Александр Колб, владелец маркетингового агентства Promodo, автор канала "Большая Рыба". /Александр Чекменев
Категория
Инновации
Дата

Экономика «Большой Рыбы». Зачем владелец Promodo Александр Колб тратит время и деньги на YouTube

Александр Колб, владелец маркетингового агентства Promodo, автор канала "Большая Рыба". Фото Александр Чекменев

В десятке самых популярных видео на YouTube нет ни одного ролика о бизнесе. Какая польза предпринимателям от развлекательной площадки?

Forbes Ukraine выпустил новый номер журнала. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: первый список лучших работодателей для ветеранов, список перспективных молодых украинцев «30 до 30», 40 компаний, которые вышли на иностранные рынки во время войны, истории Марии Берлинской, Всеволода Кожемяко и почти два десятка текстов.

Записывать интервью с создателем «Приват24» Александром Витязем автор канала «Большая Рыба» Александр Колб, 41, ездил четыре раза. Из 16 часов отснятого материала получился 75-минутный ролик, который собрал 65 000 просмотров. Полгода усилий окупились. Это одно из самых сильных интервью, гордится Колб.

Его основной источник дохода – основанное в 2004 году маркетинговое агентство Promodo со штаб-квартирой в Харькове. Пандемия обернулась небывалым ростом бизнеса – выручка перевалила за полмиллиарда гривен, и нужно закрепиться на захваченной высоте. Зачем предприниматель подался в блогеры?

Хобби для бизнеса

Идею записывать видео с разговорами о бизнесе Колб вынашивал давно. Сначала предложил эксперимент владельцу IT-издания AIN.UA Артуру Оруджалиеву, но тандем не сработал. «Он продал AIN.UA, идея осталась, а я решил психануть», – смеется Колб. Оруджалиев стал гостем пилотного интервью, которое вышло в марте 2016 года. Поначалу проект жил на YouTube-канале Promodo, позже – переехал на отдельный аккаунт. «Большая Рыба» запустилась на YouTube в мае 2018-го, с тех пор на канал подписались более 37 000 человек.

Сегодня там больше сотни выпусков об украинских IT-предпринимателях. Свыше 90% зрителей – из Украины. В тройке самых популярных – интервью сооснователя monobank Олега Гороховского, владельца Ajax Александра Конотопского и создателя агентства FEDORIV Андрея Федорива. Суммарно они набрали более полумиллиона просмотров.

С гостями Колб договаривается сам, за съемки, звук и монтаж отвечает наемная команда из трех человек. На «Большую Рыбу» основатель отводит день в неделю, обычно за это время удается отснять один-два эпизода. Можно ли зарабатывать на видео для бизнесменов и о бизнесменах?

Украинский канал может рассчитывать на $0,8–2,5 за 1000 просмотров в партнерской программе YouTube, говорит CMO белорусской медиасети Mediacube Алексей Лукин. География важнее контента – в США CPM может достигать $7–10.

Партнерка приносит «Большой Рыбе» около $200 в месяц. Разовые рекламные интеграции случаются редко, из постоянных спонсоров – коллеги Колба по маркетинговому цеху.

Promodo – наш давний клиент, говорит основатель сервиса для размещения публикаций в СМИ PRNEWS.IO Александр Сторожук. В конце 2020 года агентство хотело получить скидку. Сторожук отказал, но взамен предложил спонсировать «Большую Рыбу». Во сколько это обошлось, он не рассказывает. В базе PRNEWS.IO 32 000 клиентов, активных – 4900. Реклама у ютуберов не приводит новых пользователей, говорит основатель, зато помогает удерживать существующих.

Отсутствие дохода Колба не расстраивает. Держаться на грани нуля или уйти в минус на 50 000–60 000 грн в месяц – приемлемо, говорит он. Ради денег придется постараться. Нужно, чтобы контент смотрели владельцы и топ-менеджмент бизнеса, канал был лидером в нише, а спрос на рекламу превышал предложение, перечисляет условия успеха автор канала «Точка G» Олег Артишук. «Мы уже договариваемся о рекламе на 2022 год», – утверждает он. Стоимость размещения Артишук не раскрывает. 

Блогерство – хороший предлог наладить связи с топ-менеджерами украинских компаний. «Долгоиграющее общение положительно сказывается и на бизнесе», – говорит Колб. «Рыба» помогла найти общие темы для разговора с сооснователями «Новой Почты» Вячеславом Климовым и Владимиром Поперешнюком. С monobank Promodo работали еще в 2017-м, но познакомиться с Олегом Гороховским удалось только для интервью. После его рекомендации клиентом Promodo стала «Биофарма» Константина Ефименко. 

Найти спонсора для канала – не проблема, уверяет Колб. Но гоняться за рекламными контрактами для канала некогда – бизнес требует много внимания.

«Большая Рыба» в маленьком пруду

Сегодня у Promodo более 300 сотрудников и офисы в Украине, Казахстане и Великобритании. 60% выручки приносит SEO-оптимизация и контекстная реклама. Остальное – диджитал-коммуникации, email-маркетинг, продвижение мобильных приложений и другие направления.

Создание «Большой Рыбы» совпало со взлетом Promodo. В 2018 году компания получила 18 млн грн чистой прибыли. В 2020-м удалось заработать вдвое больше. В 2021-м основатель рассчитывает вырасти еще на 65% и получить до 70 млн грн чистой прибыли. Согласно официальной отчетности, выручка украинской ООО «Промодо» в 2020 году составила 515 млн грн при чистой прибыли в 314 000 грн.

Откуда рост? В условиях пандемии бизнес нарастил онлайн-продажи, а следом и расходы на продвижение в сети. В 2020 году украинский рынок диджитал-рекламы достиг 20,3 млрд грн, подсчитали во Всеукраинской рекламной коалиции. В 2021-м ожидается рост еще на 38% – до 28 млрд грн. Крупнейшим сегментом станет поисковое продвижение – это одна из главных компетенций компании Колба.

У Promodo около 300 клиентов. Продвижение и рекламу в сети заказывают преимущественно крупные e-commerce площадки – Rozetka, Yakaboo, Moyo. Во время карантинов подтянулись и традиционно офлайновые игроки – аптеки, рестораны, доставка, говорит Колб.

Удачный год выдался и у конкурентов Promodo. Во время первого карантина крупные офлайновые клиенты вроде кинотеатров и ритейла встали на паузу, говорит сооснователь и управляющий партнер агентства Netpeak Андрей Чумаченко. Но пришли новые, а остальные стали тратить больше денег на рекламу. В 2020-м оборот маркетингового бизнеса Netpeak вырос на 23,4%, за половину 2021-го – еще на 44%, абсолютные показатели в компании раскрыть отказались.

«За последний год мы сделали шаг, на который иначе ушло бы лет пять», – хвастает основатель и CEO сервиса рассылок SendPulse Константин Макаров. За время карантина один из рекламодателей «Большой Рыбы» вырос с 7000 до 12 000 клиентов. Сам SendPulse продвигается традиционными методами – через SEO-оптимизацию, контекстную рекламу. Тратить на YouTube можно было бы и больше, говорит Макаров, но подходящих каналов слишком мало.

Отечественным блогерам платформа покорилась давно. Канал Kids Diana Show, которым управляют украинцы Елена Шпонарская и Владимир Кидисюк, в начале 2021-го попал в пятерку самых популярных на YouTube. Среди бизнес-инфлюэнсеров миллионников пока нет.

Один из крупнейших в нише – Big Money Евгения Черняка, чье состояние Forbes оценивает в $470 млн. У него почти 800 000 подписчиков. Лидеры в СНГ – канал «Трансформатор» российского инфобизнесмена Дмитрия Портнягина с 1,55 млн подписчиков. На втором месте – миллиардер Игорь Рыбаков, собравший 1,4 млн аудитории.

На постсоветском пространстве YouTube-каналы о бизнесе – тренд последних пяти лет, говорит нетворк-директор AIR Media-Tech Ирина Окишор. Но пока бал правит развлекательный контент. Больше всего на платформе зрителей 25–34 лет. Второй по численности сегмент – 18–24 года, говорится в исследовании компаний Hootsuite и We Are Social. Аудитория взрослеет, и ниша бизнес-каналов будет расти, говорит Окишор.

Бизнесмены идут на YouTube в первую очередь ради личного бренда и медийности, говорит Лукин из Mediacube. Иногда из контента вырастает инфопродукт, приводит он пример запущенного в сентябре 2020 года образовательного проекта Big Money Universitу. «Наша основная цель – популяризация предпринимательства», – говорит CEO проекта Виктор Шумило. Обучение стоит $300–6500 в зависимости от программы, к августу 2021 года его прошло уже 990 студентов. На новый поток набрали еще 150 человек.

Перестройка

Пока бизнес-сегмент на YouTube только зреет, Колб затеял апгрейд бизнеса. В начале 2021-го харьковская команда переехала в новый офис. На хаб с площадкой для ивентов и школой диджитал-маркетологов Promodo Academy потратили $500 000. Переезд ждет и киевский филиал. Смена обстановки помогает перезагрузить компанию, объясняет Колб.

Основатель хочет превратить компанию в агентство полного цикла, чтобы заниматься и продвижением клиентов, и стратегией. Вторая цель – масштабироваться в Европу. Пока европейские клиенты приносят Promodo меньше 10% оборота. Самой интересной страной для экспансии он считает Польшу.

Чего не хватает для воплощения планов? Людей и экспертизы, отвечает фаундер. В конце августа в агентстве было открыто 42 вакансии. Сейчас он изучает стратегию по трактату «Искусство войны» Сунь-Цзы. Это помогает понять, как действовать в условиях неопределенности, и иначе взглянуть на бизнес.

Продать Promodo Колб готов за $20 млн. Если предложат продолжить работать в компании – за $30 млн. На жизнь хватает $20 000 в месяц. «Если хочется машин-пароходов, есть дивиденды», – смеется Колб. У него контрольный пакет (87% акций) Promodo, также долями владеют Роман Валявин, Алексей Васюткин и Максим Козлов.

Тематика у «Большой Рыбы» узкая, но собеседников ему пока хватает. «Хочу показать молодому поколению, что можно себя реализовать в IT», – заключает он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине