Forbes Polska восьмой год готовит рейтинг «100 самых крупных частных компаний». В этом году в списке появились 20 новичков, а вся сотня вместе продемонстрировала 22% роста, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию.
В прошлом году мы уже представляли рейтинг «100 самых крупных частных компаний Польши 2022 года» по версии Forbes Polska. Примеры ряда попавших в него сельскохозяйственных компаний доказывают, что строить динамичный бизнес в этой области возможно.
Компания Fermy Drobiu Woźniak, занимающаяся производством куриных яиц, вернулась в список впервые с 2017-го и сразу на 42-е место. Каждый час машины компании упаковывают 0,57 млн яиц, а представительница компании Барбара Возняк говорит о том, что Польши для них стало мало. Другие участники сельскохозяйственной сферы, такие как Cedrob, Wipasz, Bakoma (BZK), Chemirol, Agrolok и OSM Giżycko тоже активно развиваются.
Если говорить в целом, то стоимость всех компаний списка в этом году выросла на 22% – до $98,81 млрд.
Ускорение роста сельскохозяйственных компаний не означает, что экономика Польши отстает от технологических трендов. В этом году в рейтинг попало рекордное количество стартапов и компаний, связанных с технологиями. Благодаря пяти дебютантам их количество возросло до 15, общая стоимость которых превысила $9,69 млрд. И это учитывая только компании технологических услуг, а в списке еще есть производители видеоигр и компании, которые используют технологии для диджитализации своего бизнеса.
Сложные времена не щадят никого. Даже компания зеленой энергетики Corab самого богатого поляка Михала Соловова не попала в сотню этого года, несмотря на то что эта индустрия на подъеме.
Во время работы над списком была замечена смена давнего тренда, который заключался в консервативном подходе к долгу и нежелании его лишний раз увеличивать. Теперь же долг наиболее динамичных польских предпринимателей растет.
Хоть это и рискованная игра, но учетная ставка все-таки пойдет вниз. Впрочем, пока она высокая, некоторые крупные бизнесы решили переждать сложные времена. Но пока они ждут лучших времен и отсиживаются, на их место приходят те, кто не боится рисковать.
К примеру, Зигмунт Солож. Он хочет сделать свою вернувшуюся в рейтинг ZE PAK лидером зеленой трансформации Польши. Для этого нужно занимать деньги, но его не волнует рост учетной ставки. Чтобы претворить свой план в жизнь, он использует Cyfrowy Polsat, еще одно свое детище.
Вот топ-25 самых крупных частных компаний Польши.
1. Dino Polska, Томаш Бернацкий – $8,55 млрд
Хотя компания Dino открывает свои супермаркеты в небольших городках, она смогла привлечь внимание Варшавской фондовой биржи, где котируются ее акции. Активный рост пошел на убыль, но сеть Томаша Бернацкого стала дороже на 18% по сравнению с прошлым годом.
Бернацкий намерен последовать примеру иностранных коллег, чтобы удержать темпы предыдущего роста. В октябре компания объявила о покупке онлайн-магазина eZebra.pl за $14,42 млн. Таким образом, она одним махом вошла на рынок косметики и е-коммерции.
Dino сможет расширить ассортимент онлайн-магазина и использовать собственные супермаркеты как пункты отбора. Придя в магазин за бесплатной доставкой заказа, они при случае что-нибудь купят и в супермаркете. Dino может попробовать себя на рынке стационарных косметических магазинов, как это сделала Biedronka, другой сетевой ритейлер, с сетью косметических супермаркетов Hebe.
Выручка: $4,6 млрд
EBIT: $363,3 млн
2. InPost, Рафал Бжоско – $7,9 млрд
Самая большая сеть почтоматов в Европе в прекрасной форме. С августа 2022-го стоимость InPost выросла вдвое, и это несмотря на ослабление рынка е-коммерции со времен пандемии. По сравнению с предыдущим годом количество новых клиентов компании снизилось с 1,9 млн до 1,5 млн, а в целом у компании 17,3 млн клиентов. Остается расширяться за границу, поэтому в июле InPost объявила о покупке британской компании Menzies, ежедневно доставляющей посылки 47 000 человек.
Выручка: $1,5 млрд
EBIT: $211,1 млн
3. LPP, польский капитал – $5,77 млрд
Похоже, что худшие времена для польской компании одежды, которой принадлежат бренды Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay, подошли к концу. Сеть из более чем 2000 магазинов, основанная Марком Пехоцким, пострадала от пандемии и локдаунов, а затем война России в Украине заставила компанию свернуть бизнес в стране-агрессорке. Но это все не сломило компанию: стоимость LPP за последний год выросла на $1,89 млрд, а по сравнению с оценкой до COVID-19 – на $2,12 млрд. Впервые за шесть лет компания вернулась в первую тройку лидеров рейтинга «100 самых крупных частных компаний».
Больше всего в истории компании поражает то, как Марк Пехоцкий смог вывести компанию из неблагоприятных обстоятельств. На пике пандемии нервные инвесторы оценивали LPP в треть ее текущей стоимости. Однако руководство компании не опустило руки и решило развивать продажи в интернете. А необходимость выйти из российского рынка ускорила расширение компании в Западную Европу. До конца этого года у LPP будет 56 магазинов в Великобритании, Италии, Германии и Финляндии. В сентябре открылся флагманский магазин компании Reserved на престижной торговой улице в Милане. Другое важное направление для расширения Reserved – Юго-Восточная Европа.
Выручка: $2,69 млрд
EBIT: $266,6 млн
4. Cyfrowy Polsat, Зигмунт Солож – $4,17 млрд
Нынешнее четвертое место для этой компании Зигмунта Соложа является самым плохим за годы создания этого рейтинга. За последние пять лет стоимость Cyfrowy Polsat снизилась вдвое. Это точно тревожит инвесторов, но не владельца телекоммуникационно-энергетической империи. Солож неоднократно отмечал, что его интересует только игра в долгую.
Сегодня он хочет стать самым крупным производителем чистой энергии в Польше. В настоящее время группа разрабатывает шесть проектов ветровых электростанций общей мощностью 270 мегаватт. Кроме того, строится самая крупная в Польше солнечная станция мощностью 258 мегаватт на территории старых шахт. Но главным проектом Соложа на долгосрочную перспективу являются два атомных реактора мощностью 1400 мегаватт. Этим он занимается совместно с Korea Hydro&Nuclear Power и государственной PGE.
Выручка: $3,05 млрд
EBIT: $388,1 млн
5. Synthos, Михал Соловов – $3,77 млрд
Самый крупный химический концерн Польши, который основал Михал Соловов, снабжает резину всем крупным производителям мира. Пандемия для польского миллиардера стала временем закупок. В конце 2021-го компания приобрела бизнес по производству синтетического каучука у американской Trinseo, заплатив за завод вблизи Лейпцига $491 млн. Эта инвестиция позволила Synthos стать вторым самым крупным производителем резины. В то же время в этом году компания объявила о закрытии завода в чешском городе Кралупы на неопределенный срок. С ростом цен на газ у компании начались проблемы с конкурированием на неевропейских рынках, а более половины своей продукции Synthos экспортировала в США и Азию.
Выручка: нет данных
EBIT: нет данных
6. Polpharma, Ежи Старак – $3,49 млрд
Фармацевтическая группа Ежи Старака входит в двадцатку самых крупных производителей дженериков в мире. Миллиардер купил компанию на волне приватизации 2000-х, и ее продажи с тех пор выросли в 10 раз. Хотя Polpharma начинала с дженериков, сегодня она занимается разработкой биоподобных препаратов, и в этом ей нет равных в Польше.
Апогеем работы в этом направлении стало одобрение Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США биоподобного препарата Tysabri, которое разработала Polpharma. Эти препараты замедляют развитие рассеянного склероза, а их продажи превысили $2 млрд. Партнером польской компании в распространении новинки на международном рынке стала испанская Sandoz. Это лекарство стало вторым биоподобным препаратом, который разработала Polpharma. В прошлом году вместе с немецкой Formycon компания создала биосимиляр Ranibizumab, который применяют для лечения глазных болезней.
Выручка: $1,01 млрд
EBIDTA: $247,9 млн
7. Maspex Group, Кшиштоф Павинский, Ежи Касперчик, Юзеф Щур, Славомир Русинек, Здислав Стуглик, Петер Вернер Крамер – $3,23 млрд.
Самая крупная продовольственная группа смогла добиться такой потрясающей оценки благодаря покупке алкогольной компании CEDC, которая среди прочих владеет известными брендами Żubrówka, Soplica, Absolwent и Bols. Поглощение, которое обошлось в $921,98 млрд, стало самым большим в истории Maspex. Кроме того, оно подтвердило, что именно покупка конкурентов остается главной стратегией расширения компании. За 30 лет деятельности Maspex купила 20 компаний, 11 из которых за границей. Впрочем, в последнее время покупок было не так много. В свое время группе не удалось купить бизнес SABMiller и Continental Foods.
Выручка: $3,1 млрд
EBIT: $289,5 млн
8. CD Projekt, Михал и Адам Кициньский, Марцин Ивиньский, Петр Нелюбович – $2,89 млрд
Самый крупный в Польше производитель компьютерных игр восстанавливается. Эйфория, предшествовавшая выходу долгожданной игры Cyberpunk 2077 три года назад, подняла оценку стоимости компании до более чем $9,24 млрд, что помогло ей возглавить наш список. Но игра не оправдала ожиданий. Через два года после ее выхода CD Projekt потеряла 80% стоимости. В этом году компания, основанная Марцином Ивинским и Михалом Кициньским, возвращается с платной расширенной версией Cyberpunk 2077, а также и усовершенствованной предыдущей. Рынок и игроки хорошо восприняли почти новинки, но этого хватило, чтобы поднять стоимость компании до $2,89 млрд.
Выручка: $229,7 млн
EBIT: $89,1 млн
9. Kruk, Петр Крупа – $2,77 млрд
Kruk – ведущая коллекторская компания Польши, контролирующая более половины всего рынка страны. Впрочем, для компании Польша составляет лишь половину бизнеса. Петр Крупа, создатель успеха компании, начал расширение за границу с Молдовы, далее последовала неудачная попытка в Германии (2014-й), а также выход на рынок Испании и Италии. Kruk влетело в копеечку разобраться в этих рынках, но в конце концов она их завоевала благодаря инновационности своих услуг. В этом году компании впервые удалось пересечь отметку операционной прибыли в 1 млрд злотых. На оценку Kruk также повлиял тот факт, что во времена кризисов у компаний сферы собирания долгов дела, как правило, обстоят лучше, чем у компаний из других отраслей.
Выручка: $507,09 млн
EBIT: $246,3 млн
10. Inter Cars, Мацей Алексович – $2,45 млрд
Компания семьи Алексовичей, как и другие поставщики запчастей к автомобилям, оказались среди тех, кто больше выиграл от пандемии и нарушения цепей поставок. Успеху их бизнеса способствовало снижение продаж новых автомобилей, с одной стороны, и нежелание пользоваться общественным транспортом – с другой. Поэтому, несмотря на небольшое замедление в 2020 году, Inter Cars все еще растет. Настоящий бум продаж произошел в 2021-м, когда выручка компании превысила 12 млрд злотых, а EBITDA – 1 млрд злотых. В 2022-м продажи были на 25% выше, а росту способствовали увеличение инфляции и расширение на рынки Западной Европы, особенно скандинавских стран.
