Около трети украинских компаний провалили сроки прохождения обязательного аудита. Этим они подвергают себя не только возможным штрафам, но и более серьезным, неочевидным рискам
Закон Украины №996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» требует публиковать результаты прохождения обязательного финансового аудита вместе с аудиторским заключением не позже 1 июня 2021 года. Такой срок установлен для большинства компаний.
Закон №466-IX (он же – п. 46.2 Налогового кодекса Украины) расширил срок подачи всей документации до 10 июня включительно.
- Категория
- Рейтинги
- Дата
Сейчас август, но компаний, которые не прошли обязательный аудит либо не опубликовали документацию на своем сайте, по моим предположениям, около 30%.
Причины у всех разные: у кого-то отчетность не приняли в ГФС и вернули с вопросами, кто-то не успел из-за внутренних проблем.
Некоторые компании выбирают путь уплаты штрафа, ведь стоимость проведения аудита средней компании стартует от 90–100 тыс. грн.
Но существуют и другие риски. Чем опасны такие промедления и стоит ли нарываться на штрафы?
Коротко о главном, или Для кого аудит обязателен
· Предприятия, представляющие общественный интерес
· Публичные акционерные общества
· Компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых общенационального значения
· Средние предприятия.
Все крупные предприятия о результатах своего обязательного аудита должны отчитываться согласно требованиям МСФО. Средний бизнес, если еще не освоил МСФО, может пока отчитываться согласно требованиям П(С)БУ. Филиалы и «дочки», которые контролируются материнскими компаниями, должны подавать на проверку в фискальные органы ежегодную консолидированную финансовую отчетность.
Для определения того, какую компанию считать крупной, а какую – средней, существуют три критерия, они неизменны с прошлых лет. Все решается на основании показателей балансовой стоимости, чистого дохода и размера штата.
Проблема сроков
Закон №996-XIV не устанавливает четкий механизм для отслеживания сроков публикации отчетности по обязательному аудиту. Он также не указывает, что проверка такой отчетности начнется сразу же, как только истечет срок подачи документов 1 июня.
Иными словами, строгих ограничений, запрещающих вам публиковать отчетность позже 1 июня, нет. Кроме того, сама проверка – это игра вдолгую. Фискальные органы физически не способны быстро проверить сотни компаний, поэтому минимум пара месяцев форы у бизнеса действительно есть.
Но есть нюанс для тех компаний, которые, помимо обязательного аудита, также отчитываются о своих трансферных операциях. Закон №466-IX обязывает такие компании вместе с документацией по ТЦО сдавать в налоговую и снабженную аудиторским заключением финансовую отчетность. Сделать это нужно до 1 октября. То есть к этой дате компания, отчитывающаяся по ТЦО, уже должна провести аудит и опубликовать его результаты вместе с аудиторским заключением.
Штрафы за несвоевременную подачу отчетности
Изначально они небольшие: 340 грн за первое нарушение и 1024 грн – за повторное нарушение в течение года.
Более того, можно сослаться на заключительные положения п. 52.1 Налогового кодекса Украины. Согласно им в Украине вводятся карантинные послабления, которые запрещают взыскивать с компаний штрафы и пеню при подаче документации на проверку контролирующим органам. Послабления действуют до конца карантина. Когда наступит конец карантина – неясно, что пусть и небольшой, но в этом случае плюс для бизнеса.
Но если компания не пройдет аудит совсем – сумма штрафов уже крупнее: 17–34 тыс. грн за первое нарушение и 34–51 тыс. грн – за повторное. При этом оплата штрафа не освобождает от прохождения аудита и не дает отсрочку, как это было за 2019 год.
Неочевидный риск
Помимо этих двух законов существует постановление Кабинета Министров №1165. В нем перечислены критерии для признания налогоплательщика рисковым. В частности, пункт 7.1 называет рисковыми таких налогоплательщиков, которые не подали целый ряд документации, включая финансовую отчетность, подтвержденную аудиторским заключением.
Признание рисковой грозит компании-плательщику НДС блокировкой регистрации ее налоговых накладных. Приостановка этого процесса нарушает стабильную работу компании и может обернуться большими финансовыми и другими потерями. С такой компанией не сможет работать не один контрагент, потому что не сможет зачесть ее НДС в свой налоговый кредит.
В Украине НДС оплачивает почти весь крупный и средний бизнес, а значит проблема блокировки накладных актуальна для многих.
Также обязательный аудит должны своевременно проходить компании, у которых есть трансферные операции. Иначе их отчет по ТЦО не будет принят налоговой, что повлечет новые штрафы.
Чтобы этого не допустить, лучше как можно скорее решить проблемы с прохождением обязательного аудита.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.