Украинский авиатуристический бизнес ищет спасения в Европе. Сработает ли это?
22 марта авиакомпания SkyUp Airlines опубликовала открытое письмо иностранным авиакомпаниям, предложив 15 своих самолетов Boeing-737 в «мокрый лизинг». Единственное условие – будущий партнер не должен летать в РФ и Белоруссию.
«Взяв в пользование наши самолеты, вы поможете нам продолжать деятельность во время войны и платить налоги в государственную казну, сохранять рабочие места для 1300 сотрудников», – говорится в заявлении.
С начала войны авиационно-туристическая группа, принадлежащая Юрию (отцу) и Александру (сын) Альба потеряла почти весь доход. Группа сумела сохранить персонал, но сократила зарплату до минимальной. «Были деньги на счету, которыми мы можем сегодня поддерживать наших сотрудников, – говорит Александр Альба. – Часть зарплатного фонда покрыли за счет кредитов».
К семейному бизнесу Альбы принадлежит вторая по размерам (по количеству перевезенных пассажиров, выполненным рейсам и размеру флота) авиакомпания страны SkyUp Airlines, а также второй по количеству перевезенных туристов туроператор – Join UP!. Доля последнего за 20 лет составила 20% на туристическом рынке. До недавнего времени компания была представлена на рынках Беларуси и Молдовы, им принадлежит сеть из 150 турагентств JoinUP! to travel – большая часть из них работает по франчайзингу.
Запущенный в 2018 году авиастартап SkyUp преследовал цель обслуживания турпотока материнской Join UP!. Но уже в первый год работы основатели SkyUp заявили, что могут быть не только чартерным перевозчиком, но и «национальным лоукостом», предложив билеты от 500 грн и широкую сеть маршрутов. Модель понравилась украинцам и позволила авиастартапу бросить вызов многолетнему доминированию на рынке МАУ Игоря Коломойского и Арона Майберга.
С началом войны украинские авиакомпании приостановили все рейсы из/в Украину, потеряв почти весь свой доход. В 2021 году SkyUp перевезла 2,6 млн пассажиров – на 7% меньше МАУ. В 2022 году, по словам Александра Альбы, SkyUp рассчитывала как минимум догнать основного конкурента. Выручка перевозчика должна была вырасти вдвое – до $300 млн, а Join UP! – на 25% – до $500 млн.
«Открытое письмо получило хороший отзыв», – говорит Александр Альба. Сейчас обработкой входных коммерческих запросов занимаются три человека вместо одного. «Рассчитываем пристроить до 50% флота к концу мая», – говорит он. «Это лучший способ быстро заработать», — добавляет Андрей Гук, партнер юрфирмы «Антэ», занимающийся авиационным правом.
Такую тактику используют и другие украинские перевозчики, например, МАУ, которая ищет заказы для четырех воздушных судов (три Boeing 737 и один Embraer 190), припаркованные в иностранных аэропортах. Пока безрезультатно.
«Мир еще не оправился от последствий пандемии, – говорит основатель консалтинговой компании «Авиаплан» Евгений Трескунов. – Наблюдается сокращение объемов полетов, потому на рынке профицит самолетов». Найти заказчика – серьезный вызов.
Но есть шансы. Трескунов напоминает, как после резкого сокращения авиаперевозок в 2014 году МАУ удалось передать в «мокрый лизинг» шесть лишних самолетов. «Чтобы удовлетворить спрос в разгар высокого сезона, приходящийся на летние месяцы, уже скоро найдется много желающих получить самолеты с экипажами», – уверен экс-президент МАУ Юрий Мирошников.
Сколько можно заработать? «Зависит, как договоришься, – говорит он. – Брокеры, занимающиеся профессионально – всегда зарабатывают. Авиакомпании иногда зарабатывают, а иногда… уменьшить убытки – уже хороший вариант».
Основные расходы, по словам Альбы, – это зарплата персонала, горючее и аэронавигационные платежи за совершенные рейсы. Компания переконфигурирует под грузовые гуманитарные перевозки два самолета. Один уже привлечен. В течение марта SkyUp выполнил 21 эвакуационный рейс по маршруту Кишинев-Тель-Авив, всего перевез 2835 беженцев в Израиль по программе репатриации. На борту каждого обратного рейса – 6-7 тонн гуманитарки: преимущественно медикаменты, детское питание, средства личной гигиены.
