Норвежский политик Йенс Столтенберг руководил самым мощным в мире военным альянсом НАТО 10 лет. Он вступил на эту должность 1 октября 2014 года – в разгар войны на Донбассе, когда Россия уже оккупировала Крым. За это время Украина так и не стала членом НАТО, а в Европе началась самая большая война со времен Второй мировой. Изданию FT удалось встретиться и поговорить с экс-генсеком НАТО на его родном острове Утея. Forbes выбрал 10 тезисов из разговора: о войне в Украине и вступлении в НАТО, «красных линиях» Путина и угрозах президентства Дональда Трампа.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
О подготовке России к полномасштабному вторжению
В том, что Путин начнет [самую большую войну в Европе с 1945 года], я убедился в середине осени 2021 года. Примерно за месяц до того, как США обнародовали отчеты разведки о мощном наращивании Россией военной силы. Но тогда некоторых союзников по НАТО, таких как президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц, это не убедило. Я сказал им: неважно, считаете ли вы, что вероятность вторжения составляет 90% или 10%, нам нужно подготовиться к тому, что это может произойти.
Если бы в начале полномасштабного вторжения Киев упал и россияне взяли [президента Владимира] Зеленского, к чему они были очень близки, война была бы совсем другой.
О военной поддержке
Большинство стран НАТО были против предоставления Украине летального оружия перед полномасштабным вторжением России. Была дискуссия, очень боялись последствий, но таки решились.
Мы должны были предоставить Украине гораздо больше военной поддержки еще до вторжения. А после – более быстрыми темпами поставлять более совершенное оружие. Возможно, это даже могло бы предотвратить вторжение или значительно усложнило бы планы [России] относительно Украины. Беру за это свою часть ответственности.
Об отказе НАТО в установлении над Украиной бесполетной зоны
Первый мой телефонный разговор с Зеленским после 22 февраля был довольно тяжелым. Отчасти из-за опасений, что россияне вскоре поймают или убьют его. Но больше потому, что значительная часть того разговора касалась установления над Украиной бесполетной зоны. Зеленский хотел бесполетную зону. И я не смог ее предоставить. Не жалею об этом. С самого начала я сформулировал подход НАТО: поддерживать Украину, но не являться частью конфликта.
О лидерстве Зеленского
Когда я впервые встретился с Зеленским в июне 2019 года, он мне понравился. Но тогда я не представлял себе, что он сможет стать военным лидером. Он был неопытным, задавал самые простые вопросы. Я его недооценил.
Об угрозе России для ЕС и ядерном шантаже Путина
Москва представляет угрозу для Европы с широким спектром враждебных действий. Это непредсказуемая, опасная среда. Мы много обсуждали и решали вопросы пересечения красных линий, которые очертил Путин, особенно в начале полномасштабной войны.
С тех пор мы многие из них пересекли. Но Россия не отреагировала так, как угрожал Путин. Если он захочет эскалацию с применением оружия массового уничтожения, то найдет и использует все необходимые ему оправдания такого шага. Пока мы видели, что он блефует.
О НАТО при президентстве Дональда Трампа
После победы Трампа на президентских выборах [в 2017 году] я сказал своей команде, что теперь нам не стоит шутить. Мы должны с уважением относиться к президенту США, независимо от того, соглашаемся мы с ним или нет.
Во время своей каденции Трамп угрожал вывести США из НАТО, если Европа не увеличит расходы на оборону. Некоторые члены Североатлантического союза считали, что должны сдаться и просто спрятаться на четыре года. Некоторые даже предлагали не проводить саммитов НАТО. Я решил поступить наоборот: принять его требование.
О расходах НАТО на оборону
Несмотря на прогресс в увеличении расходов Европы на оборону, этого все еще недостаточно для решения проблем, которые поставила перед нами Россия. У Европы слишком мало оружия, возможностей и войск в высокой готовности. Мы знаем, что отстаем [от россиян]. И Россия об этом знает.
Не могу сказать точно, сколько будет стоить усиление нашей обороны. Но если союзники собираются реализовать обещанные ими планы, это будет стоить гораздо больше действующих обязательств в 2% расходов на оборону.
О возможных переговорах Украины с Россией
После президентских выборов в США может последовать новый импульс для переговоров Украины и России. Не думаю, что это будет призыв сдаться.
Украина сама должна решить, когда и как вести переговоры с Россией. Но нам нужно создать условия, которые позволят ей сесть с россиянами за стол переговоров и получить что-либо приемлемое, чтобы украинцы выжили как независимая нация.
Финляндия вела отважную войну против СССР в 1939 году. Тогда Красная армия понесла гораздо большие расходы, чем ожидалось. Но война окончилась тем, что Финляндия отдала Советскому Союзу 10% своих территорий. Зато получила безопасную границу.
О вступлении Украины в НАТО
Хотя Украина стремится стать членом НАТО, есть сложность из-за реакции России и возможных решений, таких как ограничение гарантий по статье 5 на определенные территории. Но когда есть на это воля, найдутся способы. Нужна граница, которая будет определять, где применяется статья 5, и Украина должна контролировать всю территорию этой границы.
К примеру, Западная Германия считала Восточную Германию частью Германии, у них не было посольства в Восточном Берлине. Но НАТО, конечно, защищало только Западную Германию.
О продолжении поддержки Украины
НАТО будет продолжать поддерживать Украину, но решения с Россией могут включать в себя сложные территориальные и политические компромиссы для обеспечения суверенитета Украины.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.