Согласно отчету The Social Business Initiative of the European Commission, каждое четвертое новое предприятие, создаваемое в ЕС, социальное, а в таких странах как Финляндия, Франция, Бельгия – каждое третье. В Украине название «социальный бизнес» непопулярно. Более того, известные социальные предприятия не используют это название в своем позиционировании. Почему?
Суть социального предпринимательства
Социальное предпринимательство – это бизнес-деятельность, главной целью которой является решение социальных или экологических проблем, в то же время получение прибыли не исключается.
Социальных предпринимателей иногда называют романтиками, но аналитические данные указывают на конкретный эффект. Например, согласно отчету ООН Youth social entrepreneurship and the 2030 agenda, по состоянию на 2020 год:
- среди 58 проанализированных стран 3,2% трудоспособного населения задействованы в социальном предпринимательстве;
- в Перу 10,1% трудоспособного населения задействованы в социальном предпринимательстве;
- в Австралии социальные предприятия генерируют 2–3% ВВП и рабочие места для 200 000 человек.
В Украине также есть примеры социального предпринимательства, но статистика отсутствует. Ведь критерии отнесения деятельности к такой категории нуждаются в обобщении:
- Предприятие направляет весомую часть прибыли (или дохода) к достижению социальной цели.
- Предприятие трудоустраивает представителей уязвимых категорий населения в весомом проценте от общего количества персонала.
- Предприятие продает продукт, который создает определенную социальную инновацию и/или решает определенную социальную или экологическую проблему.
В Украине оперируют разными показателями по каждому из критериев; обсуждение так и не дошло до консенсуса.
Скрытая социальность
Одно из наиболее известных и успешных социальных предприятий в Украине «Горіховий Дім» в 2017 году решило не использовать название «социальная пекарня», хотя весомую часть своей прибыли предприятие направляет на поддержку социальных проектов Фонда «Горіховий дім», в частности на содержание Центра интегральной опеки для женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях.
Известные ветеранские бизнесы Veterano Pizza, Veterano Coffee, Veterano Brownie не используют слово «социальный» для своего маркетинга, хотя трудоустраивают представителей уязвимых категорий населения (участников боевых действий), а также направляют часть прибыли на социальные проекты.
В 2020 году ROZETKA и Visa проводили проект «Бизнес-трамплин», в котором предлагали малому бизнесу заявить о себе. В топ-30 этого конкурса попали такие известные социальные предприятия как Музей в темноте «Третя після опівночі», Социальная Мастерская WoodLuck, Good Bread from Good People, Zelenew – лаборатория ресайклинга, «Україна без сміття» и другие. В описании для конкурса ни одно из этих предприятий не указало, что они являются социальным бизнесом, хотя фактически они являются одними из наиболее успешных социальных предприятий страны.
Словосочитания типа «социальный хлеб», «социальная услуга» и «социально незащищенный» играют не в пользу распространения термина «социальное предпринимательство» в Украине.
В украинском общественном дискурсе «социальный» не может означать «качественный», что, безусловно, вредит продвижению продуктов таких предприятий. Поэтому проще отказаться от названия, которое во многих странах уже стало индикатором наиболее прогрессивного и «человечного» бизнеса.
Как изменить
Чтобы сдвинуть с места стереотипное понимание слова «социальное», нужно движение – как со стороны общества, так и со стороны социального бизнеса.
Общественный дискурс изменится тогда, когда социальные предприниматели осознают преимущества бизнеса «социальности» и начнут использовать его для усиления, как это происходит во многих странах. Это можно ввести при условии продажи не менее качественных товаров и услуг, чем продает обычный бизнес.
Слово «социальный» уже сегодня в Украине может помочь привлечь дополнительные ресурсы для старта собственного дела через программы поддержки западных и украинских доноров. Оно может быть использовано для продвижения собственного продукта среди аудитории, знающей суть темы.
Такое позиционирование может даже помочь социальному бизнесу продавать более дорогой товар подобного качества по сравнению с «несоциальным» предприятием (яркий пример – обувь Toms). Клиент будет готов заплатить больше, если предприятие сможет объяснить, на какое полезное дело пойдет излишек денег, и отчитается по результатам.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.