Альба говорит, что есть необходимость в перевозке гуманитарки для Украины из Алма-Аты и Астаны в Варшаву. Планируется выполнять по одному рейсу в неделю из каждого города.
«SkyUp – единственный из украинских перевозчиков, ведущий операционную деятельность, и только на одном самолете своего флота», – говорит гендиректор Bees Airlines Евгений Хайнацкий. Флот его авиакомпании, насчитывающий четыре самолета, законсервирован во Франции. Хайнацкий говорит, что для перезагрузки не хватает спроса.
Масштабировать заграничную программу мешает и международное законодательство. Оно не позволяет украинским авиакомпаниям выполнять рейсы между третьими странами без согласия местных авиавластей. «Нужно отдельное разрешение от стран, между которыми происходит рейс, – говорит Гук. – Всегда есть свои авиакомпании, которым невыгодно пускать на рынок постороннюю».
Еще одна проблема – военнообязанным мужчинам нельзя уезжать из Украины. SkyUp эту проблему решила, получив бронирование от мобилизации для своих пилотов и некоторых топ-менеджеров.
«Перевозка грузов и передача части флота в «мокрый лизинг» – тактические решения, позволяющие пережить активную фазу войны, но не решающие проблему выживания в долгосрочной перспективе», – отмечает Гук.
У Альбы есть план и на случай затяжной войны. До конца июля компания хочет получить сертификат эксплуатанта одной из стран ЕС – снимает ограничения на рейсы в европейском воздушном пространстве. «Речь идет о регистрации дочерней компании в Европе», – говорит Александр Альба. Компания также будет называться SkyUp.
Альба говорит, что для получения европейской лицензии достаточно иметь один зарегистрированный в ЕС самолет и несколько европейцев в штате. Но кадровый костяк будут составлять украинцы.
Юридически схема выглядит следующим образом. После регистрации европейской SkyUp, материнская компания передаст ей свои самолеты на условиях «мокрого лизинга». Операционная деятельность будет обеспечиваться украинским офисом. «Да, будут налоги и рабочие места в Украине. Будем при этом пользоваться всеми благами европейского сертификата эксплуатанта», – говорит Альба.
Какие подводные камни? Основной барьер – сложная и длинная процедура сертификации, которая занимает не менее шести месяцев. «В другой стране нужны локальные ассистенты или партнеры, знающие рынок, – говорит Гук. – Переобучение персонала, которому нужно также получать все сертификаты и подтверждать свою квалификацию».
«Не упрощает задачу покупка авиакомпании под ключ – с уже имеющимся сертификатом», – добавляет он. Все равно время пойдет на перестройку операционных процессов, переквалификацию и получение нужных разрешений. «И даже пройдя административную часть нужно искать способы заработка, направления, загрузки. На новом рынке это делать тяжело», – говорит Гук.
Похожая стратегия у Join UP! «Пока не можем вести деятельность в Украине, быстро масштабируемся в странах восточной Европы», — отмечает Альба.
В фокусе на ближайшие полгода: расширение деятельности в Молдове, запуск региональных представительств и продажа турпакетов в странах Балтии (Таллинне, Вильнюсе и Риге), Казахстане. До получения европейской лицензии компанией SkyUp, доставлять туристов JoinUp Baltic планируется своими самолетами, переданными в «мокрый лизинг» авиакомпании-партнеру. Затем европейский турпоток Join UP! будет обслуживать бренд SkyUp.
Зимой 2022–2023 гг. Join UР! планирует запустить чартерные рейсы туристическими направлениями из Румынии, Словакии, Венгрии, Польши и Чехии.
На сколько новые проекты компенсируют довоенные объемы? «Рассчитываю, что Join UР! сработает на 15% того, что планировалось», – говорит Альба. Но это не главное.
Ранее группа сосредотачивалась исключительно на украинском рынке. Основатели SkyUp и Join UР! уверены, что диверсификация портфеля сделает бизнес стабильным и привлекательным для инвестиций после победы Украины. Почему бы не заглянуть за горизонт?
«В дальнейшем будем расширяться на запад, – говорит Альба. – Миссия – стать одним из самых больших игроков в Европе».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.