Выручка: $3,62 млрд
EBIT: $246,3 млн
11. TZMO, акционерная собственность работников – $2,06 млрд
Самый большой игрок на рынке косметических товаров Польши, который смог успешно вывести свои бренды за границу. Компания, которой сейчас руководит Ярослав Юзефович, поставляет свои товары на 80 рынков по всему миру. Прокладки Bella, подгузники для взрослых Seni и косметика Pollena Eva. Компания особенно хорошо закрепилась в Индии и России, где расположены ее заводы. TZMO, в отличие от большинства польских компаний, не вышла из России, а лишь ограничила свою деятельность. Компания объявила, что Индия станет ее новым приоритетом для развития и расширения. Стоимость TZMO в текущем году выросла на 28%.
Выручка: $987,7 млн
EBIT: $115,3 млн
12. Tele-Fonika Kable, Богуслав Купял – $2,06 млрд
Tele-Fonika, производитель кабелей и проводов, была основана в начале 1990-х, когда в Польше появлялась улучшенная инфраструктура для стационарных телефонов, а инфраструктура для интернет-связи как раз создавалась. Компания развивалась преимущественно благодаря поглощениям, что привело к большому долгу, который 10 лет назад начал съедать все доходы краковской Tele-Fonika. Хотя создателя успеха компании Богуслава Купяла убеждали продать его детище, он отказывался от таких предложений и сосредоточился на реструктуризации и тогдашних покупках (JDR Cable). Стратегия дала свои результаты, когда рынок кабелей пошел на подъем в прошлом году (частично благодаря развитию индустрии возобновляемой энергии), способствовав успеху таких игроков, как Tele-Fonika.
Выручка: $1,27 млрд
EBIT: $178,01 млн
13. Asseco Poland, Адам Гурал – $1,65 млрд
Ведущая IТ-компания на рынке Европы и одна из самых стабильных польских фирм ежегодно приносит своим владельцам щедрые дивиденды. В этом году Asseco поднялась на две строчки по сравнению с прошлым годом, а также стала рекордсменом по показателю операционной прибыли (EBIT). Ключом к успеху компании и масштабам ее деятельности стала последовательная стратегия поглощений, которую реализует Адам Гурал не один год. Он один из немногих польских предпринимателей, который показал, что может покупать конкурентов не только на родине, но и в Европе и в других местах. Asseco поглотила около 80 компаний. В Польше на нее работают 1500 человек, а за границей – 1200. Иностранные рынки приносят компании 90% ее выручки.
Выручка: $4,17 млрд
EBIT: $429,07 млн
14. CCC, Дариуш Милек – $1,45 млрд
После исключительно сложного периода, которым стала для компании пандемия, ССС снова возвращается в норму. Несмотря на операционные убытки в прошлом году, стоимость компании выросла на 72%. Инвесторы верят в онлайн-бизнесы ССС, а именно сайты Eobuwie и Modivo, а также новый формат стационарных магазинов Half Price. Весной этого года компания успешно привлекла $118,2 млн.
Выручка: $2,17 млрд
EBIT: -$12,05 млн
15. Cedrob, Анджей Гождзиковский, Мирослав Козлакевич – $1,41 млрд
Самый крупный производитель мяса в Польше. Развитие компании в последние годы в основном заключалось в том, чтобы расширять ассортимент продукции и поглощать другие компании. В 2015-м Cedrob купила Gobarto (бывшая фабрика Duda), а затем выкупила активы обанкротившейся Kania. Кроме того, компания вышла на рынок гусиного и утиного мяса, инвестировав в разведение этих птиц и изготовление кормов для них.
Выручка: $2,58 млрд
EBIT: $130,02 млн
16. Polenergia, Доминика Кульчик – $1,34 млрд
Ведущий польский производитель возобновляемой энергии умело пользуется трендом на переход на более экологичные энергоресурсы. Polenergia перешла в руки Доминики Кульчик в 2021-м после смерти ее отца, Яна Кульчика. Сегодня успеху компании способствует рост спроса на ветровую энергию. В то же время Доминика Кульчик пошла по стопам отца и начала сотрудничать с международными компаниями, работающими на рынке возобновляемой энергии. Polenergia стала самым крупным игроком на рынке ветровой энергии, добываемой возле Балтийского моря. Именно этот регион Польши выглядит наиболее многообещающим для развития возобновляемой энергии.
Выручка: $1,67 млрд
EBIT: $56,26 млн
17. BZK Group, Збигнев Коморовский, Барбара Коморовская – $1,11 млрд
Збигнев Коморовский начал с производства йогуртов под брендом Bakoma, став первым польским производителем, бросившим вызов иностранным конкурентам, таким как Danone и Zott. Но это было только начало для компании, которая станет самой крупной сельскохозяйственно-продовольственной группой в Польше. Сегодня разные части BZK Group производят все из зерна: от муки и масел до биодизеля и биоэтанола. Последние несколько лет компания развивалась за счет производства крепкого алкоголя (BZK Alco).
Выручка: $1,7 млрд
EBIT: $113,4 млн
18. DocPlanner, Мариуш Гралевский – $1,06 млрд
DocPlanner – это одна из самых больших в мире платформ, на которых пациенты и врачи могут найти друг друга: первые могут забронировать визит, а вторые получают доступ к виртуальному календарю и ПО для ведения собственного бизнеса. DocPlanner создан на основе сайта отзывов ZnanyLekarz.pl, который Мариуш Гралевский превратил в международный бизнес.
Сегодня DocPlanner является лидером в своей категории в 13 странах, включая Польшу, Италию, Бразилию. Ее услугами пользуются около 90 млн пациентов в месяц и 210 000 врачей. DocPlanner растет преимущественно за счет поглощений: турецкого Eniyihekim (2014), испанского Doctoralia (2016), итальянского TuoTempo (2019), немецкого Jameda (2021) и бразильского Feegow Clinic (2022).
Выручка: данные отсутствуют
EBIT: данные отсутствуют
19. Grupa Pracuj, Пшемислав Гацек – $988,4 млн
Pracuj.pl – это самый большой сайт по поиску работы в Польше, появившийся в 2000-х. Компания вышла победителем после мирового кризиса в 2009 году, ведь клиенты искали способы сэкономить, поэтому переходили в интернет. Похожее случилось и во время пандемии: из-за локдауна увеличился спрос на цифровые услуги, а значит, выросли и продажи Pracuj.pl.
В прошлом году Pracuj купила немецкий Softgarden за €117 млн, получив инструменты для инновационного рекрутинга (Talent Acquisition Systems), создание личных карьерных страниц, отзывы о работодателях и рекомендации для работников.
Выручка: $143,9 млн
EBIT: $59,8 млн
20. Ciech, Себастиан Кульчик – $983,6 млн
Ciech, химическая компания, которую выкупил Ян Кульчик, сейчас является самым крупным бизнесом Себастиана Кульчика, его сына. Младший предприниматель реструктурировал компанию, избавившись от нескольких направлений бизнеса и сосредоточившись на производстве соды, соли, силикатов и стекла. Себастиан Кульчик использовал ухудшение финансовых дел компании для того, чтобы выкупить 92% акций и вывести ее с фондовой биржи. Борьба за контроль за Ciech увеличила стоимость компании на 72% в этом году, несмотря на более слабые результаты.
Выручка: $1,28 млрд
EBIT: $139,4 млн
21. ICEYE, Рафал Модражевский, Пекка Лаурила – $952 млн
Этот польско-финский стартап первым в мире начал запускать на орбиту маленькие спутники с радаровым оборудованием. Благодаря этому оборудованию спутники производят точные изображения Земли, несмотря на погоду или время суток. Мониторинговые решения от ICEYE становятся все популярнее, и они уже используются для раннего предупреждения о рисках природных катаклизмов, оценки потерь от катастроф и для военных операций. В список клиентов компании уже входят ExxonMobil, Пентагон, Европейское космическое агентство, Фонд Сергея Притулы (украинская армия использует технологии ICEYE в войне с Россией), а недавно и ОАЭ, которые создают собственную космическую программу. В начале 2022-го стартап привлек $136 млн инвестиций от группы инвесторов, возглавленной Seraphim Space.
Выручка: $59,33 млн
EBIT: -$42,55 млн
22. Terg (Media Expert), семья Гжебитов – $951,3 млн
Media Expert – самая крупная сеть магазинов электроники и гаджетов повседневного использования в Польше. Компания была основана в 2002 году и сначала открывала свои электромаркеты в малых городах. Со временем Media Expert стала сильнее, завоевав лидерскую позицию на рынке благодаря покупке обанкротившейся Avans и ярким рекламным кампаниям. Сегодня компания владеет 550 магазинами в 470 городах, успешно конкурируя с сетями Euro и Media Markt.
Выручка: $3 млрд
EBIT: $125,7 млн
23. Polmlek, Ежи Боруцкий, Анджей Грабовский – $946,5 млн
Самая крупная частная молочная компания в Польше. На иностранный рынок компания впервые вышла, когда купила марокканского производителя молочных продуктов Safilait, принадлежавшего французскому концерну Groupe Bel.
Выручка: $2,33 млрд
EBIT: $114,4 млн
24. Adamed Pharma, Мацей Адамкевич, Малгожата Адамкевич – $900,4 млн
Мариан Адамкевич основал Adamed в 1986-м, а после его смерти бизнес перешел в руки его сына Мацея и жены Малгожаты. Компания заявила о себе на рынке в 1990-х, когда представила Furagin, лекарственное средство от инфекций мочевыводящих путей. Другим важным шагом стало создание в 2002-м Zolafren, препарата против шизофрении. Сегодня Adamed производит около 500 продуктов, которые продаются в 76 странах.
Выручка: $394,3 млн
EBIT: $58,62 млн
25. Press Glass Holding, Аркадиуш Муш – $888,1 млн
Компания Press Glass – самый крупный производитель стеклопакетов в Европе. Компания быстро вышла за пределы Польши, построив завод в Хорватии и приобретя британские заводы, принадлежавшие Glass Systems и Pilkington. Следующим важным шагом стал выход в Соединенные Штаты, где Press Glass строит второй завод примерно за $150 млн. В прошлом году компания открыла новый завод в Литве, а также готовится к новым инвестициям в Уэльсе.
Выручка: $835,6 млн
EBIT: $132,3 млн
*В пересчете на средний курс амер. доллара Нацбанка Польши на 27 октября 2023 года – 4,23 зл/долл. США
Методология
Этот рейтинг – список 100 самых крупных польских частных компаний. Haitong Bank стал нашим партнером по подготовке этого списка.
Мы отталкивались от того, что польское предприятие/компания – это предприятие, большинство акций которого принадлежит польскому предпринимателю или группе поляков, работающих вместе. К таким субъектам относятся также компании, в которых предприниматель имеет миноритарные доли, но является учредителем компании, активно управляет ею или контролирует ее на уровне наблюдательного совета, но ни один иностранный инвестор не контролирует более 50% акции.
Место в рейтинге определялось стоимостью компании. В случае компаний, не котирующихся на фондовой бирже, мы сначала рассчитали стоимость собственного капитала. Мы сделали это на основе мультипликаторов, связанных с операционной прибылью, согласно последним доступным финансовым данным. Там, где это было возможно, мы учитывали цену, по которой эта компания получила последний раунд финансирования или по которой было заключено соглашение о поглощении.
В случае котирующихся на бирже компаний стоимость собственного капитала равна стоимости рыночной капитализации по состоянию на 30 сентября 2023 года. Затем мы прибавили к ним чистый долг и таким образом получили оценку стоимости компании.
В зависимости от использованной методологии, оценки и предположений, расчеты стоимости компаний могут существенно отличаться от представленной оценки, но авторы считают выбранную методологию приемлемой для создания этого списка.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.