Хорошо написанная стратегия не обеспечит роста бизнеса. Компании растут, когда стратегии реализованы. Какие шаги необходимы для создания стратегии, которая будет воплощена в реальность? Рассказывает основатель Myroniuk Consulting Андрей Миронюк, преподаватель бизнес-школы УКУ, помогающий расти компаниям разной величины: от маленькой кондитерской до МХП или Visa.
Самая распространенная и одновременно наиболее незаметная для владельца проблема – рассинхронизация команды. Когда каждый видит ситуацию, цели и планы по-разному. Даже звездная команда менеджеров не добьется ничего без начальной стратегии. Лодка не сдвинется с места, если гребцы гребут в разные стороны, даже если они лучшие в мире гребцы.
Довольно часто эту проблему игнорируют, поскольку не догадываются о ее существовании или просто не признают. Лидеры искренне верят, что все на одной волне, даже если сами не очень ясно понимают, что это за волна.
Хорошая новость в том, что это можно диагностировать и исправить.
Шаг 1. Формирование видения
Сначала ответьте себе, какую именно компанию вы строите. Попытайтесь использовать как можно более конкретные показатели и формулировки. Вы работаете с командой уже не первый день, поэтому это, скорее всего, не будет проблемой. По идее, вы можете назвать цифры, проценты и достижения.
Шаг 2. Разведка
Теперь нужно узнать мнения вашего ближайшего окружения из команды. Для этого в непринужденной форме, без официальных процедур, на кофе или во время обеда обсудите видение с партнерами, руководителями направлений или другими ключевыми менеджерами. Будет достаточно от трех до пяти человек.
Шаг 3. Осознание
Ответы, которые вы получите, не для критики или обсуждения. Эти ответы для вас. На этом этапе важно доверие и поддержка, чтобы люди не боялись ошибиться и показали честную картину. В результате возможны две ситуации. Первая – вы все на одной волне, ответы совпадают как по сути, так и по цифрам. Поздравляю, у вас идеально синхронизированная команда.
Более вероятно, что разногласия будут накладываться одно на другое, и вы увидите реальную и нелестную картину. Не стоит отчаиваться. Если вы примете для себя понимание проблемы – вы на правильном пути.
Шаг 4. Планирование
Решить проблему организации можно лишь совместными усилиями, поэтому нужно собрать всех на стратегическую сессию. На этом шаге можно заметить, что легче нанять консультантов, которые проведут стратегическое планирование «как пишет книга» – и все довольные пойдут домой в конце рабочего дня.
Преподавая в бизнес-школе, честно говорю студентам-предпринимателям, что бизнесу не нужна хорошая стратегия. Потому что от хороших стратегий бизнес не растет. Он растет от реализуемых. И между первыми и вторыми огромная пропасть. Дело в том, что команда не хочет идти по чужой стратегии, люди не любят идти к чужим целям, которые не ставили они. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваша стратегия реализовалась, обязательно привлекайте команду к разработке. Выделите отдельный день, предупредите команду заранее, чтобы уладили срочные дела и не отвлекались во время сессии.
Шаг 5. Синхронизация
Подойдите к сессии с позиции тренера: ваша команда ожидает вдохновляющую речь и хочет слышать правдивое положение дел, понимать вызовы и собственную важность. Не вкладывайте в речь свое видение, а именно мотивируйте людей, их незаангажированное мнение нам понадобится в дальнейшем.
Предложите каждому члену команды представить компанию через 10 лет. Представить, что компания добилась успеха в их понимании. Попросите каждого ответить письменно на три вопроса:
- Какая мы компания через 10 лет?
- Как мы изменили жизнь наших клиентов и мир вокруг?
- Почему у нас хотят работать самые талантливые люди в мире?
Через минут 15 попросите каждого обсудить эти ответы с соседом и согласовать общий ответ. Затем также обсудить в командах по 4-5 человек и согласовать общий ответ от команды. Полученные ответы вы сможете все вместе составить в общее видение – несколько предложений, описывающих ваше общее видение будущего компании.
Шаг 6. Измерение успеха
Первая составляющая успешного бизнеса у вас уже есть – это видение. Теперь нужно положить ее на четкие и измеряемые показатели, что позволит построить масштабируемую систему. Простыми словами, определите три стратегические цели, отражающие видение. По каким числовым показателям вы поймете, что видения достигнуты?
Например, многие компании имеют в видении такой пункт, как «выйти на международный рынок», но что именно стоит за определением «международности»? Компания, производящая игрушки, решила на сессии, что для них «международность», это когда они присутствуют на рынках 20 ключевых стран, а «присутствующие» означает получить Х грн с одного жителя страны. Молодой IТ-стартап определил, что они «уже продают на полмира», для них «международность» – открыть офисы еще в четырех странах. Соответственно, здесь нет правильного или неправильного ответа, есть подходящий ответ.
Добавив конкретики к видению, вы можете переходить к плану действий с четкими показателями эффективности, вместо того чтобы «становиться еще более международными».
Шаг 7. Каскадирование видения
Теперь у вас есть стратегические цели на 10 лет и главные метрики, которые становятся вашей системой координат. Очень важно сейчас будет выяснить, где вы находитесь в этой системе и как будете двигаться к следующей цели.
Как правило, одна из трех целей – денежная. Здесь легко понять ситуацию: считаем, сколько зарабатываем сейчас, и видим разницу, которую нужно преодолеть за 10 лет. Но может быть такое, что по какой-то цели вы пока даже не научились или не стали замерять показатели. Это нормально. Просто первым этапом будет «научиться замерить показатель».
Любой путь начинается с первого шага. Каскадирование видения – это планирование траектории движения. Запланируйте, на каких показателях компания должна оказаться через год, через три, через пять и через десять.
Шаг 8. Составление карты проектов
Двигаться как к глобальной, так и к промежуточной цели помогают конкретные проекты. А лучше несколько проектов, ведь маленькие уверенные шаги – это лучше одного неуверенного прыжка. Так что выводим от одного до трех проектов на каждую цель.
Для удобства можно создать физические бумажные карты проектов, которые затем разложить на большую карту на доске. К слову, визуализация во время сессии значительно упрощает восприятие, и на выходе у вас будет четкий результат – стратегия на одном листе.
Обязательные составляющие проекта
- Название проекта – для отделения от других проектов.
- Ключевые показатели эффективности – как узнать, что проект продвигается или завершился. Например, по результатам анализа, есть список из пяти наиболее перспективных стран для выхода.
- Барьеры – с какими препятствиями можем столкнуться. Например, не знаем, как определить перечень этих стран, или не имеем данных.
- Ресурсы – что нам нужно, чтобы выполнить проект. К примеру, консультация либо приобрести исследование.
- Ответственный – определяем ответственного. Это может быть только кто-нибудь из присутствующих. Если такого человека нет, ответственен СЭО, который может делегировать этот проект впоследствии.
- Первый шаг – что ответственный собирается делать в первую очередь. Нормально, если это следует обдумать и составить план проекта с этапами и датами.
- Дата начала и дедлайн проекта – например, презентовать команде план проекта до 10 мая.
Волшебная таблетка
Сама по себе стратегическая сессия не исправит вашу ситуацию магическим способом. С синхронизацией нужно постоянно работать, это и есть главная задача лидера. Даже лучшим специалистам для достижения результата нужно одинаковое и четкое понимание конечной цели.
Стратегическая сессия занимает день, и чтобы все это было реализовано, вам нужно еженедельно проводить статус по стратегическим проектам. Это, условно, время вашего времени, чтобы быть всегда в курсе и помогать, если возникнут трудности. Ведь без дальнейшей работы у вас будет еще одна хорошая стратегия, которую «забыли» реализовать.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.