Категория
Свой бизнес
Дата

Увести из-под носа собственника. Три типичные схемы воровства в компаниях

Getty Images

Getty Images

Из-за схем украинский бизнес теряет в среднем треть годового оборота. Как выявить самые типичные из них

Каждый бизнес специфичен и требует индивидуального подхода. Но с корпоративным мошенничеством это не так. Большинство схем реализуются по одинаковому сценарию, меняются только отдельные детали и суммы убытков.

Несмотря на такую, казалось бы, предсказуемость, компании все равно страдают от сотрудников-мошенников. Из-за их манипуляций украинский бизнес теряет в среднем 15–50% от годового оборота. Учитывая текущий кризис, это катастрофически много.

Остановимся на трех схемах, которые используют чаще других, потому что реализовать их мошеннику проще. 

1. Незаконное отчуждение активов

Общий сценарий фрода (англ. fraud – недобросовестное действие, воровство) такой: сотрудник-мошенник, пользуясь должностными полномочиями, присваивает себе собственность компании. 

Это необязательно наличные деньги, присвоить могут движимое/недвижимое имущество, складские запасы, продукцию. При этом в документации все отмечено «красиво», как должно быть, но в реальности активы уже не принадлежат собственнику.

Воровать таким образом может каждый: и рядовой сотрудник, и топ-менеджер. Но в отличие от условного кладовщика, у руководителя больше полномочий, поэтому и украсть он способен больше.

Сотни таких мошеннических схем были вскрыты в бизнесах из самых разных отраслей. Одно из последних расследований проводили в украинском представительстве крупной австрийской компании. 

В ходе инвентаризации была выявлена недостача трех производственных станков стоимостью 300 тыс. евро каждый. Директор пояснила, что один станок отдали в качестве доната институту в зоне АТО, второй продали другой компании, которая обанкротилась и не смогла погасить свои обязательства. Третий списан по причине брака.

Все аргументы, на первый взгляд, логичные, но дальнейшая проверка показала, что ранее упомянутая обанкротившаяся компания, которой передали станок, не имела собственных активов, а ее директор – так называемый фунтик (номинальный руководитель без реальных полномочий). 

При этом директор, проворонившая три станка, в этот же период купила себе новый Lexus. Все эти факты совершенно четко говорят о мошенничестве.

Методы борьбы: проведение спонтанных инвентаризаций, автоматизация бизнес-процессов, усиление контроля физической безопасности и учета активов, введение процедуры комплаенс в юридических вопросах.

2. Незаконное искажение финансовой отчетности

Другими словами – преднамеренное завышение или занижение цифр в ключевых документах. Выгоду от этого получают по-разному. Некоторые, занижая показатели продаж, остаток кладут себе в карман. Другие завышают столбики с прибылью, чтобы получить более высокий бонус к зарплате.

Похожее дело было как раз перед новогодними праздниками. Заказчик сам обнаружил фрод у себя на предприятии и дыру в $3 млн. Он обратился с просьбой выяснить, как исчезли деньги и кто виноват.

Расследование выявило целый сговор. Главный бухгалтер в связке с директором и начальником службы безопасности – ключевые лица компании, на минутку! – создали подставные ФОПы, которые якобы оказывали компании консалтинговые и брокерские услуги, получая за это огромное вознаграждение. В реальности, естественно, никаких услуг не было.

Как вскрылась недостача на $3 млн?

Банально – главный бухгалтер «спалилась» сама. По документам ее предприятие было представлено как неприбыльное из-за коронакризиса. Дела шли настолько «плохо», что рабочим перестали выплачивать зарплату. Но главный бухгалтер в таких условиях внезапно покупает себе новый автомобиль Honda. Собственник после этого захотел сделать проверку и потребовал доступ в клиент-банк. Бухгалтер в ответ экстренно ложится в больницу с сердечным недомоганием.

После всех последовавших разбирательств выяснилось, что компания все это время имела постоянную прибыль. Виновные понесли наказание по статье 190 ч.4 УК – мошенничество в особо крупных размерах с лишением свободы до шести лет и конфискацией имущества.

Методы борьбы: проведение независимого финансового аудита от международной аудиторской компании. Осуществление спонтанных проверок со сверкой: клиент-банка, первичной документации, налоговых накладных, бухгалтерских проводок в базе учета.

3. Коррупционные схемы и схемы откатов

Это наиболее распространенный вид мошенничества в компаниях. Характерен для менеджеров по закупкам и коммерческого департамента. Реализуется по-разному.

Был случай, когда один из акционеров, находившийся в операционном контроле компании, создал связанное юридическое лицо. Через это лицо он закупал сырье по завышенной стоимости. Иными словами, человек просто выводил деньги за пределы компании. Он же создал еще одно связанное лицо, через которое продавал уже готовую продукцию, но по заниженной цене

Такая схема привела к тому, что компания, с одной стороны, переплачивала за сырье, с другой – недополучала прибыль за реализацию продукции конечному потребителю.

В другом кейсе менеджер по закупкам брал деньги у собственника, по его словам, «для вывода продукции на прилавки торговых сетей». В действительности деньги оседали в кармане самого менеджера.

Методы борьбы: проведение процедуры «тайный покупатель». Исключение расчетов в кэше (Ф2), а также посредников при ведении переговоров.

Что такое форензик и в чем ее роль

Все описанные случаи расследовались с полным или частичным применением процедуры форензик. Ее цель – выявить мошеннические схемы внутри компании. Для этого применяются специальные методики OSINT (англ. open source intelligence – сбор информации на основе открытых источников) и HUMINT (англ. human source intelligence – добыча и расследование информации, полученной от людей). Оба элемента являются частью методов по сбору информации в рамках корпоративной разведки (англ. corporate intelligence).

Также, часто в проектах форензик используется процедура «тайный покупатель» (англ. – secret buyer). В этом случае форензист под видом покупателя осуществляет покупку у подозреваемого менеджера или другого сотрудника компании с целью удостовериться в его честности.

С помощью этой процедуры можно узнать множество фактов. В одном из расследований выяснилось, что менеджеры по продажам в одной компании не были заинтересованы в увеличении количества продаж. Они просто не захотели оформлять максимально разрешенные политикой компании скидки потенциальным клиентам.

В другом случае с помощью «тайных покупателей» выявили, что руководитель сдавал площади в аренду по заниженной цене. Остаток суммы выплачивался в наличной форме и оседал в карманах мошенника, что нанесло предприятию серьезный ущерб.

Основные правила форензик

• Доверяй, но проверяй. Менеджеров и партнеров по бизнесу необходимо регулярно проверять во избежание ситуаций с возникновением фродов.

• Выход собственника из операционного контроля равен потере бизнеса. Не доверяйте все вопросы управления подчиненным – рано или поздно это обернется проблемами.

• Helicopter view (с англ. – вид сверху). Старайтесь максимально объективно оценивать все процессы, происходящие в компании. Форензик – один из способов добиться этого.

• Воруют в каждой компании. Вопрос лишь в материальности сумм. Это так называемый forensic catch (англ. – уловка форензик).

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Начни свой бизнес. 25 женщин в IT