре рамочных сделок закупаются товары на сумму, превышающую 200 000 грн, указанные в приложении Оборонных закупочных особенностей (форма, одежда, рюкзаки, обувь и т.д.).
Государственный заказчик обнародует в электронной системе отчет о договоре о закупке, заключенном без использования электронной системы закупок, в течение 180 дней со дня прекращения или отмены военного положения в Украине или отдельных ее местностях.
Однако и здесь есть исключения. Госзаказчик может приобрести товары, определенные в приложении к этим Особенностям, стоимость которых превышает 200 000 грн, без применения рамочных сделок в случае, если:
- нужно быстро сделать закупку и госзаказчик не может соблюсти сроки для проведения рамочного соглашения, которое должно документально подтверждаться;
- нет технической возможности использовать электронную систему закупок, что также должен документально подтвердить госзаказчик.
На практике ветеранское предпринимательство больше ориентируется на поставку и закупку товаров волонтерами. Их разработки уже используются в Вооруженных силах Украины и других силовых структурах и без применения постановлений КМУ о проведении испытаний и принятии на вооружение и о проведении испытаний образцов вооружения и военной техники.
Что нужно менять в спецпроцедуре
Государству следует обратить внимание на опыт США, где подрядчики обязаны добавлять ветеранов в свои субподрядные работы. Правительственные и корпоративные предприятия требуют от своих отделов закупок тратить определенный процент средств на услуги ветеранского бизнеса.
Министерством по делам ветеранов Украины разработан проект закона о поддержке ветеранского предпринимательства и ветеранских инициатив. ВРУ получила этот законопроект 25 ноября 2021 года, комитет также предоставил свое заключение. Документ предлагает внести понятие «ветеранского предпринимательства», а органы государственной власти и местного самоуправления должны создавать условия для его развития. Однако народные избранники пока его не рассмотрели.
В целом, стоит задуматься над внедрением специальной программы государственной поддержки ветеранского предпринимательства, в частности, в сфере ОПК. Это можно реализовать по упрощенной процедуре на примере механизма постановления №169 – закон «Об оборонных закупках» позволяет это сделать. Ведь изделия ветеранов прошли не просто испытания, а удачно используются в горячих точках.
Нужно также продумать льготное кредитование, если невозможно заключение офсетных договоров с привлечением государственных банков именно для ветеранских предприятий.
Из-за широкомасштабного вторжения Российской Федерации количество ветеранов растет. Добавляются предприниматели, вставшие на защиту страны, хотя раньше не имели статуса участника боевых действий. И уже сейчас государство должно готовить план интеграции ветеранов в гражданскую жизнь.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.