«Не привлекать внимания госорганов», – так обосновывали непрозрачность своего бизнеса некоторые кандидаты списка Forbes Next250 в этом году. В списке присутствуют компании, работающие на нескольких ФЛП, ООО и ФЛП и подобных системах. Почему предприниматели не строят бизнес «в белую»? Что побуждает избегать уплаты налогов и каких возможностей лишает работа на структуре ФЛП? Четверо владельцев и директоров малых и средних компаний согласились рассказать Forbes на условиях анонимности
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
«Когда получим EBITDA 20% – сможем работать «в белую» и не умереть», – говорит на правах анонимности основатель компании по производству металлоконструкций. Через ООО и три ФЛП за 2023-й предприятие получило выручку 9 млн грн, почти столько же поступило необлагаемо в наличке, добавляет он. Единственный способ нарастить EBITDA, колебавшийся между 7% и 12%, – экспорт. За первый квартал 2024-го продажи в пять стран принесли компании четверть от всей выручки, добавляет он. Почему бизнес построен на такой схеме?
На старте не было идеального финплана, говорит основатель. Опыт в проектном менеджменте мотивировал в 2020 г. открыть собственное производство с конкурентными окладами. «Меня раздражало, что рабочие предприятий получают низкие зарплаты», – объясняет он. Реалии рынка принудили переосмыслить подход. Исходная цена металлоконструкций в $1500–2000 оказалась неконкурентной в Украине, говорит основатель. «Первые два года я дофинансировал предприятие», – говорит он.
Чтобы поддерживать уровень зарплат в 35 000–40 000 грн, приходится нанимать половину из 20 работников неофициально. Другая причина – это отчасти обезопашивает их от мобилизации. «Если я сейчас перейду в белую зону, снова окажусь в минусе», – говорит предприниматель.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.