Категория
Компании
Дата

Крутое пике МАУ. Активы крупнейшей авиакомпании Украины продают за бесценок. Это конец?

Ігор Коломойський і Арон Майберг /коллаж Анастасия Левицкая

Имущество авиакомпании МАУ Игоря Коломойского и Арона Майберга (бывшего совладельца) распродают за копейки Фото коллаж Анастасия Левицкая

Имущество и торговые марки крупнейшей авиакомпании Украины МАУ ушли с молотка. Новые малоизвестные владельцы выкупили за $3000 логотип авиакомпании и львиные доли в двух ценных активах. До войны эти активы стоили в десятки раз больше. Есть ли будущее у МАУ, чьи общие долги превышают 20 млрд грн?

Имущество авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ), которая до полномасштабного вторжения РФ была самой крупной в Украине, распродают на аукционах государственного предприятия СЕТАМ, обратило внимание 26 октября профильное издание Аvianews. Государство продает имущество авиакомпании из-за долгов по решению исполнительной службы Минюста.

Желающие еще могут купить запчасти для самолетов и инструменты для техобслуживания судов. Однако наиболее ценные активы авиакомпании уже ушли с молотка. Покупатели – люди и компании, о которых не слышал ни один из десятка опрошенных Forbes участников авиарынка.

Авиакассы в центре Киева за 6,7 млн грн выкупил Константин Герасименко. 99% в уставном капитале дочерней ремонтной компании «МАУтехник» за 195 грн перешли в собственность Олега Ткачука. А торговую марку «МАУ», в частности, право использовать графическое изображение, которое авиапассажиры видели на хвостах самолетов МАУ, за 121 500 грн купила зарегистрированная в июле 2022 года «Океалос Компани». Ее единственный бенефициар – Андрей Лобанов. Эта же компания приобрела за 38,9 млн грн 62,43% самой крупной хендлинговой компании Украины «Интеравиа». Эта часть раньше тоже принадлежала МАУ.

Что происходит?

Кому принадлежала МАУ

Авиакомпания МАУ была создана в 1992 году как совместное предприятие Украины и западных инвесторов для полетов из Киева в страны Европы на иностранных самолетах. В 2011 году государство продало свои 61,58% МАУ частным лицам – кипрской «Онтобет Промоушинз Лимитед» и украинской Capital Investment Project. Среди их владельцев был бывший совладелец авиакомпании «АэроСвит» Арон Майберг и экс-министр инфраструктуры Борис Колесников, рассказывал позже Игорь Коломойский.

В 2015 году Коломойский признал, что вошел в капитал МАУ, купив 25% долю Колесникова. Кроме Майберга и Коломойского среди акционеров, по его словам, был глава «Укртатнафты» Павел Овчаренко.

Долгое время МАУ имела структуру управления, позволяющую разделять должности по сферам влияния акционеров: финансами руководил человек по квоте Коломойского, а президента компании назначал Майберг, объяснял Forbes бывший менеджер авиакомпании.

В 2022 году Майберг вышел из основателей МАУ, а также ушел из наблюдательного совета авиаперевозчика. Следовательно, компания осталась под контролем Коломойского. В сентябре 2023 года СБУ, БЭБ и Офис генпрокурора сообщили Коломойскому о подозрении в завладении 5,8 млрд грн ПриватБанка. С тех пор он находится в СИЗО.

Управляемая распродажа

Проданные активы – самое ценное, что осталось от МАУ, утверждают четверо собеседников Forbes. Собственных самолетов у компании не было, все в лизинге. «Весной–летом этого года компания осталась без работающего флота. Все, что летало, уже передали», – говорит экс-топ-менеджер МАУ.

В сентябре прошлого года МАУ остановила полеты трех из четырех имеющихся самолетов (до войны было 25) из-за неуплаты счетов. Компания пыталась найти работу в Европе – перевозчик выполнял чартерные рейсы для польского туроператора Itaka. Также МАУ выполнила серию рейсов для сборной Украины по футболу.

С начала весны профильное издание Avianews зафиксировало передачу самолетов из флота МАУ в парк другого перевозчика – «Роза Ветров» (Windrose). В интервью LIGA.net в августе 2020 года СЕО «Роза Ветров» Владимир Каменчук подтверждал сотрудничество со структурами Коломойского. Forbes обратился с просьбой о комментарии к Каменчуку. Он просмотрел сообщения в мессенджере, но проигнорировал их.

До начала полномасштабного вторжения у МАУ было по меньшей мере 25 судов, 10 из них на момент вторжения остались в Украине, говорят два собеседника Forbes. «Они уже потеряли летную пригодность, вывезти их невозможно», – объясняет один из них.

Активы МАУ распродаются за цену, которая гораздо ниже рыночной стоимости, уверен собеседник, ранее работавший в руководящих органах МАУ, пожелавший общаться на условиях анонимности из-за сенситивности темы. По его оценке, до войны стоимость хендлинговой компании «Интеравиа» достигала $20 млн, а свыше $10 млн – только стоимость оборудования. «Даже во время войны эта компания не может стоить около $1 млн. МАУ управляемо продают за бесценок», – убеждает он. Покупатель «Интеравиа» – малоизвестная «Океалос Компани», основанная 29 июля 2022 года. С осени 2022-го МАУ не совершила ни одного рейса.

Еще до начала большой войны внутри перевозчика разразился корпоративный конфликт. В феврале 2023 года стало известно о выходе Майберга из капитала МАУ. Компания получила нового директора – Анну Борисонник, которая десятилетиями работала финансистом в структурах группы «Приват» Игоря Коломойского.

Майберг заверил Forbes, что не имеет отношения к распродаже имущества. «Из МАУ я вышел окончательно, – отметил Майберг. – Покупкой каких-либо активов, торговых марок или другого имущества МАУ не занимался, не занимаюсь и не имею никакого интереса в их приобретении».

Другой ценный актив МАУ – ремонтная компания «МАУтехник» – тоже обошлась покупателю гораздо ниже рыночной стоимости. «Лишь сертификат для запуска «МАУтехник» стоил владельцам €2 млн, – говорит собеседник Forbes, знакомый с деталями разводного соглашения акционеров МАУ. – Его трудно получить, и он имеет большую ценность». В то время как компанию продали за 195 грн.

Возможное банкротство уже в этом году

В августе 2021 года Совет национальной безопасности поручил правительству как можно скорее урегулировать ситуацию с долгами МАУ. «Чтобы ситуация с украинской авиакомпанией «Аэросвит» не повторилась снова», – объяснял решение глава СНБО Алексей Данилов.

Однако активные действия после этого решения не состоялись. Происходящее похоже на повторение истории с «АэроСвитом», говорят трое собеседников Forbes, которые с 2015 года в разное время работали в топ-менеджменте МАУ и пожелали не раскрывать свои фамилии из-за сенситивности темы. Выкуп дочерних компаний и торговых марок МАУ ведется в интересах приближенных к авиакомпании лиц, объясняет один из них. «То, что имеет какую-либо стоимость, выводят на другое юрлицо», – говорит он.

Что произошло с «Аэросвитом»

В 2013 году крупнейшая на тот момент авиакомпания Украины «Аэросвит», среди акционеров которой также были Арон Майберг и Игорь Коломойский, не смогла рассчитаться с долгами, достигшими $500 млн по тогдашнему курсу, и обанкротилась.

Владельцы «Аэросвит» в банкротстве компании обвинили государство – требовали возместить $400 млн, суды по этому делу продолжаются до сих пор.

После банкротства «Аэросвит» МАУ подхватила наиболее прибыльные направления авиакомпании, а также персонал и самолеты.

Значит ли это, что авиакомпанию готовят к банкротству? Единственная причина не банкротить МАУ – международный судебный процесс с Ираном, объясняет один из экс-топ-менеджеров авиакомпании. «После банкротства и без правопреемничества шансы получить средства – ноль», – говорит он.

В компании многомиллиардные долги перед лизингодателями и госструктурами, в частности, МАУ должно не менее 800 млн грн за обслуживание самолетов аэропорта «Борисполь» и 1,5 млрд грн за аэронавигационные услуги – «Украэроруху». С обоими продолжаются суды. Общие финансовые обязательства МАУ по итогам 2022 года достигают 20,5 млрд грн, свидетельствуют данные «Опендатабот».

«Больше у них нет активов в цивилизованных странах, чтобы гарантировать выплату. МАУ как таковую – это офис, и все», – говорит собеседник, ранее работавший в руководящих органах МАУ.

Банкротство авиакомпании не означает исчезновение юрлица, тот же «Аэросвит» до сих пор существует, а в данном случае – это, по сути, единственный вариант решить узел проблем, которым оброс МАУ, считает другой экс-менеджер МАУ. Он предполагает, что начало процедуры банкротства может начаться до конца года.

После публикации изменено название компании, которая приобрела право использовать графическое изображение МАУ: вместо UIA Cafe на «Океалос Компани».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине