Имущество и торговые марки крупнейшей авиакомпании Украины МАУ ушли с молотка. Новые малоизвестные владельцы выкупили за $3000 логотип авиакомпании и львиные доли в двух ценных активах. До войны эти активы стоили в десятки раз больше. Есть ли будущее у МАУ, чьи общие долги превышают 20 млрд грн?
Имущество авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ), которая до полномасштабного вторжения РФ была самой крупной в Украине, распродают на аукционах государственного предприятия СЕТАМ, обратило внимание 26 октября профильное издание Аvianews. Государство продает имущество авиакомпании из-за долгов по решению исполнительной службы Минюста.
Желающие еще могут купить запчасти для самолетов и инструменты для техобслуживания судов. Однако наиболее ценные активы авиакомпании уже ушли с молотка. Покупатели – люди и компании, о которых не слышал ни один из десятка опрошенных Forbes участников авиарынка.
Авиакассы в центре Киева за 6,7 млн грн выкупил Константин Герасименко. 99% в уставном капитале дочерней ремонтной компании «МАУтехник» за 195 грн перешли в собственность Олега Ткачука. А торговую марку «МАУ», в частности, право использовать графическое изображение, которое авиапассажиры видели на хвостах самолетов МАУ, за 121 500 грн купила зарегистрированная в июле 2022 года «Океалос Компани». Ее единственный бенефициар – Андрей Лобанов. Эта же компания приобрела за 38,9 млн грн 62,43% самой крупной хендлинговой компании Украины «Интеравиа». Эта часть раньше тоже принадлежала МАУ.
Что происходит?
Кому принадлежала МАУ
Авиакомпания МАУ была создана в 1992 году как совместное предприятие Украины и западных инвесторов для полетов из Киева в страны Европы на иностранных самолетах. В 2011 году государство продало свои 61,58% МАУ частным лицам – кипрской «Онтобет Промоушинз Лимитед» и украинской Capital Investment Project. Среди их владельцев был бывший совладелец авиакомпании «АэроСвит» Арон Майберг и экс-министр инфраструктуры Борис Колесников, рассказывал позже Игорь Коломойский.
В 2015 году Коломойский признал, что вошел в капитал МАУ, купив 25% долю Колесникова. Кроме Майберга и Коломойского среди акционеров, по его словам, был глава «Укртатнафты» Павел Овчаренко.
Долгое время МАУ имела структуру управления, позволяющую разделять должности по сферам влияния акционеров: финансами руководил человек по квоте Коломойского, а президента компании назначал Майберг, объяснял Forbes бывший менеджер авиакомпании.
В 2022 году Майберг вышел из основателей МАУ, а также ушел из наблюдательного совета авиаперевозчика. Следовательно, компания осталась под контролем Коломойского. В сентябре 2023 года СБУ, БЭБ и Офис генпрокурора сообщили Коломойскому о подозрении в завладении 5,8 млрд грн ПриватБанка. С тех пор он находится в СИЗО.
Управляемая распродажа
Проданные активы – самое ценное, что осталось от МАУ, утверждают четверо собеседников Forbes. Собственных самолетов у компании не было, все в лизинге. «Весной–летом этого года компания осталась без работающего флота. Все, что летало, уже передали», – говорит экс-топ-менеджер МАУ.
В сентябре прошлого года МАУ остановила полеты трех из четырех имеющихся самолетов (до войны было 25) из-за неуплаты счетов. Компания пыталась найти работу в Европе – перевозчик выполнял чартерные рейсы для польского туроператора Itaka. Также МАУ выполнила серию рейсов для сборной Украины по футболу.
С начала весны профильное издание Avianews зафиксировало передачу самолетов из флота МАУ в парк другого перевозчика – «Роза Ветров» (Windrose). В интервью LIGA.net в августе 2020 года СЕО «Роза Ветров» Владимир Каменчук подтверждал сотрудничество со структурами Коломойского. Forbes обратился с просьбой о комментарии к Каменчуку. Он просмотрел сообщения в мессенджере, но проигнорировал их.
До начала полномасштабного вторжения у МАУ было по меньшей мере 25 судов, 10 из них на момент вторжения остались в Украине, говорят два собеседника Forbes. «Они уже потеряли летную пригодность, вывезти их невозможно», – объясняет один из них.
Активы МАУ распродаются за цену, которая гораздо ниже рыночной стоимости, уверен собеседник, ранее работавший в руководящих органах МАУ, пожелавший общаться на условиях анонимности из-за сенситивности темы. По его оценке, до войны стоимость хендлинговой компании «Интеравиа» достигала $20 млн, а свыше $10 млн – только стоимость оборудования. «Даже во время войны эта компания не может стоить около $1 млн. МАУ управляемо продают за бесценок», – убеждает он. Покупатель «Интеравиа» – малоизвестная «Океалос Компани», основанная 29 июля 2022 года. С осени 2022-го МАУ не совершила ни одного рейса.
Еще до начала большой войны внутри перевозчика разразился корпоративный конфликт. В феврале 2023 года стало известно о выходе Майберга из капитала МАУ. Компания получила нового директора – Анну Борисонник, которая десятилетиями работала финансистом в структурах группы «Приват» Игоря Коломойского.
Майберг заверил Forbes, что не имеет отношения к распродаже имущества. «Из МАУ я вышел окончательно, – отметил Майберг. – Покупкой каких-либо активов, торговых марок или другого имущества МАУ не занимался, не занимаюсь и не имею никакого интереса в их приобретении».
Другой ценный актив МАУ – ремонтная компания «МАУтехник» – тоже обошлась покупателю гораздо ниже рыночной стоимости. «Лишь сертификат для запуска «МАУтехник» стоил владельцам €2 млн, – говорит собеседник Forbes, знакомый с деталями разводного соглашения акционеров МАУ. – Его трудно получить, и он имеет большую ценность». В то время как компанию продали за 195 грн.
Возможное банкротство уже в этом году
В августе 2021 года Совет национальной безопасности поручил правительству как можно скорее урегулировать ситуацию с долгами МАУ. «Чтобы ситуация с украинской авиакомпанией «Аэросвит» не повторилась снова», – объяснял решение глава СНБО Алексей Данилов.
Однако активные действия после этого решения не состоялись. Происходящее похоже на повторение истории с «АэроСвитом», говорят трое собеседников Forbes, которые с 2015 года в разное время работали в топ-менеджменте МАУ и пожелали не раскрывать свои фамилии из-за сенситивности темы. Выкуп дочерних компаний и торговых марок МАУ ведется в интересах приближенных к авиакомпании лиц, объясняет один из них. «То, что имеет какую-либо стоимость, выводят на другое юрлицо», – говорит он.
Что произошло с «Аэросвитом»
В 2013 году крупнейшая на тот момент авиакомпания Украины «Аэросвит», среди акционеров которой также были Арон Майберг и Игорь Коломойский, не смогла рассчитаться с долгами, достигшими $500 млн по тогдашнему курсу, и обанкротилась.
Владельцы «Аэросвит» в банкротстве компании обвинили государство – требовали возместить $400 млн, суды по этому делу продолжаются до сих пор.
После банкротства «Аэросвит» МАУ подхватила наиболее прибыльные направления авиакомпании, а также персонал и самолеты.
Значит ли это, что авиакомпанию готовят к банкротству? Единственная причина не банкротить МАУ – международный судебный процесс с Ираном, объясняет один из экс-топ-менеджеров авиакомпании. «После банкротства и без правопреемничества шансы получить средства – ноль», – говорит он.
В компании многомиллиардные долги перед лизингодателями и госструктурами, в частности, МАУ должно не менее 800 млн грн за обслуживание самолетов аэропорта «Борисполь» и 1,5 млрд грн за аэронавигационные услуги – «Украэроруху». С обоими продолжаются суды. Общие финансовые обязательства МАУ по итогам 2022 года достигают 20,5 млрд грн, свидетельствуют данные «Опендатабот».
«Больше у них нет активов в цивилизованных странах, чтобы гарантировать выплату. МАУ как таковую – это офис, и все», – говорит собеседник, ранее работавший в руководящих органах МАУ.
Банкротство авиакомпании не означает исчезновение юрлица, тот же «Аэросвит» до сих пор существует, а в данном случае – это, по сути, единственный вариант решить узел проблем, которым оброс МАУ, считает другой экс-менеджер МАУ. Он предполагает, что начало процедуры банкротства может начаться до конца года.
После публикации изменено название компании, которая приобрела право использовать графическое изображение МАУ: вместо UIA Cafe на «Океалос Компани».


Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.