Категория
Война
Дата

Forbes Digital

Суд в Гааге впервые признал Россию нарушительницей международного права. Но отклонил почти все требования Украины. Что далее? Интервью с Антоном Кориневичем, представлявшим Украину в суде

6 хв читання

Антон Кориневич, Оксана Золотарьова /Getty Images

Посол МИД по особым поручениям Антон Кориневич (п) и директор Департамента по международному праву в МИД Оксана Золотарева (л) в Международном суде ООН 31 января 2024-го Фото Getty Images

Международный суд ООН 31 января впервые в истории признал Россию нарушительницей международного права за происходящее на Донбассе и в Крыму после 2014 года. Для этого Украина избрала рискованную стратегию – включила в иск максимальное количество требований, большинство из которых суд не удовлетворил. Поэтому оценки решения – крайне полярны. Что в действительности решил Суд ООН и какова от этого польза Украины?

«Большое дело» Украины против России продолжалось в Международном суде ООН более семи лет. Материалы дела печатали несколько дней и везли из Киева в Гаагу на микроавтобусе.

Для аргументации нарушений на Донбассе Украина строила защиту на Конвенции о запрете финансирования терроризма и доказывала, что Россия нарушила ее, снабжая оружием боевиков террористических организаций «ДНР» и «ЛНР». В доказательствах был, в частности, эпизод о предоставлении Россией ЗРК «Бук» группе боевиков под руководством Игоря Гиркина (Стрелкова), которые летом 2014-го сбили гражданский лайнер MH17 над Донбассом.

Для Крыма Украина использовала Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации из-за преследования украинцев и крымских татар на оккупированном полуострове. Среди доказательств было, в частности, закрытие Меджлиса и украинских школ в Крыму.

Суд признал, что у России есть по одному нарушению обеих конвенций. Но отклонил другие требования и не присудил Украине компенсации.

Почему так произошло и будет ли Украина отстаивать свои права далее? Forbes обсудил это с Антоном Кориневичем, послом МИД по особым поручениям, представляющим Украину в Гааге.

Разговор сокращен и отредактирован для ясности.

О максимальных требованиях Украины

Почему мы выбрали для Донбасса и Крыма две, казалось бы, странные конвенции – о финансировании терроризма и расовой дискриминации?

Ничего удивительного. Международный суд ООН может рассматривать дела, если государства являются участниками конвенций, позволяющих разрешать споры по ним в Международном суде ООН.

Эти две конвенции ратифицированы Украиной и Россией. Содержат положения: если стороны не придут к соглашению путем переговоров и предложения о создании арбитража, спор может передаваться Международному суду ООН.

Каковы основные требования Украины?

Конвенция о финансировании терроризма касалась событий на Донбассе. О ликвидации всех форм расовой дискриминации – событий в Крыму. Во втором случае мы говорили о расовой дискриминации украинцев и крымских татар. Об уничтожении образования на украинском языке, нарушении прав этнических украинцев и крымских татар и всем, что с этим связано. Это и право на собрание, на свои представительские органы, и все остальное.

О событиях на Донбассе – Россия поставляла вооружение и другие материалы, которые позволяли организованным вооруженным группам вести вооруженные действия. Также наши требования касались того, что РФ отказывалась сотрудничать с Украиной и оказывать правовую помощь по расследованию возможных фактов финансирования терроризма.

Исковых требований было много, они подразделялись на меньшие требования. В таких делах следует предоставлять максимальное количество требований.

В вашей команде это называют «методом кухонной мойки».

Да. У суда должен быть выбор, если он решит, что какие-то требования не может удовлетворить. Не потребуй – суду нечего будет удовлетворять.

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд