Олег Антоненко, основатель Aisberg. /из личного архива
Категория
Свой бизнес
Дата

Холод из Одессы. Как Олег Антоненко научился продавать свое оборудование в ЕС, Африку и Ближний Восток после потери российского рынка

Олег Антоненко, основатель Aisberg. Фото из личного архива

Для одесского производителя холодильного оборудования Aisberg пандемия обернулась настоящими качелями. Сначала – глубокий провал, продажи остановились. Потом– резкий рост спроса: ритейлеры бросились обновлять интерьеры. В 2020 году выручка компании упала на 22%, до 163 млн грн, а в 2021‑м должна подскочить на 80 с лишним процентов, прогнозирует основатель Aisberg Олег Антоненко, 57.

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

42% продаж Aisberg приходится на экспорт в страны Евросоюза, Ближнего Востока и Африки. Антоненко производит и продает холодильники больше 30 лет. Шесть из них ушло на то, чтобы освоиться на зарубежных рынках. Aisberg – узнаваемый бренд, отмечает директор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля. Главные конкуренты в Украине – местные производители Hitline и Modern Expo. «Никто не делал качественный анализ рынка производителей холодильного оборудования, но думаю, что основную долю на нем занимают Aisberg и Hitline»,– говорит Гугля.

Инженер по образованию, Антоненко занялся бизнесом в 1989 году. Собирал аппараты для охлаждения лазерных станков и холодильные машины для колхозов. В 1998 году переключился на импорт итальянского холодильного оборудования для магазинов. А в 2006‑м решил собирать собственные холодильники под брендом Aisberg.

Через два года предприниматель привез оборудование Aisberg на профильную выставку EuroShop в Дюссельдорфе. «Вернулся с пустыми руками», – рассказывает он. Следующую попытку он предпринял в 2011 году. И снова безрезультатно. На этот раз Антоненко понял причину неудачи. Точнее, сразу три.

Во‑первых, он увлекся новинками, а дилеры искали надежные, ходовые модели. «Я думал, никому не интересно смотреть на то, что у всех есть, – говорит он. – Мы всех удивили, но никто не покупал».

У новинок, признает Антоненко, обычно полно технических изъянов. Во‑вторых, низкая цена не гарантирует хорошие продажи – «всегда найдется конкурент, который предложит цену ниже». Важно не распыляться, а выбрать свою нишу и в ней совершенствоваться. По словам Антоненко, в машиностроении цена – не определяющий фактор. Клиенты в первую очередь смотрят на надежность комплектующих, энергопотребление и другие технические нюансы. Бизнесмен решил, что будет делать оборудование под конкретные требования заказчика. Кастомизация у Aisberg – основа бизнеса.

В‑третьих, и на этом обжигаются многие начинающие экспортеры, – невзрачный выставочный стенд. В 2020 году на EuroShop было 16 павильонов, более 2000 участников и 94 000 посетителей. За пять дней все не обойти, стенд должен привлекать внимание не хуже самого оборудования, говорит Антоненко. Чтобы бросаться в глаза, Aisberg потратил в прошлом году на свой стенд около €560 за кв. м.

Выставка в Дюссельдорфе проходит раз в три года. Очередную попытку Антоненко предпринял в разгар Революции достоинства. На этот раз подвела картинка с Майдана – «никто не покупает у бизнесмена, в чьей стране революция». Ситуацию усугублял тот факт, что 30% своей продукции компания продавала в России. Как и другие украинские машиностроители, Антоненко потерял этот рынок.

Помощь пришла из Брюсселя. В 2014 году ЕС обнулил пошлины на товары из Украины. Это позволило снизить конечную цену оборудования Aisberg на 5–10%. «Вроде бы немного, но когда рентабельность производства 8%, это большая экономия»,– говорит Антоненко.

Сегодня холодильники Aisberg поставляются в Италию, Германию, Австрию, Латвию, Нидерланды. По данным Минэкономики, в 2020 году Украина экспортировала в Евросоюз машиностроительных товаров почти на $3 млрд, при том что общий машиностроительный импорт в ЕС достигает $120 млрд, говорит Игорь Гужва, руководитель центра развития рыночной экономики CMD‑Ukraine. «Украина могла бы поставлять в Европу таких товаров на $5–10 млрд», – говорит он.

Холод из Одессы. Как Олег Антоненко научился продавать свое оборудование в ЕС, Африку и Ближний Восток после потери российского рынка /Фото 1
Холод из Одессы. Как Олег Антоненко научился продавать свое оборудование в ЕС, Африку и Ближний Восток после потери российского рынка /Фото 2
Холод из Одессы. Как Олег Антоненко научился продавать свое оборудование в ЕС, Африку и Ближний Восток после потери российского рынка /Фото 3
Холод из Одессы. Как Олег Антоненко научился продавать свое оборудование в ЕС, Африку и Ближний Восток после потери российского рынка /Фото 4
Холод из Одессы. Как Олег Антоненко научился продавать свое оборудование в ЕС, Африку и Ближний Восток после потери российского рынка /Фото 5
Предыдущий слайд
Следующий слайд

Помимо ЕС Антоненко обратил внимание на покупателей в странах Ближнего Востока и Африки. Дилеры в Ираке, ОАЭ, Саудовской Аравии, Омане, Кении, Судане и Египте не только продают, но и при необходимости ремонтируют оборудование Aisberg.

Пандемия сначала больно ударила по Aisberg, но потом подыграла компании – ритейлеры инвестировали в расширение и обновление уже существующих площадей. С начала 2020 года, напоминает Гугля, в стране открылось 900 сетевых магазинов: для Украины это очень высокие темпы роста. «У супермаркетов масса идей необычных витрин, но они не могут найти подрядчика, который сможет воплотить задумку,– добавляет Антоненко.– А мы можем». К концу 2020 года Aisberg увеличил объемы производства в полтора раза.

В Aisberg работает 200 человек. По словам Антоненко, раньше компания бралась изготовить любое оборудование за три‑четыре недели. Заказы принимаются за шесть – восемь недель до начала работ– все мощности забиты. «Новым клиентам приходится становиться в очередь», – с гордостью говорит Антоненко. Среди них нидерландская Spar, немецкие Metro и Kaufland, французская Carrefour, австрийская Billa, кувейтская Sultan Center. У Aisberg около 2000 клиентов. Это продуктовые магазины, торговые сети, производители мяса и молока.

Чтобы справиться с наплывом клиентов, предприниматель реинвестирует почти всю прибыль в расширение, инвестиции не привлекает. До конца 2021 года Aisberg должен перенести производство в более просторное помещение, что позволит нарастить мощности еще на 50%. «Мы придерживаемся японской философии, – говорит Антоненко. – Растем шаг за шагом».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине