5 июля в Лугано завершилось первое официальное событие, посвященное восстановлению Украины. Правительственная команда представила международным партнерам и донорам план восстановления, который, по словам Шмыгаля, разрабатывали более 3000 украинских и международных экспертов. Несмотря на масштабную подготовку, к реализации плана восстановления Украины остались вопросы
Сразу после презентации плана между всеми привлеченными сторонами началась дискуссия, которая быстро перешла из кулуаров в публичную плоскость. Главные выводы, родившиеся в ходе обсуждения с ключевыми стейкхолдерами в Лугано.
Вывод 1. Отсутствие лидера процесса обновления.
Еще накануне конференции шли активные обсуждения потенциального лидера процесса восстановления. Ожидаемой является позиция нашей власти, которая хочет возглавить этот процесс.
На конференции премьер представил многоуровневую структуру Украинской платформы обновления, которая предусматривает наличие Борда из лидеров государств для формирования стратегических направлений и видения, Совместной координационной группы руководителей исполнительной власти стран-партнеров и тематических групп по отраслевым направлениям. Но государство хочет оставить все ключевые решения за собой.
Не стало неожиданностью недоверие партнеров к намерениям украинской власти играть первую скрипку. Несмотря на полную поддержку ближайших партнеров, эта поддержка не является безусловной, а в институциях, которые вливали средства в несостоявшиеся реформы, до сих пор об этом помнят. Украинские власти должны либо пойти на уступки, либо создать действенный и прозрачный механизм, который позволит донорам влиять на процессы и следить за распределением средств.
Конференция также засвидетельствовала существующие недоразумения между США и ЕС, претендующими на лидерство в процессе. А это уже будет непосредственно влиять на приоритеты и цели восстановления.
Вывод 2. Поддержка международных партнеров напрямую зависит от выполнения Украиной
домашней работы.
В отношении суммы $750 млрд, объявленной Украиной на форуме, есть много вопросов, которые остаются без ответа. В своей речи премьер рассказал об этапах, подходах и источниках, но этого недостаточно.
Как будет построено взаимодействие между стейкхолдерами и офисами восстановления в разных странах? Какие процедуры будут использованы для проверки уместности и эффективности проектов восстановления? Как они будут реализованы? Какие инвестиционные перспективы мы создадим? Уместно ли восстанавливать часть инфраструктуры, которая не отвечает сегодняшним экономическим реалиям и так и осталась наследием советского союза?
От первого двухдневного мероприятия нельзя было ожидать детально выписанных механизмов и ответов на все вопросы. Но главное, что этих ответов от нас ожидают партнеры, которые непрестанно отмечали это. Их месседжи достаточно понятны: от того, как быстро и качественно власть будет находить ответы на эти вопросы, зависит дальнейшая финансовая помощь.
3. Деньги не могут решить все.
«Реформы должны идти бок о бок с инвестициями». Это цитата Урсулы фон дер Ляйен, полностью отражающая ожидания не только международных институтов, но и частных инвесторов. Инерция, за счет которой мы могли существовать раньше, в этот раз не поможет. Кроме стратегического видения, для осуществления такого количества реформ, в которых нуждается Украина, нужна продолжительная политическая воля и правильные коммуникации в системе: государство – международные партнеры – украинское общество.
Еще одним важным обсуждаемым вопросом является вопрос человеческого ресурса. От квалифицированных строителей, инженеров и энергетиков до консультантов и менеджеров, которые должны внедрять план в жизнь, – Украина испытывает острый дефицит специалистов. И это еще одна проблема, которую мы должны решить.
Вывод 4. Восстановление должно начаться уже сейчас.
Этот тезис прямо заявили наши власти и отметили отдельным пунктом в плане. Но параллельно с финансированием под нужды обновления нам нужны дополнительные привлечения в госбюджет на покрытие текущих расходов.
Вместе с тем, оценивая риски, мы не можем рассчитывать на инвестиции в масштабные проекты. Партнеры готовы поддерживать жизнедеятельность нашей экономики, но из-за войны, завершение которой трудно спрогнозировать, равно как и обеспечение выполнения государством долговых обязательств, пока остается открытым вопрос относительно источников для начала восстановления Украины прямо сейчас.
Без сомнения, у нас большая поддержка и первые удачные попытки наладить взаимодействие. Но чтобы покрыть риски, мы должны предлагать больше и быть открытыми для решительных изменений.
Еще одним источником обновления, указанным в плане, является бюджет Украины. А на его наполнение оказывает непосредственное влияние предпринимательская активность внутри страны, которая подводит нас к последнему, но очень важному выводу.
5. Украинский бизнес должен стать третьим субъектом в плане восстановления Украины.
Параллельным центром обсуждения актуальных проблем украинского бизнеса (а их ох как много) стал украинско-швейцарский бизнес-хаб, организованный Украинско-швейцарской бизнес-ассоциацией (USBA), Швейцарской федерацией малого и среднего предпринимательства и Посольством Украины в Швейцарии в партнерстве с CEO Club Ukraine.
Целью хаба было начать строить глобальное взаимодействие с международными партнерами, презентовать возможности украинского бизнеса и заявить об украинском бизнесе как о субъекте, который должен активно участвовать в восстановлении страны.
Для того чтобы аккумулировать ресурсы и отработать единое видение и принципы, была создана Коалиция за модернизацию Украины, представители которой принимали участие в дискуссиях в рамках хаба. Мы заявили, что бизнес готов взять на себя ответственность за экономический фронт страны, тратить на это собственный ресурс и экспертизу, чтобы помочь Украине стать новым «европейским тигром». Мы ощутили заинтересованность в реализации таких планов со стороны иностранных партнеров и частных инвесторов. Но эффективность такого сотрудничества зависит и от того, услышит ли украинская власть предпринимателей, сделает ли шаги от социалистического подхода в направлении экономической свободы и готова ли она включить украинский бизнес в свой план восстановления?
Нельзя медлить и дать поклонникам прошлого забрать у нас будущее. Кроме помощи международного сообщества, которую получаем, мы должны уладить наши внутренние дела и использовать свой исторический шанс стать настоящей европейской страной с политическими, правовыми и экономическими свободами.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.