Потенциал производства биометана в Украине оценивается в 7,8 млрд куб. м в год (25% нынешнего потребления природного газа в стране). На сегодня это один из самых дешевых возобновляемых газов, который абсолютно готов для закачки в газовую сеть Украины
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Все чаще европейские организации признают недосягаемость быстрого перехода на возобновляемую энергию и полного отказа от ископаемого топлива, в частности природного газа. Причина – различные исторические, географические, экономические, ресурсные предпосылки каждого отдельного государства. Нет единого универсального плана для всех стран на пути декарбонизации.
Недавно ассоциация Gas Infrastructure Europe (GIE) проанализировала роль природного газа и существующей газовой инфраструктуры в странах Центральной и Восточной Европы в контексте уменьшения вредных выбросов в атмосферу. Результаты исследования сводятся к выводу: если мы хотим обеспечить климатический нейтралитет к 2050 году, то в процессе декарбонизации Европы необходимо учитывать особенности всех государств. И газовой инфраструктуре в этом подходе отведена важная роль как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В частности, на этапах:
- постепенного отказа от угля и перехода на природный газ до 2030 года;
- замены природного газа возобновляемыми и низкоуглеродистыми газами до 2050-го.
На первом этапе декарбонизации именно использование природного газа будет играть ключевую роль как оптимальное решение для быстрого и наименее затратного способа сокращения загрязнения атмосферы. На сегодня Украина претендует на звание худшего загрязнителя Европы из 27 стран-членов ЕС, Великобритании, Турции, а также стран-членов Энергетического сообщества. Это связано с использованием угля для генерации электроэнергии.
Еще один существенный источник загрязнения – транспорт на дизеле и бензине. Альтернатива этому топливу – сжатый природный газ (CNG – СПГ), а в будущем и биометан. Этот вид топлива экологичнее бензина, дизеля или популярного среди украинских автовладельцев сжиженного пропан-бутана (LPG, или автогаза) и значительно доступнее возобновляемых источников энергии. Кроме того, использование существующей газовой инфраструктуры предлагает экономически эффективное решение для потребителей, что важно для социального восприятия изменений.
Даже крупные компании вроде British Petroleum обращаются в Еврокомиссию с просьбой признать преимущества природного газа. Речь идет как об отоплении домов, так и о работе электростанций на газе и балансировку возобновляемых источников энергии. Сейчас комиссия разрабатывает стратегию достижения нулевого показателя к 2050 году и размышляет, стоит ли отказываться от инвестиций в газовые станции. В то же время министры энергетики из самых богатых стран мира (G7) уже договорились прекратить финансирование новых разработок угля. Поэтому отступать некуда.
Что касается второго этапа, то чтобы за 30 лет достичь углеродной нейтральности, следует начать с доступных и масштабируемых технологий, таких как биометан. И не ждать, пока увеличатся объемы производства других возобновляемых газов, в частности зеленого водорода.
Биометан – это тот же метан, но полученный не из газовых месторождений, а образованный в процессе метанового брожения биомассы или биоотходов, твердых и жидких органических отходов: на свалках, болотах, в канализации, выгребных ямах и т.п. Его можно добывать из отходов животноводства, пищевой промышленности, сточных вод и твердых бытовых отходов (отсортированных, без неорганических примесей и добавок неестественного происхождения). То есть применять можно любые местные природные ресурсы.
Биометан, как полный аналог природного газа, может быть использован для производства тепловой и электрической энергии, а также как сырье для химической промышленности. Его применение для общественного транспорта может значительно снизить загрязнение воздуха в больших городах. Причем биометан целесообразно использовать не только в автомобильном, но и в водном и железнодорожном транспорте, не только в сжатом, но и в сжиженном состоянии. Кроме того, биометан можно экспортировать через украинскую газотранспортную систему в ЕС, где он пользуется большим спросом.
Биометан открывает новые возможности для аграрного сектора страны. Потенциал производства биометана в Украине оценивается в 7,8 млрд куб. м в год (25% нынешнего потребления природного газа в стране, что составляет почти такой же объем газа, который Украина ежегодно импортирует). Поэтому вполне может быть создан новый, инновационный, экспортоориентированный сектор экономики со значительным количеством новых рабочих мест (преимущественно в сельской местности).
Украина может предложить самое дешевое сырье для производства биометана. Сейчас его стоимость составляет от $500 до $700 за 1000 кубометров и постепенно снижается. В среднем стоимость биогазовых проектов – примерно 2500-3000 евро на 1 кВт электрической мощности. Аналогичные инвестиции нужны и в биометановый завод. Здесь не будет двигателей по производству электроэнергии, но будут системы очистки биогаза до биометана.
Инвесторами в биометановые проекты могут быть те, кто уже вложил средства в биогазовые установки. Преимущественно это отечественные инвесторы, которые имеют собственное и недорогое сырье. А сделать из биогазовой установки биометановую – один небольшой шаг. Надо добавить технологию очистки биогаза от СО2. Поэтому прогнозирую, что и биометановые заводы будут строить прежде всего отечественные инвесторы, которые так или иначе связаны с сельским хозяйством. Также могут заинтересоваться энергетические компании, которые договорятся с владельцами сырья.
Есть несколько причин развивать это направление в Украине. Первая – на сегодня это самый дешевый из возможных восстанавливаемых газов. Вторая – по биометану мы реально можем конкурировать с другими странами. Третья – он абсолютно готов для закачки в газовую сеть в отличие от водорода. Однако на сегодня в украинском законодательстве нет даже термина «биометан». Поэтому для начала следует предоставить биометану «законный статус» в Украине.
Прагматичное и реальное будущее – это не отказ от газа и газовой инфраструктуры, а постепенное уменьшение его использования и расширение возможностей существующей инфраструктуры по-новому. Это 30-летний переход, в котором физическая и экономическая доступность имеют решающее значение.
Каждая страна движется к декарбонизации по-разному: кто-то может позволить себе «автобаны» на этом пути, а кому-то пока доступны лишь средняя скорость и менее качественные дороги. Однако пункт назначения общий – конкурентоспособная энергетическая система Европы, свободная от выбросов.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.