Александр Харченко: «Украина вряд ли пройдет пики потребления в июле–августе и зимой без ограничений» /Григорий Веприк
Категория
Компании
Дата

«Электричества может не быть четыре–шесть часов в сутки». Какие сценарии отключений и как к ним подготовиться? Интервью с Александром Харченко

Александр Харченко: «Украина вряд ли пройдет пики потребления в июле–августе и зимой без ограничений» Фото Григорий Веприк

Украина в марте–апреле потеряла 7 ГВт тепловых и гидроэлектростанций из-за российских ударов. Сколько будет восстановлено до зимы, когда начнутся отключения и насколько продолжительными они будут? Как государству запустить строительство новых мощностей, а населению – подготовиться к блэкаутам? Подробный анализ ситуации в энергетике дал гость YouTube-проекта Forbes «Business Breakfast с Владимиром Федориным» – директор Центра исследований энергетики Александр Харченко

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

О состоянии украинской энергетики после российских атак

Ситуация непростая, но управляемая. Мы потеряли до 7 ГВт генерации и повреждены объекты распределения электроэнергии – подстанции и сети. С восстановлением подстанций и сетей проблем не должно быть. Идут поставки оборудования, оператор энергосистемы «Укрэнерго» понимает, что нужно делать.

С возобновлением генерации ситуация более сложная. «Укргидроэнерго» потеряло 35% мощности, или около 1,5 ГВт. Не берусь прогнозировать, когда «Укргидроэнерго» сможет вернуть эти мощности, но они активно над этим работают.

Существенные потери тепловой генерации – до 5,2 ГВт. Часть оборудования ТЭС уничтожена полностью, и его восстановление не имеет смысла, а часть – повреждена и может быть восстановлена до зимы. По предварительным оценкам, к зиме мы сможем восстановить 2 ГВт тепловой генерации.

О рисках отключений электричества зимой

Чтобы Украина прошла зиму без отключений или с минимальными ограничениями, должны быть выполнены следующие условия:

  • теплая зима;
  • восстановлен максимум поврежденной мощности;
  • максимальная нагрузка атомных электростанций;
  • наличие в ЕС излишка энергии для ее максимального импорта в 2 ГВт.

Поэтому я в этом вопросе не являюсь оптимистом. Украина вряд ли пройдет пики потребления в июле–августе и зимой без ограничений. Это умеренно-оптимистический сценарий. При худшем сценарии доступ к электричеству будет отсутствовать в течение четырех–шести часов в сутки. Но апокалипсиса не будет.

Даже сейчас отключения по всей стране уже могли бы происходить, если бы не аварийные ограничения в Одесской, Днепропетровской и Харьковской областях, вызванные повреждением местных объектов передачи электричества.

«Электричества может не быть четыре–шесть часов в сутки». Какие сценарии отключений и как к ним подготовиться? Интервью с Александром Харченко /Фото 1

О рисках отсутствия отопления следующей зимой

Удары РФ по местным ТЭЦ будут продолжаться. Это практически неизбежный сценарий. Но восстанавливать отопительные котлы гораздо проще, быстрее и дешевле, чем восстанавливать генераторы и турбины для производства электричества.

В целом относительно тепла ситуация в Украине намного лучше, чем относительно производства электричества. Производство тепла более децентрализовано и приближено к потребителю. К примеру, в Киеве, кроме больших ТЭЦ, есть более 200 малых и средних котельных.

Потому осторожно предполагаю, что с теплом зимой проблем не будет.

О стоимости восстановления генерации

Старые угольные энергоблоки имеют отрицательную стоимость. Украина должна была их закрыть по международным обязательствам в течение следующих лет. Важнее – сколько стоит восстановить способность энергосистемы снабжать собственных потребителей электричеством.

Из-за военных рисков мы не можем восстанавливать централизованную энергосистему, которой ее строили в Советском Союзе. Сейчас нам нужно строить децентрализованную генерацию, максимально приближая ее к потребителю. Это должны быть небольшие электростанции. В Харькове, Одессе сейчас строить электростанцию мощностью более 7 МВт нет смысла. Это достаточно крупные объекты, которые невозможно физически защитить, они будут уничтожены.

Поэтому в таких прифронтовых регионах нужно строить газопоршневую генерацию мощностью 1,5–2 МВт, которая может одновременно производить тепло и электричество. Такие электростанции имеют относительно небольшие габариты – размером с морской контейнер. Поэтому их можно рассеять по городу и скрыть от врага.

Харькову нужно 100 МВт таких мощностей, чтобы пройти следующую зиму. Стоимость оборудования – $150 млн, установка – $100 млн. Проблема – в мире не так много готового к установке подобного оборудования. Также будет достаточно сложно найти специалистов, готовых приехать в Харьков. Это вопрос, который нужно уже сейчас решать на всех уровнях.

Кто должен строить такую генерацию? Местные власти должны создать совместное предприятие с местным теплокоммунэнерго и частным инвестором. Муниципалитет – обеспечить земельные участки для таких объектов, ускоренное подключение и гарантировать покупку энергии на долгосрочный период, частный инвестор – дать деньги и оборудование.

Это самый быстрый формат восстановления энергетики. Реализация альтернативных вариантов займет три года и больше.

В масштабах страны потребность – 2–2,5 ГВт новой децентрализованной, высокоманевровой мощности. Это инвестиции в $3 млрд. В лучшем случае помощь от международных партнеров составит $500–700 млн в течение нескольких лет. Остальные – это деньги инвесторов и МФО, которые нужно привлекать.

О необходимых шагах, чтобы запустить строительство распределенной генерации

Сегодня ни один инвестор не будет инвестировать в распределенную генерацию в Украине из-за ряда проблем.

  • Нерыночная модель украинской энергетики, где цены на электричество ограничены с разных сторон.
  • Многомиллиардные долги на балансирующем рынке. Ни один инвестор не будет строить маневровую электростанцию, если первые выплаты за сгенерированное электричество получит через два года. Ни один банк не выдаст под подобный проект кредит.
  • Отсутствие долгосрочных контрактов на выкуп электроэнергии со стороны государства на рынке вспомогательных услуг. Сейчас максимальный контракт – один год. Если его расширить до пяти лет, то половина готовых к реализации в Украине проектов energy storage запустится.
  • Сложная регуляция. 17 месяцев занимает оформление документов, чтобы построить небольшую газопоршневую станцию. Украина должна упростить доступ к земле, разрешительные процедуры подключения. Возможно сократить этот срок до пяти месяцев.

Решение этих проблем должно быть быстрым. В противном случае к этой зиме в Украине будет построено от 0 до 80 МВт новых мощностей. Это те проекты, которые находятся на разных стадиях готовности и реализуются при поддержке международных партнеров.

Как подготовиться к отключениям

Не помешает иметь газовый, бензиновый или дизельный генератор для частного дома и EcoFlow или аналог – для жителей многоквартирного дома. Важно также, чтобы насосы многоквартирного дома, поставляющие воду и тепло, были снабжены генераторами. Это позволит жителям получать воду и тепло даже при нехватке электричества.

Как помочь энергосистеме? Наиболее критическое время – в пиковые часы потребления. Вечерний пик – 19:00–22:00, утренний – 6:30–9:00. В эти часы желательно максимально снизить потребление. В Украине – до 9 млн домохозяйств. Если каждое из них снизит потребление на 2 кВт, это уже может помочь избежать дефицита. 2 кВт – это выключенный бойлер или утюг.

Что касается масштабных мер энергоэффективности – к зиме вряд ли что-нибудь кардинально изменится. Главная проблема – нерыночные тарифы на электричество для населения, не стимулирующие экономить.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине