В десятке самых популярных видео на YouTube нет ни одного ролика о бизнесе. Какая польза предпринимателям от развлекательной площадки?
⚡️ Хто, на вашу думку, заслуговує на звання «Підприємець року 2024»? Дізнайтесь більше про кожного з кандидатів та проголосуйте за посиланням. Ваш голос визначить переможця номінації «Вибір аудиторії».
Записывать интервью с создателем «Приват24» Александром Витязем автор канала «Большая Рыба» Александр Колб, 41, ездил четыре раза. Из 16 часов отснятого материала получился 75-минутный ролик, который собрал 65 000 просмотров. Полгода усилий окупились. Это одно из самых сильных интервью, гордится Колб.
Его основной источник дохода – основанное в 2004 году маркетинговое агентство Promodo со штаб-квартирой в Харькове. Пандемия обернулась небывалым ростом бизнеса – выручка перевалила за полмиллиарда гривен, и нужно закрепиться на захваченной высоте. Зачем предприниматель подался в блогеры?
Хобби для бизнеса
Идею записывать видео с разговорами о бизнесе Колб вынашивал давно. Сначала предложил эксперимент владельцу IT-издания AIN.UA Артуру Оруджалиеву, но тандем не сработал. «Он продал AIN.UA, идея осталась, а я решил психануть», – смеется Колб. Оруджалиев стал гостем пилотного интервью, которое вышло в марте 2016 года. Поначалу проект жил на YouTube-канале Promodo, позже – переехал на отдельный аккаунт. «Большая Рыба» запустилась на YouTube в мае 2018-го, с тех пор на канал подписались более 37 000 человек.
Сегодня там больше сотни выпусков об украинских IT-предпринимателях. Свыше 90% зрителей – из Украины. В тройке самых популярных – интервью сооснователя monobank Олега Гороховского, владельца Ajax Александра Конотопского и создателя агентства FEDORIV Андрея Федорива. Суммарно они набрали более полумиллиона просмотров.
С гостями Колб договаривается сам, за съемки, звук и монтаж отвечает наемная команда из трех человек. На «Большую Рыбу» основатель отводит день в неделю, обычно за это время удается отснять один-два эпизода. Можно ли зарабатывать на видео для бизнесменов и о бизнесменах?
Украинский канал может рассчитывать на $0,8–2,5 за 1000 просмотров в партнерской программе YouTube, говорит CMO белорусской медиасети Mediacube Алексей Лукин. География важнее контента – в США CPM может достигать $7–10.
Партнерка приносит «Большой Рыбе» около $200 в месяц. Разовые рекламные интеграции случаются редко, из постоянных спонсоров – коллеги Колба по маркетинговому цеху.
Promodo – наш давний клиент, говорит основатель сервиса для размещения публикаций в СМИ PRNEWS.IO Александр Сторожук. В конце 2020 года агентство хотело получить скидку. Сторожук отказал, но взамен предложил спонсировать «Большую Рыбу». Во сколько это обошлось, он не рассказывает. В базе PRNEWS.IO 32 000 клиентов, активных – 4900. Реклама у ютуберов не приводит новых пользователей, говорит основатель, зато помогает удерживать существующих.
Отсутствие дохода Колба не расстраивает. Держаться на грани нуля или уйти в минус на 50 000–60 000 грн в месяц – приемлемо, говорит он. Ради денег придется постараться. Нужно, чтобы контент смотрели владельцы и топ-менеджмент бизнеса, канал был лидером в нише, а спрос на рекламу превышал предложение, перечисляет условия успеха автор канала «Точка G» Олег Артишук. «Мы уже договариваемся о рекламе на 2022 год», – утверждает он. Стоимость размещения Артишук не раскрывает.
Блогерство – хороший предлог наладить связи с топ-менеджерами украинских компаний. «Долгоиграющее общение положительно сказывается и на бизнесе», – говорит Колб. «Рыба» помогла найти общие темы для разговора с сооснователями «Новой Почты» Вячеславом Климовым и Владимиром Поперешнюком. С monobank Promodo работали еще в 2017-м, но познакомиться с Олегом Гороховским удалось только для интервью. После его рекомендации клиентом Promodo стала «Биофарма» Константина Ефименко.
Найти спонсора для канала – не проблема, уверяет Колб. Но гоняться за рекламными контрактами для канала некогда – бизнес требует много внимания.
«Большая Рыба» в маленьком пруду
Сегодня у Promodo более 300 сотрудников и офисы в Украине, Казахстане и Великобритании. 60% выручки приносит SEO-оптимизация и контекстная реклама. Остальное – диджитал-коммуникации, email-маркетинг, продвижение мобильных приложений и другие направления.
Создание «Большой Рыбы» совпало со взлетом Promodo. В 2018 году компания получила 18 млн грн чистой прибыли. В 2020-м удалось заработать вдвое больше. В 2021-м основатель рассчитывает вырасти еще на 65% и получить до 70 млн грн чистой прибыли. Согласно официальной отчетности, выручка украинской ООО «Промодо» в 2020 году составила 515 млн грн при чистой прибыли в 314 000 грн.
Откуда рост? В условиях пандемии бизнес нарастил онлайн-продажи, а следом и расходы на продвижение в сети. В 2020 году украинский рынок диджитал-рекламы достиг 20,3 млрд грн, подсчитали во Всеукраинской рекламной коалиции. В 2021-м ожидается рост еще на 38% – до 28 млрд грн. Крупнейшим сегментом станет поисковое продвижение – это одна из главных компетенций компании Колба.
У Promodo около 300 клиентов. Продвижение и рекламу в сети заказывают преимущественно крупные e-commerce площадки – Rozetka, Yakaboo, Moyo. Во время карантинов подтянулись и традиционно офлайновые игроки – аптеки, рестораны, доставка, говорит Колб.
Удачный год выдался и у конкурентов Promodo. Во время первого карантина крупные офлайновые клиенты вроде кинотеатров и ритейла встали на паузу, говорит сооснователь и управляющий партнер агентства Netpeak Андрей Чумаченко. Но пришли новые, а остальные стали тратить больше денег на рекламу. В 2020-м оборот маркетингового бизнеса Netpeak вырос на 23,4%, за половину 2021-го – еще на 44%, абсолютные показатели в компании раскрыть отказались.
«За последний год мы сделали шаг, на который иначе ушло бы лет пять», – хвастает основатель и CEO сервиса рассылок SendPulse Константин Макаров. За время карантина один из рекламодателей «Большой Рыбы» вырос с 7000 до 12 000 клиентов. Сам SendPulse продвигается традиционными методами – через SEO-оптимизацию, контекстную рекламу. Тратить на YouTube можно было бы и больше, говорит Макаров, но подходящих каналов слишком мало.
Отечественным блогерам платформа покорилась давно. Канал Kids Diana Show, которым управляют украинцы Елена Шпонарская и Владимир Кидисюк, в начале 2021-го попал в пятерку самых популярных на YouTube. Среди бизнес-инфлюэнсеров миллионников пока нет.
Один из крупнейших в нише – Big Money Евгения Черняка, чье состояние Forbes оценивает в $470 млн. У него почти 800 000 подписчиков. Лидеры в СНГ – канал «Трансформатор» российского инфобизнесмена Дмитрия Портнягина с 1,55 млн подписчиков. На втором месте – миллиардер Игорь Рыбаков, собравший 1,4 млн аудитории.
На постсоветском пространстве YouTube-каналы о бизнесе – тренд последних пяти лет, говорит нетворк-директор AIR Media-Tech Ирина Окишор. Но пока бал правит развлекательный контент. Больше всего на платформе зрителей 25–34 лет. Второй по численности сегмент – 18–24 года, говорится в исследовании компаний Hootsuite и We Are Social. Аудитория взрослеет, и ниша бизнес-каналов будет расти, говорит Окишор.
Бизнесмены идут на YouTube в первую очередь ради личного бренда и медийности, говорит Лукин из Mediacube. Иногда из контента вырастает инфопродукт, приводит он пример запущенного в сентябре 2020 года образовательного проекта Big Money Universitу. «Наша основная цель – популяризация предпринимательства», – говорит CEO проекта Виктор Шумило. Обучение стоит $300–6500 в зависимости от программы, к августу 2021 года его прошло уже 990 студентов. На новый поток набрали еще 150 человек.
Перестройка
Пока бизнес-сегмент на YouTube только зреет, Колб затеял апгрейд бизнеса. В начале 2021-го харьковская команда переехала в новый офис. На хаб с площадкой для ивентов и школой диджитал-маркетологов Promodo Academy потратили $500 000. Переезд ждет и киевский филиал. Смена обстановки помогает перезагрузить компанию, объясняет Колб.
Основатель хочет превратить компанию в агентство полного цикла, чтобы заниматься и продвижением клиентов, и стратегией. Вторая цель – масштабироваться в Европу. Пока европейские клиенты приносят Promodo меньше 10% оборота. Самой интересной страной для экспансии он считает Польшу.
Чего не хватает для воплощения планов? Людей и экспертизы, отвечает фаундер. В конце августа в агентстве было открыто 42 вакансии. Сейчас он изучает стратегию по трактату «Искусство войны» Сунь-Цзы. Это помогает понять, как действовать в условиях неопределенности, и иначе взглянуть на бизнес.
Продать Promodo Колб готов за $20 млн. Если предложат продолжить работать в компании – за $30 млн. На жизнь хватает $20 000 в месяц. «Если хочется машин-пароходов, есть дивиденды», – смеется Колб. У него контрольный пакет (87% акций) Promodo, также долями владеют Роман Валявин, Алексей Васюткин и Максим Козлов.
Тематика у «Большой Рыбы» узкая, но собеседников ему пока хватает. «Хочу показать молодому поколению, что можно себя реализовать в IT», – заключает он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.