Категория
Компании
Дата

Язык имеет значение. Почти 26% поисковых запросов в e-commerce – на украинском, а будет больше. Аналитика по отраслям от Promodo

Мова має значення: аналітика Promodo /иллюстрация Илья Колесник для Forbes Ukraine

Язык имеет значение: аналитика Promodo Фото иллюстрация Илья Колесник для Forbes Ukraine

Количество поисковых запросов слова «текіла» на украинском языке за два года выросло на 86%, а «корм для котів» – на 326%. Чего ждать в 2024 году? В Promodo проанализировали языковую динамику в поисковике за три года и разработали универсальный алгоритм действий по работе с украинской версией сайтов

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

SEO-команда Promodo проанализировала 89 000 различных запросов в одном лишь сегменте электроники, чтобы узнать, много ли украинцев начали гуглить на родном языке. Специалисты отслеживали динамику именно коммерческих запросов, то есть таких, по которым пользователи ищут товары, которые планируют приобрести.

«Если в 2021 году запросов на украинском было только 15–19% среди общего количества коммерческих поисковых запросов, то сегодня – почти 30%. И тренд продолжает расти», – говорит основатель и CEO компании Promodo Александр Колб.

Что это значит для бизнеса? Что украинскому e-commerce следует уделять продвижению украиноязычной версии больше внимания. Не просто делать машинные переводы, а учитывать региональность и ориентироваться на термины, которые пользователи используют, когда гуглят:

• приобрести «вішак», «плечики» или «тремпель»;

• заказать «чашку», «філіжанку» или «горнятко».

Чтобы подтвердить эти рекомендации цифрами, агентство провело масштабное исследование динамики украиноязычных запросов в поисковике в течение первого полугодия 2021–2023 годов по восьми нишах. Forbes выбрал главное.

Как проводилось исследование?

  • Через Google Ads собрали нишевые поисковые запросы, чтобы сформировать отчет с репрезентативными результатами. В сегменте электроники, например, это 89 000 разных запросов.
  • Отсеяли вручную часть запросов с одинаковым написанием в ru и ua вариантах с английской частицей.
  • Собрали исторические данные по частотности поисковых запросов.
  • Сравнили частотность украиноязычных и русскоязычных поисковых запросов за последние несколько лет.
  • Команда из шести специалистов потратила на этот процесс больше недели.
  • Периоды исследования – июнь 2021-го, июнь 2022-го, июнь 2023 года.

Ускоренная украинизация

«Слухавка», «дзвіник» и «звʼязівець» – оригинальные синонимы слова «смартфон» или «мобильный телефон». Еще в 2021 году в поисковых запросах украинцев в сегменте «Электроника» царил русский язык. При частотности 45 млн запросов их доля составляла 91,9%. После начала полномасштабного вторжения ситуация стала меняться. Доля украиноязычных запросов в 2023 году составляет 16,9%. В отдельных категориях товаров цифра значительно больше. Например, поиск словосочетания «безпровідні навушники» на украинском увеличился на 83% – с 12 000 до 22 200 запросов. На русском языке он уменьшился на 33% – 27 100 запросов против 40 500 двумя годами ранее.

В категории «Алкоголь» в 2022 году, после полномасштабного вторжения, общее количество запросов упало на 17,3%. В 2023-м произошел рост на 26,2% – до 8,6 млн. В разрезе динамики украиноязычных запросов их количество увеличилось с 12,3% до 17,9%. Отдельные товары, как уже упоминавшаяся «текіла», показали больший рост.

Положительная динамика и в нише «Детские товары», где запросы на украинском языке выросли с 27% до 47,8%. И это после падения частотности запросов в 2022 году на 18,1% (до 7,3 млн) и роста всего на 4,9% (до 7,7 млн) в 2023-м.

Вместо русскоязычного слова «игрушки» украинцы начали использовать «іграшки». Использование украиноязычного варианта выросло на 83,1% – до 27 100 запросов.

Почти на треть чаще украинцы стали обращаться к Google на украинском языке и в коммерческой нише «Косметика». С 17,7% два года назад доля подобных поисковых запросов увеличилась до 28,7%. Вместо «краска для волос» украинки стали использовать поисковый запрос «фарба для волосся». Частотность первого – упала на 18,2%, второго – выросла на 125%.

Меньше половины украинцев продолжают гуглить слово «хлорофіліпт» на русском языке. В категории «Медицина» доля запросов на украинском языке увеличилась до 26% с 19,9% в 2021 году.

Такая же история в нише «Зоотовары», где запрос «корм для котів» вырос на 326%. Частотность запросов в категории растет уже второй год – на 17,5% и 2% соответственно – и уже превышает 5,5 млн запросов.

Также в Promodo проанализировали запросы в категориях «Спорт» и «Новости». В первой из них запрос «адідас» продемонстрировал рост на 311,1% при росте частотности запросов в нише на 53,3% (27 млн) в 2023 году в целом. Во второй вместо слова «новости», на запрос которого все еще приходится 1,5 млн обращений к поисковым системам, украинцы ищут «новини». Это слово продемонстрировало рост на 235,4%, или 4 млн запросов количественно.

На каком языке украинцы делали поисковые запросы

На каком языке украинцы делали поисковые запросы

Прогноз динамики

Среднее количество поисковых запросов на украинском языке в 2024 году вырастет с 25,8% до 30%, ожидают в Promodo. Отсутствие работы с украинской семантикой приведет к потере коммерческих поисковых запросов.

«Пример неочевидных запросов: пылесос = пилотяг, пилосос, пилосмок, порохотяг», – говорит Колб.

Какие здесь возможны проблемы? Логика Google все еще не адаптирована под языковые нормы в Украине, требующие, чтобы украиноязычная версия сайта загружалась по умолчанию. Чтобы преодолеть это препятствие, в агентстве рекомендуют так и поступать, используя принцип редиректов. Поисковым ботам оставлять страницы без редиректов. «Если спрашивает RU-страницы, то отдаем именно RU», – рассказывает основатель и CEO Promodo.

Что делать с русскоязычной версией сайта – советы Promodo

Можно ли удалить RU-версию сайта?

К сожалению, пока еще многие пользователи гуглят по-русски, поэтому решение об удалении RU-версии может привести к потере определенной доли прибыли. Также это освободит место в результатах поиска Украины по русскоязычным запросам для RU-сайтов.

Если украинская версия сайта на подпапке, нужно ли что-нибудь переделывать?

Не обязательно. Вы можете настроить 302 редирект на украинскую версию сайта, которая у вас на подпапке – это будет отвечать требованиям закона.

Можно ли на RU-версии сайта перевести контент на украинский язык и создать русскоязычную версию сайта на подпапке /ru/?

Нет. Потому что эта версия уже ранжируется по русскоязычным запросам и на нее ссылаются ссылки с русскими анкорами. Так вы ухудшите ранжирование сайта.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине