НАТО Україна в НАТО /Getty Images
Категория
Мир
Дата

«Мост к НАТО». Как принять Украину в Альянс и не развязать Третью мировую? Примеры Норвегии и Западной Германии

5 хв читання

Флаг НАТО и Украины Фото Getty Images

9 июля лидеры стран НАТО соберутся в Вашингтоне на очередном саммите Альянса. Ожидается, что там будет и президент Украины Владимир Зеленский, чья страна надеется на членство в оборонном союзе. Почётный преподаватель истории на факультете углубленных международных исследований при Университете Джона Гопкинса М.Э. Саротт в своей колонке Foreign Affairs рассматривает сценарии вступления Украины в НАТО так, чтобы война в Украине не переросла в войну НАТО и России. Forbes Ukraine пересказывает главное из материала.

За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!

Госпожа Саротт пишет, что все мы точно знаем одно: на саммите НАТО в Вашингтоне Украина точно не станет 33-м членом Альянса. Утешительным призом станет «мост к НАТО», ведь из-за активной войны на территории Украины некоторые страны, такие как США и Германия, считают неприемлемым вступление Киева в Альянс. Все из-за Пятой статьи, которая обязывает союзников защищать друг друга, если на кого-то из них нападут.

Эксперт со времен холодной войны отметила, что в истории НАТО существуют прецеденты, которые могли бы сделать возможным принятие Украины в Альянс с меньшими рисками развязывания Третьей мировой. Саррот знает, что примеры двух других стран, о которых она пишет, неидеально подходят для Украины, и нет гарантии, что они сработают для нее. Впрочем, пишет историк, если кто-то заслуживает поиска всех возможных вариантов помощи, так это именно Украина.

Норвежский сценарий

75 лет назад Норвегия хотела того, чего сегодня хочет Украина: стать союзником НАТО, несмотря на то что у нее есть граница с Россией (тогда с Советским Союзом). Нейтралитет ее больше не привлекал. Ярким примером такой позиции Норвегии стал кейс Чехословакии, ранее оккупированной Востоком и Западом, и которая в 1948 году попала под контроль Москвы.

Решив стать членом Североатлантического альянса, Норвегия понимала, что приведет НАТО к границам СССР, а значит, может разжечь геополитическую ситуацию в регионе. Поэтому 1 февраля 1949 года, за два месяца до создания НАТО, правительство страны принимает одностороннюю декларацию, в которой говорится, что «на территории Норвегии не будут расположены военные формирования Альянса, пока на нее не нападут или не будет прямой угрозы нападению».

Саротт считает, что хотя между Норвегией времен холодной войны и Украиной в сегодняшней войне есть много отличий, норвежская модель остается актуальной, потому что доказывает: граничащая с Россией страна может присоединиться к НАТО, если четко пропишет односторонние исключения, которые снизят риски враждебной реакции от Москвы.

Опираясь на заявления Путина и Бориса Ельцина, исследовательница пришла к выводу, что российских лидеров беспокоит не столько членство соседних с ней стран в НАТО, сколько размещение на их территориях военной инфраструктуры, как например, военные базы, оружие быстрого реагирования и ближнего радиуса действия.

Стратегия Норвегии помогла «не гневить» Москву и в то же время позволила ей стать полноценным членом Альянса с защитой по Пятой поправке в случае реальной угрозы.

Дилемма Западной Германии

Если пример Норвегии был интересен Украине тем, что она тоже граничит с Россией, то случай Западной Германии показывает, что разделенная страна может войти в НАТО. Саротт пишет, что сценарий разделенной Германии упоминали на прошлогоднем саммите в Вильнюсе. Но, отмечает исследовательница, тогда никто не говорил о серьезном риске этого кейса: в НАТО взяли не Германию, а Западную Германию, то есть Восточная Германия осталась сама по себе.

Саротт объясняет, что для вступления в НАТО у страны должны быть четко определены границы, которые в случае нападения будут подпадать под защиту союзников в соответствии с Пятой статьей. Если коротко, то правительство Западной Германии приняло закон о «временных границах, которые страна вынуждена терпеть в течение неопределенного времени, но не окончательно признавать». А в дипломатическом соглашении о вступлении в Альянс Западная Германия указала о возможности смены временных границ.

Киев заслуживает на лучшее, чем эта досадная модель, добавляет историк, но ни Украина, ни ее союзники ничего пока не могут сделать с де-факто разделением страны, как бы самоотверженно ее военнослужащие не пытались отвоевать оккупированные земли.

Саротт приводит такие преимущества западногерманского сценария вступления.

  • Лучше получить полноценное членство в НАТО для неоккупированной части Украины, чем смотреть, как крайне важная помощь США сокращается из-за ссор в Конгрессе и переизбрании Трампа.
  • Вступление в Альянс помогло Западной Германии активизировать экономическое развитие, ввести демократические законы и стать крупным экспортером, чего историк желает и для Украины.
  • Членство в НАТО для большей части Украины позволит Киеву развиваться, не ожидая подачек от Путина в виде неопределенного мира.

Украинский сценарий

Саротт предлагает членам НАТО в частном порядке привлечь Украину к следующим шагам.

  1. Определить временные границы, которые можно защитить.
  2. Принять решение об ограничении расположения военной инфраструктуры НАТО на своей территории (военных баз или ядерного оружия) с обязательной поправкой на то, что эти ограничения будут действовать исключительно при условии, что на Украину во временно очерченных границах не напали или не собираются нападать.
  3. Согласиться не использовать военную силу за пределами своих границ, кроме как для самозащиты.

Если все это удастся, далее можно говорить о возможном вступлении Украины в НАТО – желательно до 20 января 2025 года, но можно и в рамках «соглашения» Трампа, пишет исследовательница. Она добавляет, что такое вступление Украины в НАТО не будет обсуждаться с Россией, но вопрос неразмещения натовской военной инфраструктуры в Украине можно использовать как рычаг во время мирных переговоров. По крайней мере, переговоры с таким вопросом на повестке дня дадут понять: Путин и в этот раз просто не хочет видеть базы НАТО у своих границ или просто не хочет Украины в НАТО, считает Саротт.

Определяет историк и значительные риски и проблемы с таким сценарием.

  1. Достичь единодушной поддержки вступления Украины всеми членами НАТО.
  2. Оппозиция и угрозы России. Впрочем, может быть и так, что режим Путина «продаст» принятие временных границ Украины как собственную победу и на этом немного успокоится. Это, конечно, не улучшит положение украинцев на оккупированных территориях, но без вступления западных сил в войну им и так не поздоровится, ведь самостоятельно Украина пока не может освободить свои территории.
  3. Москва может объявить о бойкоте любых мирных переговоров. Однако Путин не зарекомендовал себя как надежный партнер в переговорах. Украина и ее союзники, по мнению Саротт, могут и должны стремиться к миру без Путина.
  4. Недовольство украинцев Владимиром Зеленским за узаконивание временных границ Украины. Но президент может обвинить в необходимости такого решения Запад.
  5. Защитить принятую в НАТО территорию Украины будет очень сложно. Но есть луч надежды, ведь в последнее время западные доноры оружия начали позволять бить их оружием по территории России, а значит, украинские союзники проявляют большую терпимость к рискам. Поэтому другая исследовательница Джейд Макглин считает, что временные границы Украины могут объявить бесполетной зоной в процессе принятия членства Киева.

Весь этот сценарий будет держаться на силе Пятой статьи, которая продемонстрировала свою эффективность, считает Саротт. Даже во время унизительного отступления россиян осенью 2022-го, когда Путин, по некоторым сообщениям, думал о применении ядерного оружия, он все равно не нарушил Пятую статью, а ведь он не раз заявлял о том, что на самом деле его армия сражается в Украине с НАТО.

Этот сценарий может удовлетворить Путина еще и потому, что предполагает отказ от применения оружия Украиной по территории России и отсутствие сил НАТО на украинских землях, объясняет Саротт.

Этот сценарий может и неидеальный, но времени и возможностей для лучших остается мало, пишет в заключение исследовательница. Приход Трампа к президентству в США, скорее всего, принесет с собой сокращение помощи, которую Европа вряд ли сможет полностью перекрыть. Поэтому обеспечение безопасности Украины путем вступления в НАТО, пусть с определенными неприятными уступками, следует рассматривать серьезно.

Саротт отмечает, что обеспечение безопасности Украины союзникам не следует воспринимать как акт альтруизма, который можно отложить до более удобной возможности, а как вклад в собственную безопасность и стабильность. Членство в Североатлантическом альянсе может с этим помочь, а примеры Норвегии и Западной Германии показывают, как привести Киев к свободе, процветанию и безопасности.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд