Rozetka с начала года увеличила сеть в полтора раза – до 416 отделений в 122 городах и поселках. Следующий возможный шаг – полноценная почтовая доставка, где сейчас доминирует большая тройка: «Укрпочта», «Новая почта» и Meest. До конца года покупатели одного из самых крупных маркетплейсов Shafa.ua смогут получать свои покупки в «зеленых» отделениях. Почему Rozetka ушла в новую нишу?
В середине октября продавцы украинского маркетплейса Shafa.ua получили от площадки предложение: доставлять свои товары новым способом – к точкам выдачи украинского онлайн-ритейлера Rozetka. До этого они пользовались услугами только почтовых операторов: «Укрпочта», «Новая почта» и Meest.
«Сейчас тестируем эту опцию, полноценный запуск запланирован на ноябрь», – сообщает Юлия Новаченко, директор по коммуникациям группы EVO, в которую входит Shafa.ua.
На Shafa.ua продают вещи более 60 000 пользователей, а активно покупают – около 200 000, рассказывает Новаченко. Доставка товаров из Shafa.ua в точки выдачи Rozetka будет стоить 30 грн. В то время как средняя стоимость доставки через «Укрпочту» или «Новую почту» – 105 грн, или 10-25% средней стоимости товара, говорит Новаченко.
Для EVO это уже вторая площадка, которую группа переводит на новый способ доставки. С марта заказывать товары на точки Rozetka могут пользователи Prom.ua – ключевой части бизнеса EVO и одного из крупнейших маркетплейсов страны, где за последний год покупали товары 10 млн человек.
Все три компании имеют общих акционеров. Осенью 2018 года EVO Group стала частью Rozetka, после того как ритейлер выкупил 54%-ную долю южноафриканского фонда Naspers: пакет акций совладельцев трансформировался в долю в объединенной компании Rozetka-EVO.
В начале июня от объединенной группы компаний EVO-Rozetka отделились сервисы «Вчасно» и Zakupki.Prom.
Кому принадлежит Rozetka
Владислав и Ирина Чечеткины, согласно кипрскому госреестру, контролируют 39,8% кипрской компании «Темания Энтерпрайзиз» – владельца Rozetka. 18,9% принадлежит Horizon Capital, 4,5% – основателям EVO Group, 1% у неизвестного акционера. Чечеткин в беседе с Forbes сообщил, что структура собственности иная, но не раскрывает ее, ссылаясь на договор о конфиденциальности.
Более 17 млн товаров для Rozetka
Новую опцию доставки уже подключила пятая часть продавцов Prom.ua – 9000, у которых можно купить 17 млн товаров, отмечает Новаченко. «Доля заказов в точке выдачи Rozetka постоянно растет», добавляет она, не уточняя деталей.
Расти есть куда: на Prom.ua товары активно продают около 45 000 предпринимателей. Вместе с Shafa – это потенциально более 100 000 продавцов. Новая опция доставки доступна всем, но подключение тормозит недостаточная разветвленность сети Rozetka, по сравнению с «Новой Почтой», «Укрпочтой» и даже Meest.
Помочь должна франчайзинговая модель развития компании. Она стартовала еще в октябре 2020 года, но с начала 2023-го количество франчайзи-точек почти удвоилось. По состоянию на октябрь, в Rozetka – 416 точек выдачи товаров в 122 населенных пунктах Украины, шестая часть из них работает по франшизе, сообщила Forbes пресс-служба компании.
«Еженедельно нам поступает около 15 новых заявок, – сообщил Александр Коваленко, директор по развитию Rozetka. – В планах Rozetka открыть еще 11–14 точек по франшизе до конца 2023 года». Инвестиции в открытие одной точки в Rozetka ранее оценивали минимум от 650 000 грн.
В Rozetka уверяют, что новая услуга не требует больших инвестиций. «По сути, это IТ-разработка и некоторые изменения в логистические процессы, на размер складов и точек выдачи эти процессы не влияют», – сообщили в пресс-службе компании. Сотрудничество с маркетплейсами для Rozetka позволяет расширить круг потенциальных клиентов. Кроме как забрать заказ, они могут еще купить товары с витрины в точках выдачи, добавили в Rozetka.
В свою очередь, маркетплейсы рассчитывают на увеличение онлайн-продаж. Высокая стоимость доставки через других почтовых операторов тормозит рост рынка, признает Новаченко.
(Не) конкурент для почтовой тройки
Rozetka пока не планирует расширять услугу доставки в свои отделения на сторонние маркетплейсы и магазины, кроме Prom и Shafa, сообщили в пресс-службе компании.
Компания пока имеет мало отделений, чтобы напрямую конкурировать с лидерами рынка. У ближайшего конкурента Rozetka с почтового рынка – Meest – в десять раз больше отделений по всей стране. Отставание от «Укрпочты» и «Новой почты» еще более значимо.
Почтовые операторы тоже пока не видят в Rozetka угрозу. «Мы понимаем, что это займет какой-то процент посылок у всех игроков рынка, оценивать какой именно – пока рано», – говорит Юлия Василенко, директор по коммуникациям «Укрпочты».
Пресс-служба Meest не успела предоставить комментарии на момент публикации. В «Новой почте» комментировать возможные угрозы отказались, добавив, что «конкуренция полезна всем».
Rozetka vs «Новая почта»
В первом полугодии 2023 года чистая прибыль «Новой почты» выросла почти в пять раз, до 2,4 млрд грн, доход – почти на 84%. В течение 2022-го выручка компании выросла на 13,6% – до 23,7 млрд грн, свидетельствуют данные YouControl.
Rozetka в прошлом году получила 18,4 млрд грн выручки, потеряв 13% от показателей 2021 года. Прибыль в 2022-м составляла 119 млн грн.
Rozetka действительно уже стала альтернативой «Новой почте», констатирует основатель одной из логистических компаний, согласившийся общаться на условиях анонимности. Но о конкуренции с почтовым гигантом говорить рано, продолжает он. Для этого ритейлеру нужно вывести доставку в отдельный бизнес и существенно нарастить сеть отделений. «Без этого Rozetka будет оставаться конкурентом только для других интернет-магазинов», – объясняет предприниматель.
Если Rozetka преуспеет, то следующим шагом будет экспансия в ЕС по примеру «Новой почты», прогнозирует Олег Каленский, партнер Supply Chain Advisors. «Тогда и увидим, по какой бизнес-модели в Европу зайти легче – когда ты логистический оператор или онлайн-маркетплейс с логистикой в придачу типа Amazon», – говорит Каленский.



Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.