30 лет украинского бизнеса. Какими мы были, как стали теми, кто мы есть, — Forbes рассказывает о том, как из руин советского строя прорастали инициатива, изобретательность, деловая хватка украинских предпринимателей. Один год — одна история, один урок. 2011 год
Второй год правления Виктора Януковича прошел под знаком большого инфраструктурного строительства. В 2011 году правительство потратило $1,65 млрд (более 13 млрд грн) на подготовку Украины к чемпионату Европы по футболу. Стоила ли овчинка выделки, эксперты спорят до сих пор, но без быстрых и существенных вливаний Украина точно рисковала остаться без Евро-2012.
Вот характерная картинка с собрания руководства УЕФА в швейцарском Ньоне. 2010-й. Все на нервах. Президент УЕФА, легендарный Мишель Платини, изучил отчеты о низкой готовности стадионов во Львове и Киеве и не скрывал ярости. «Вместе с директором UEFA Events Мартином Калленом мы заверяли его, что успеем достроить, – вспоминает Маркиян Лубкивский, руководивший оргкомитетом Евро-2012. – Платини ответил, что если не успеем, он будет играть в футбол нашими головами».
У Платини были основания злиться. Украина и Польша были выбраны как организаторы чемпионата в 2007 году, а Киев за три года не сделал почти ничего, чтобы привести в порядок стадионы, аэропорты и дороги. Нервничал и владелец киевского «Динамо» Григорий Суркис, который в качестве президента Федерации футбола Украины потратил кучу усилий, чтобы привести Евро-2012 в страну. «Чтобы проверить, как болельщики будут передвигаться по Украине, во время очередной инспекции чиновники УЕФА попросили меня поехать с ними рейсовым автобусом из Киева в Харьков и Донецк, – вспоминает Лубкивский. – Это был кошмар: автобусы останавливались чуть ли не в каждом селе, весь путь занимал около 12 часов». Узнав об этой экспедиции, Суркис позвонил Лубкивскому с возмущенным «Что ты творишь?».
Правительству удалось убедить функционеров УЕФА не забирать чемпионат у Киева и Львова. Вопреки ожиданиям, стадионы и аэропорты были сданы в срок. Вице-премьер Борис Колесников, отвечавший за подготовку к чемпионату, принимал решения куда быстрее, чем его предшественник Иван Васюник. «У Колесникова одно заседание занимало минут пять-шесть и на нем принималось несколько решений, у Васюника – по пять-шесть часов и ни одного решения», – рассказывает участник заседаний, просивший не упоминать его имени в статье.
Подрядчиков для строительства стадионов отбирали по ускоренной процедуре. Подряды на 7,2 млрд грн (трасса Борисполь – Дубно, аэропорт в Донецке, взлетная полоса Львовского аэропорта) получила компания «Альтком» дончанина Александра Тисленко – давнего знакомого Колесникова. Стадион в Харькове строили компании Александра Ярославского, НСК «Олимпийский» в Киеве – муниципальный «Киевгорстрой» и АК «Инжиниринг» Владимира Артюха.
Общие затраты бюджета на подготовку к чемпионату Янукович в 2012 году оценил в 35 млрд грн ($4,4 млрд). Госпрограмма, принятая его правительством в 2010 году, предусматривала инвестиции в 110 млрд грн ($14 млрд), правда, 76% этих расходов предназначались для улучшения транспортной инфраструктуры.
Что получила взамен Украина? «Если сравнивать, сколько было вложено, а сколько украдено, то эффект может быть и не в пользу Украины», – говорит исполнительный директор Института экономических исследований и политических консультаций Оксана Кузякив, которая изучала экономические последствия чемпионата. Оценить масштаб украденного она затрудняется.
Все обвинения в коррупции Колесников отвергает. «Всех подрядчиков отбирали в открытых тендерах, – говорит он. – И потом все было проверено и перепроверено».
Самый очевидный эффект – приток денег от наплыва туристов. Доходы от предоставления туристических услуг в 2012 году выросли на 42%, или на 2 млрд грн. Во время турнира страну посетило около 1,8 млн иностранцев, каждый из которых потратил от €200 до €400, сообщало Национальное агентство по вопросам подготовки к Евро-2012.
Более важные последствия – качественное изменение спортивной и транспортной инфраструктуры. Во Львове, Киеве и Харькове появились современные стадионы. По состоянию на 2011 год у нас не было в стране аэропортов в европейском понимании этого слова», – говорит Колесников. Львов, Донецк и Харьков получили новые аэропорты, а аэропорт Борисполь – терминал D. «Благодаря новому аэропорту бизнес уже почти 10 лет получает доходы», – говорит совладелец львовской компании !Fest Андрей Худо.
Перед чемпионатом «Укрзализныця» закупила скоростные поезда Hyundai, соединившие Киев с Донецком, Харьковом и Львовом. Раньше дорога в эти города занимала около полусуток, теперь – несколько часов. «Выход пассажирских перевозок на новый уровень – один из долгосрочных эффектов Евро-2012», – признает Кузякив. Через девять лет после турнира скоростные поезда Hyundai, Skoda и Крюковского завода курсируют по восьми маршрутам. Наличие современного стадиона в Киеве позволило Украине получить финал Лиги чемпионов УЕФА 2018 года.
Изменился и уровень сервиса. «Мы учили персонал гостиниц, ресторанов и кафе быть гостеприимными, говорить на английском, учили людей улыбаться, – вспоминает мэр Львова Андрей Садовый. – Все это работает до сих пор».
Помогло? По опросу GFK Ukraine, проведенному во время чемпионата, 85% иностранных туристов приехали в Украину впервые. 76% выразили желание приехать снова, а 17% были уверены, что Украина – часть Евросоюза.
Аппетит приходит во время еды. После позитивных отзывов о Евро-2012 Украина подала заявку на проведение в Карпатах зимней Олимпиады-2022. «Нам помешала только российская агрессия, – говорит Садовый. – Но я верю, что мы еще вернемся к этой идее».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.