Сценарий развития человечества, где бизнес фокусируется на прибыли, игнорируя экологию и человечность, будет катастрофическим. Поэтому социальность бизнеса будет конкурентным преимуществом в новой экономике
Тема социального предпринимательства генерирует тысячи научных исследований ежегодно, ее выкладывают в ведущих бизнес-школах мира, Forbes USA посвящает ей отдельный раздел. Но главное – появляются тысячи предприятий, которые работают иначе. Они возникают из желания изменить мир, создать социальную или экологическую ценность, сгенерировать положительное влияние. Но не отказываются при этом зарабатывать деньги.
По своей сути социальное предпринимательство балансирует между коммерческой и некоммерческой деятельностью. То есть, чтобы быть социальным предприятием, нужна бизнес-модель, а также определенная измеряемая социальная (или экологическая) ценность. Эта тема является идеальной для тех, кому сложно определиться, за кого играть: за добрые дела или за деньги. К счастью, такой выбор не является обязательным, поскольку армия социальных предпринимателей показывает, что этот гибридный подход работает. Также это работает и в Украине, поскольку есть такие, как Urban Space 100 (и 500), «Горіховий Дім», «Манівці», «Ясна Річ», «ІнваФішки», Good Bread from Good People, Woodluck, «Третя після опівночі» и многие другие. Эти предприятия существуют, чтобы решать общие для многих проблемы, но делают они это бизнес-методами, зарабатывая деньги.
Почему же весь бизнес должен становиться таким, как они?
Причина 1: Мы уничтожаем планету
Глобальное потепление критически влияет на урожайность – в некоторых странах к 2080 году прогнозируется снижение урожайности до 40%, согласно Global warming and agriculture от International Monetary Fund. Это грозит увеличением количества экологических беженцев из-за затопления – худшие катастрофы могут случиться в Бангладеш, Тувалу и на Мальдивах, согласно Climate change and the risk of statelessness от UNHCR. Перечень угроз растет в прогрессии каждый год.
Мы уничтожаем планету не только из-за стремления научно-технического прогресса, но и из-за жадности. Стандартный деловой подход к максимизации прибыли любой ценой должен стать неизбежным, иначе люди будут обречены. Эта новая философия уже нашла свое отражение на глобальном уровне, например, в Целях устойчивого развития ООН, но она все еще остается большой целью, к которой нужно идти быстрее.
Социальное предпринимательство руководствуется известным подходом Triple Bottom Line, то есть Profit-People-Planet (прибыль, люди, планета). Кроме экологических проблем, такой подход позволяет работать с проблемами бедности, неравенства, отсутствием доступа к образованию и медицины.
Причина 2: Об этом говорят те, кого стоит слушать
Майкл Портер в 2013 году в выступлении на TED говорит о всеохватности социальных и экономических проблем, отмечая, что он «не является человеком социальных проблем, а тем, кто помогает предпринимателям зарабатывать деньги».
Настоящие системные решения этих проблем, по мнению Портера, может создать именно бизнес, используя концепцию Shared Value. Эта концепция предусматривает взаимодействие социальной и финансовой ценности для предпринимателей. Сам же подход заключается в использовании бизнес-моделей для решения социальных проблем. Другими словами, он говорит о социальном предпринимательстве.
Адриан Сливоцкий в своей последней книге «Давид побеждает» обращает внимание на этичность бизнеса. Он ставит в пример Мохаммада Юнуса (основателя Grameen Bank), Уоррена Баффетта и Чарли Мангера, а также Анрея Шептицкого, которые руководствовались принципами этики и экономической справедливости для достижения успеха. Сливоцкий использует также термин «социальное предпринимательство», когда говорит о будущем бизнеса. Такие организации используют описанный им принцип асимметричности, чтобы достигать успеха и зарабатывать деньги.
Кроме экономистов внимание к социальному предпринимательству пытаются привлечь и другие известные личности. Многие из них даже стали инвесторами социальных стартапов. Например, Фаррелл Уильямс и Bionic Yarn, Хью Джекман и Laughing Man Coffee, Мэтт Дэймон и water.org, Эдвард Нортон и Crowdrise и другие.
Причина 3: Общество берет ответственность
Местные общины во всем мире играют все большую роль в решении социальных проблем. Украина тоже идет по пути децентрализации, и это реально работает. При желании определенной целевой группы взять ответственность и воле центра ее отдать возникают новые инициативы, которые способны изменить мир. Яркий пример такой деятельности – это Grameen Bank, за создание которого его основатель Мухаммад Юнус получил Нобелевскую премию мира. Этот банк также является социальным предприятием, которое помогает местным общинам в Бангладеш получать финансирование на бизнес.
Социальное предпринимательство – один из лучших инструментов для решения проблем общин или целевых групп, потому что это позволяет объединяться и генерировать постоянный доход. Так, известный в Украине ветеранский бизнес Veterano Group способствует реабилитации военнослужащих, при этом продавая пиццу, десерты или кофе. Дополнительно эти предприятия передают часть прибыли на деятельность некоммерческих организаций. Упомянутый ранее Urban Space – это ресторан, часть доходов которого направлена на реализацию социальных проектов развития города. И в первом, и во втором случае важная социальная миссия становится не только причиной делать бизнес, но и конкурентным преимуществом для клиентов, которые хотят приобщиться к решению проблем.
Причина 4: Мультидисциплинарность побеждает
Среди важных профессий будущего попадаются такие, как аудитор экосистем, цифровой мемуарист, биоэтика, IT-генетик, дизайнер игрофикации и другие. Бизнесу для перехода на новый этап также нужно использовать мультидисциплинарность, а социальное предпринимательство использует ее априори.
Анализ социального предпринимательства и примеров такого бизнеса добавляет темы измерения социального воздействия, этики, психологии, образования и другие, которые пока не считаются бизнесовыми.
Останется только социальное предпринимательство
На тематических конференциях часто звучит смелая мысль, что когда-то несоциального бизнеса не останется. Во-первых, тренд в сторону увеличения количества такого бизнеса довольно силен, а, во-вторых, другой сценарий развития человечества будет катастрофическим. Если со второй причиной можно спорить, то тренды подтверждаются объективными данными. Согласно отчету The Social Business Initiative of the European Commission одно из четырех новых предприятий в ЕС сегодня является социальным бизнесом (а в Финляндии, Франции и Бельгии одно из трех). Такие цифры наводят на мысль: если классический бизнес и останется, то ему точно нужно будет учитывать социальный.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.