Почти каждый день Харьков страдает от обстрелов россиян. Новые повреждения энергосетей заставляют энергетиков отключать отдельные линии для проведения аварийно-восстановительных работ. В настоящее время харьковчане остаются без электричества. Как местный бизнес работает в таких условиях
Утро 9 апреля часть харьковчан встретила без света. Причина – почасовые отключения электроэнергии, вызванные обстрелами российских оккупантов.
После массированной атаки на Харьков 22 марта город ежедневно страдает от агрессора. Только за 8 апреля под обстрелы РФ попали Индустриальный и Шевченковский районы Харькова.
Разрушены местная ТЭЦ-5 и Змиевская ТЭС – крупнейшая станция Харьковской области. «Уничтожены все блоки, повреждено вспомогательное оборудование», – говорится в сообщении Центрэнерго.
Согласно графика, харьковчане должны оставаться без света до четырех часов в сутки, однако отключения продолжаются дольше. Укрэнерго ввело дополнительные ограничения, объясняют в Харьковоблэнерго.
Как это повлияло на возможность передвигаться по городу, работу банков и магазинов? Спойлер: все непросто, но большинство предпринимателей приспособились к новым условиям.
«Немного» скорректировали движение
Из-за нехватки напряжения общественный транспорт Харькова меняет движение. На линии выходит часть троллейбусов, некоторые сокращают маршрут. «Нехватка электроэнергии», – объясняют в пресс-службе мэрии.
Метро периодически прекращает работу. В последний раз, 5 апреля, остановка длилась полтора часа.
«Чтобы не было перегрузки на энергосистему, мы немного скорректировали интервалы, чтобы уменьшить потребляемую мощность метрополитена», – говорит пресс-секретарь Харьковского метрополитена Алексей Битнер.
Интервалы между поездами метро увеличили до 10-12 минут, в час пик и вечером – до 20-ти.
«Метрополитен работает в качестве средства для перевозки пассажиров и как укрытие, однако график работы не изменился – работаем с 5:30 до 21:30 для перевозки пассажиров и круглосуточно в качестве укрытия», – отмечает Битнер.
Железный ритейл
В среднем магазины работают от генераторов 7-10 часов в сутки, – рассказывают в пресс-службе сети магазинов АТБ. «При отключении электроэнергии точечно возникают проблемы со связью, для их решения на базовых магазинах установлены Starlink», – говорят в АТБ.
Всего в Харькове работают 62 магазина АТБ. В связи с последними обстрелами ни один не закрылся, однако в компании испытывают отток персонала, хотя и не критичный.
В городе продолжают работать и все магазины Fozzy Group – второго крупнейшего ритейлера страны. «Все магазины «Сільпо» снабжены генераторами и системами Starlink», – заверили в пресс-службе компании.
Всего в Харькове десять «Сільпо», четыре маркета «Thrash! Траш!» и один гипермаркет Fozzy.
«Супермаркеты большой местной сети «Класс» работают, несмотря на трудности с электроэнергией, водоснабжением и другими коммуникациями», – сообщил в соцсетях ритейлер, объединяющий 14 магазинов.
Крупнейшая аптечная сеть Харькова «Аптека 9-1-1» восстановила уже около 200 точек по области и Харькову и продолжает восстанавливать пострадавшие от обстрелов.
«Работаем в районах, которые находятся близко к линии разграничения: Изюм, Ковшаровка, Волчанск, Большой Бурлук, Золочев, Липцы, Циркуны, Балаклея», – говорит Елена Казека, директор департамента розничных продаж «Аптека 9-1-1».
Еще в январе компания запустила первый мобильный аптечный пункт, курсирующий рядом с зоной боевых действий. Авто оборудовано Starlink и генератором, благодаря чему есть возможность отпускать товар по е-рецептам, в т.ч. по государственной программе «Доступные лекарства». В апреле после волны обстрелов в регионе начала работу вторая мобильная аптека.
Генераторы – повсюду
«У нас есть опыт прошлого года – команда уже понимает, как жить и работать в прифронтовом городе», – рассказывает совладелец сети ресторанов Mafia Тарас Середюк. У Mafia – четыре ресторана в Харькове. Иногда там включают генераторы на два часа, иногда – на восемь. «Если есть генератор и ресторан работает, то для людей мы становимся центром цивилизации», – отмечает Середюк.
Харьковское издательство «Ранок» теперь печатает книги по всей стране. «Диверсифицируем риски», – говорит CEO «Ранка» Виктор Круглов. Но большая часть тиражей все равно в Харькове, уверяет он. Где именно – не сообщает. 23 марта под российские обстрелы попала одна из типографий, в которой издавались книги «Ранка», Vivat и других издательств. Пожар произошел на площади 10 000 кв. м, говорилось в сообщении ГСЧС Харьковской области.
Стоимость топлива, которое идет на питание генераторов, увеличивает стоимость печати на 20-30%, в редких случаях – на 50%, объясняет Круглов. Скачок цен обоснован увеличенными затратами: генератор потребляет от 70 до 120 л горючего в час, сам генератор стоит $60 000-80 000. «Только две типографии в Харькове имеют большой генератор», – добавляет Круглов.
Так же обстоят дела и у другого бизнеса. Когда нет света, работаем на генераторах, говорит Виталий Марченко, инженер по качеству товаров крупного производителя молочных товаров Агромол. «Переключение происходит недолго – за 5-10 минут, так что на объемах производства это никак не отражается», – уверяет Марченко.
Всем ли хватает топлива?
Убрали стекло и заправляют дальше
«Мы наблюдали повышенный спрос на горючее в первые два дня после обстрелов 22 марта, – признает операционный директор «БРСМ-Нафта» Анатолий Курик. – Тогда клиенты заправляли полные баки автомобилей и канистры, заряжали гаджеты. Затем динамика выровнялась».
Сейчас горючее есть в наличии в достаточном количестве, перебоев в доставке нет, уверяет Курик. «В условиях войны мы научились действовать на опережение, – говорит топ-менеджер. – Поэтому наши АЗК укомплектованы всем необходимым на разные случаи жизни».
23 марта продажи горючего по Харькову выросли на 8,5%, если сравнивать с днем накануне, – рассказывает пресс-секретарь ОККО Ярослава Полякова. Но далее все выровнялось. «Если брать реализацию за две недели до 22 марта и через две недели после, то рост составляет лишь 1,3%», – сравнивает Полякова.
Среди проблем, с которыми сталкивается OKKO, она называет отсутствие воды в моменты, когда при обстреле не работает трубопровод. Для кофе используют бутылированную воду. Также на АЗС стоят очистные системы, но на время отсутствия воды закрывают туалеты.
Глобально проблем с логистикой в Харькове в компании не видят. «Машины спокойно доезжают как с горючим, так и с продуктами питания», – добавляет Полякова.
Вражеские атаки не прошли мимо АЗС WOG. В ночь с 5 на 6 апреля 2024-го взрывная волна повредила АЗК на окраине города. Никто из сотрудников не пострадал – они вовремя перешли в укрытие. Менее чем через двое суток на заправке убрали стекло и обломки, а поврежденные места обшили панелями.
«Ближе к обеду 8 апреля АЗК возобновил отпуск горючего, а спустя некоторое время заработает маркет и WOG Cafe», – рассказала Владлена Русина, операционная директор сети АЗК WOG.
В Харькове и области находятся 12 АЗК WOG. «Когда россияне совершили массированную ракетную атаку на Харьков и в городе начали выключать свет, харьковчане заполнили наши заправки, – рассказывает Русина. – Они работали, заряжали мобильные устройства и гаджеты, завтракали, обедали и ужинали».
Экстренные маршруты для банков
Главной сложностью работы в Харькове является непосредственная близость линии фронта, рассказывает член правления ПриватБанка Дмитрий Мусиенко.
В банке были разработаны дополнительные экстренные маршруты и изменения в инкассации средств. Банк несет дополнительные расходы по укреплению отделений, в случае повреждений инфраструктуры и систем обеспечения отделений восстанавливает все в кратчайшие сроки. «Мы обеспечиваем работу 95% сети: это 77 отделений, а клиенты получают 100% банковских услуг», – уверяет Мисиенко.
В Ошадбанке на утро 8 апреля из 62 отделений в регионе работало 53 (85% сети). В частности, 34 из 41 отделения в Харькове.
Бизнес поддерживает бизнес
Несмотря на риски, компании из других регионов не только не прекращают сотрудничество с харьковскими производителями, но и усиливают его.
«Аврора» на постоянной основе сотрудничает с более чем 70 производителями из Харьковской области, написал в facebook CEO сети «Аврора» Тарас Панасенко. За последние 12 месяцев обращение с ними составило 1,15 млрд грн, по плану на 2024 год – более 1,5 млрд грн, рассказывает он.
«Речь здесь идет именно о производственных предприятиях Харьковской области и города, будем их поддерживать», – отмечает Панасенко.
Начиная с 9 апреля «Аврора» ввела для харьковских партнеров гибкие правила оплаты и аванса за товар. Также обещают быть более терпеливыми по срокам выполнения заказов.
«Правильная инициатива, тоже берем в работу», – поддержал идею глава «Укрнафты» Сергей Корецкий. «Укрнафта» виделила 20 млн грн та 50 000 литров топлива для поддержки Харькова и области, а также снизила цены на АЗК в регионе, сообщила компания 10 апреля.
- Категория
- BrandVoice
- Дата
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.