Закрытие бизнеса требует не меньшей подготовки, чем открытие. Как сделать этот процесс менее болезненным для команды, клиентов и партнеров
Когда открывают бизнес, об этом говорят много и часто, ведь важно, чтобы о новом деле узнало как можно больше потенциальных клиентов. Но не у всех бизнесов хватает внимания и усилий на продуманные коммуникации о прекращении существования компании. Хотя это важно независимо от того, закрывается стартап или завод, вся компания или весомая ее часть. Потому репутация бизнеса и его владельцев и управленцев продолжает жить даже после смерти компании.
За последние годы мы поддерживали клиентов в ряде событий – от сокращения 80% штата до полного закрытия компании. Вот пошаговый гайд, который поможет красиво похоронить бизнес, а не репутацию.
Шаг 1. Определите, кого затронет новость
На первый взгляд, закрытие компании касается только самой компании и тех, кто в ней работает. На самом деле список гораздо шире. Вот о ком еще стоит подумать.
- Ваши клиенты/заказчики. Да, возможно, их было немного, и именно поэтому вы закрываетесь. Но кто-то же привык покупать именно у вас, и деньги этих людей поддерживали существование вашего бизнеса. Неправильно, если они узнают о закрытии с таблички на двери «Магазин больше не работает» или «Ошибка 404», вместо страницы вашего сайта.
- Ваши партнеры или поставщики. Если для кого-то ваша компания была крупным клиентом, прекращение ее существования станет потрясением для бизнеса. О таких вещах лучше знать заранее. Кроме того, ваших партнеров точно будет интересовать вопрос незавершенных расчетов. Поэтому стоит заранее продумать, как и какие свои обязательства вы будете выполнять, и включить эту информацию в коммуникацию на партнеров, чтобы предупредить шквал звонков и писем.
- Местные власти. Эта аудитория будет актуальной не для всех. Но если закрывается подразделение международной компании (т.е. из региона уходит международный инвестор) или крупное промышленное предприятие, которое было крупным работодателем, вам стоит запланировать отдельные коммуникации с представителями местной власти и общества. Ведь ваше решение о закрытии, скорее всего, существенно повлияет на жизнь всего региона.
- Медиа. Не всегда уместно проактивно сообщать медиа о ликвидации бизнеса, но иметь готовый пресс-релиз или заявление от компании на случай запросов от журналистов, которые слышат об этом из других источников, точно надо.
Впрочем, важнейшим аудиторией, безусловно, будут ваши работники. Именно они первыми должны узнать о вашем решении.
Если вы закрываете не всю компанию, а одно из ее подразделений/офисов, сообщать об этом следует не только сотрудникам этого подразделения, но и всем работникам. Это предупредит слухи о состоянии компании и ответит на вопросы, не ожидает ли такая же судьба остальную часть команды. Вы же не хотите, чтобы ваши сотрудники подумали, что пора искать более стабильную работу?
Шаг 2. Подумайте, о чем надо позаботиться
Соберите кризисную группу
Закрытие бизнеса требует не меньшей подготовки, чем открытие. Вам нужно позаботиться о юридических аспектах прекращения существования компании и сокращения людей. В частности, особого внимания требует процесс увольнения социально защищенных категорий работников (женщин, которые находятся в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком, лиц с инвалидностью и др.). В порядку увольнения таких работников законодательство имеет ряд требований, которые необходимо учесть во избежание проблем и штрафных санкций от государственных органов.
Спланировать, какими волнами будет осуществляться сокращение, ведь бизнес не может перестать существовать в один день. Даже после объявления о закрытии кто-то должен продолжать делать платежи, оформлять документы, отвечать на запросы от клиентов, партнеров или контролирующих органов и т.п. Поэтому стоит хорошо подумать, кого включить в вашу ликвидационную команду, кроме юриста, HR и операционного менеджера.
Также следует составить перечень рисков, которые могут возникнуть перед вами после сообщения о ликвидации, и запланировать возможные контрмеры для каждого из них. Например, следует ли ожидать забастовок или диверсий от работников в состоянии аффекта от новости.
Во Франции был случай, когда в ответ на объявление о закрытии предприятия сотрудники похитили и взяли в заложники топ-менеджеров, требуя сохранить их рабочие места. Переговоры с похитителями длились не один день. К счастью, все закончилось хорошо. Но каждый может представить себе, насколько шоковой была эта ситуация для всех причастных.
Решите, как будете говорить о закрытии
Сообщать плохие новости не любит никто, но кому-то придется это делать. Лучше, если это сделает собственник или руководитель бизнеса. И еще лучше, если они успеют подготовиться к этому. Неизменной составляющей всех ликвидаций, которые сопровождали наше агентство, был тренинг топ-менеджеров, чтобы подготовить их к речи и ответам на сложные вопросы.
Обязательно разработайте план сообщения новости внутри и вовне организации. В нем пропишите, кому расскажете первому, а кто узнает позже. Обычно сначала о новости должна узнать ваша лидерская команда (иногда бывает, что не все ее члены входят в кризисную группу, которая знает о закрытии заранее). Лидеры должны быть готовы к вопросам подчиненных, иначе это придаст неопределенности. Нередко одним из первых сообщают HR-отделу, чтобы они знали, как отвечать на вопросы работников об оставшихся отпусках, процедуре сокращения, компенсационных выплатах и т.п. Также подумайте, как вовремя и правильно сообщить работникам, которых в день объявления не будет в офисе (в отпусках, на больничных, в командировках).
Помогите людям пережить сокращение и трудоустроиться
Вы уже не можете дать своей команде работу и зарплату, но можете сделать все, чтобы эти изменения были менее травматичными для них и их семей. Подумайте, кому из других компаний вы можете сообщить о сокращении ваших работников. Кто из рекрутинговых агентств заинтересуется выходом на рынок квалифицированных специалистов? Организуйте для команды менторские встречи с психологами или коучами, чтобы они поняли, чем хотят заниматься в дальнейшем, что их интересует в жизни, и почувствовали вашу поддержку в непростое время.
Шаг 3. День X. Сделайте объявление
Если на предыдущем шаге вы разработали подробный план, то теперь важными будут две вещи: двигаться по плану и сохранять моральную устойчивость.
Иногда уместно будет позаботиться о дополнительных мерах безопасности в этот день и некоторое время после него. Например, пригласите службу охраны и дайте им соответствующие инструкции. Когда Be-it Agency сопровождало закрытие филиала международного предприятия в Украине, то одной из составляющих оценки рисков был план эвакуации команды в случае беспорядков. Ибо вы не можете на 100% быть уверенными, как новость повлияет на всех в команде, а значит, случиться может что угодно.
Одной из важнейших, если не самой важной составляющей этого дня является эмпатия. Это тяжелая новость для вас, но вы уже живете с ней определенное время и успели привыкнуть. Ваши же работники услышат ее впервые, и это точно станет для них потрясением. Им еще предстоит пройти через отрицание, сопротивление, апатию – к принятию. На каждом из этих этапов их поведение и потребность в коммуникации будут меняться. Вы должны быть к этому готовы морально и операционно.
Например, можно сделать отдельный email или физический ящик для писем, куда люди будут писать, если захотят высказаться или задать вопросы. Или запланировать дни для консультаций с HR компании по всем вопросам, касающимся ликвидации. Стоит сделать все возможное, чтобы помочь людям пережить сложный для всех период.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.