Международный суд ООН 31 января впервые в истории признал Россию нарушительницей международного права за происходящее на Донбассе и в Крыму после 2014 года. Для этого Украина избрала рискованную стратегию – включила в иск максимальное количество требований, большинство из которых суд не удовлетворил. Поэтому оценки решения – крайне полярны. Что в действительности решил Суд ООН и какова от этого польза Украины?
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною чотирьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас.
«Большое дело» Украины против России продолжалось в Международном суде ООН более семи лет. Материалы дела печатали несколько дней и везли из Киева в Гаагу на микроавтобусе.
Для аргументации нарушений на Донбассе Украина строила защиту на Конвенции о запрете финансирования терроризма и доказывала, что Россия нарушила ее, снабжая оружием боевиков террористических организаций «ДНР» и «ЛНР». В доказательствах был, в частности, эпизод о предоставлении Россией ЗРК «Бук» группе боевиков под руководством Игоря Гиркина (Стрелкова), которые летом 2014-го сбили гражданский лайнер MH17 над Донбассом.
Для Крыма Украина использовала Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации из-за преследования украинцев и крымских татар на оккупированном полуострове. Среди доказательств было, в частности, закрытие Меджлиса и украинских школ в Крыму.
Суд признал, что у России есть по одному нарушению обеих конвенций. Но отклонил другие требования и не присудил Украине компенсации.
Почему так произошло и будет ли Украина отстаивать свои права далее? Forbes обсудил это с Антоном Кориневичем, послом МИД по особым поручениям, представляющим Украину в Гааге.
Разговор сокращен и отредактирован для ясности.
О максимальных требованиях Украины
Почему мы выбрали для Донбасса и Крыма две, казалось бы, странные конвенции – о финансировании терроризма и расовой дискриминации?
Ничего удивительного. Международный суд ООН может рассматривать дела, если государства являются участниками конвенций, позволяющих разрешать споры по ним в Международном суде ООН.
Эти две конвенции ратифицированы Украиной и Россией. Содержат положения: если стороны не придут к соглашению путем переговоров и предложения о создании арбитража, спор может передаваться Международному суду ООН.
Каковы основные требования Украины?
Конвенция о финансировании терроризма касалась событий на Донбассе. О ликвидации всех форм расовой дискриминации – событий в Крыму. Во втором случае мы говорили о расовой дискриминации украинцев и крымских татар. Об уничтожении образования на украинском языке, нарушении прав этнических украинцев и крымских татар и всем, что с этим связано. Это и право на собрание, на свои представительские органы, и все остальное.
О событиях на Донбассе – Россия поставляла вооружение и другие материалы, которые позволяли организованным вооруженным группам вести вооруженные действия. Также наши требования касались того, что РФ отказывалась сотрудничать с Украиной и оказывать правовую помощь по расследованию возможных фактов финансирования терроризма.
Исковых требований было много, они подразделялись на меньшие требования. В таких делах следует предоставлять максимальное количество требований.
В вашей команде это называют «методом кухонной мойки».
Да. У суда должен быть выбор, если он решит, что какие-то требования не может удовлетворить. Не потребуй – суду нечего будет удовлетворять.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.