Категория
Компании
Дата

Пандемия перекроила fashion-индустрию в Украине и мире. Куда стоит вложить деньги, чтобы заработать

4 хв читання

Пандемия перекроила fashion-индустрию в Украине и мире. Куда стоит вложить деньги, чтобы заработать /Shutterstock

Shutterstock

Ключевые тренды в fashion-индустрии уже трансформировались и проросли. Cамое время предусмотреть, какие инвестиции станут возвратными и прибыльными

Новые мануфактуры – рычаг для украинского фешен 

Ключевой стопор для fashion бизнеса в Украине – отсутствие собственных мануфактур дизайнерских тканей. Подорожание мировой логистики плюс заметное сокращение объемов мирового производства тканей – и вот уже на втором году пандемии дизайнерским брендам Украины гораздо сложнее планировать выпуск сезонных коллекций. Если наладим выпуск украинских тканей, сможем, наконец-то, вырваться вперед и стать конкурентоспособными в некоторых сегментах мирового фешен-бизнеса. 

Тренд внутреннего производства тканей уже подхватили инвесторы. За последние два года в Украине появились новые мануфактуры пряжи, текстиля из традиционных тканей, производство экотканей. Маяки для новых производств – устойчивое производство и тренды экопотребления. Есть в Украине интересные кейсы коллабораций аграриев и фешен, когда, например, конопляная ткань создается в полном цикле с момента выращивания конопли до изготовления сырья, нити и готовой ткани. Коллаборации стали новым прорывом там, где продажа может быть нерентабельной, например на малых объемах. Украинские дизайнеры/бренды уже сотрудничают с такими производствами напрямую, минимизируя риски обеих сторон.  

На инновациях и кросс-индустриальных продуктах можно заработать 

Вызовы модного бизнеса обозначили поле для целого ряда инновационных проектов. Яркий пример – эффективный сайзинг (определение размера). Эта ниша все еще открыта и активно привлекает инвестиции в самые разные стартапы во всем мире. Она должна решить проблему огромного количества процентов online-возвратов, связанных с неправильным определением размера. По данным Ассоциации компаний онлайн-торговли, в США каждая третья покупка возвращается. 

Также эффективный сайзинг может увеличить долю индивидуальных заказов ателье и дизайнеров. За время пандемии число заказов индивидуальных ателье в мире выросло на треть. Клиенты снова хотят приобретать эксклюзивные одежду или аксессуары, особенно с элементами ручной работы. С технологией эффективного сайзинга ателье может рассчитывать если не на пожизненное обслуживание клиента, то на значительную концентрацию заказов.  

Впрочем, самые большие ожидания инвесторов – от вложений в новые технологии производства материалов и одежды. Из недавних успешных разработок фешен-креатора – пуховик, надутый гелием, за $10 000. Уже доступны куртки с подогревом от солнечных элементов на капюшоне, ткани-хамелеоны, плотно облегающие кожу материалы, ткани-трансформеры и совсем не ткани, но одежда. Новые изобретения, как видим, решают и утилитарную, и эстетическую задачу.

Все технологии пока не рассчитаны на массовое производство, в этой сфере еще формируется «взрывная масса», мощная волна инвестиций и хайпа, которая вынесет некоторых участников на самые верхние позиции фешен-бизнеса.

В 2021 году борьба будет продолжаться и за другие неочевидные ниши в «технологическом» фешен. Причем технологии смогут взорвать любой сегмент. Например, охлаждающий эффект ткани принесет прибыль производителям постельного белья или новейшие тактильные материалы – производителям игрушек. По-прежнему, огромный и стабильный запрос есть на усиленную огнеупорную форму пожарных и форму для военных, делающую их невидимыми для тепловизора.

Корпорации vs соло-бренды

Мировые люкс-корпорации за время пандемии существенно выросли. Так, в 2021 году гендиректор холдинга LVMH Бернар Арно стал богатейшим человеком мира с состоянием в $186,3 млрд, обогнав даже основателя Amazon Джеффа Безоса на $300 млн. Это самая высокая финансовая точка LVMH с момента основания. Таким образом, системный фешен-бизнес доказал свое безусловное лидерство. В направлении системного бизнеса в Украине движется целый ряд компаний, например Андре Тан, Goldi, VOVK и другие.

В то же время укрепили свою популярность небольшие бренды и дизайнеры, которые хорошо работают с социальными сетями, внедряют инновации в маркетинге и все больше вынуждены использовать хайповые темы для продвижения. Только в Украине, по нашим данным, насчитывается более 700 дизайнеров, построивших свой бизнес в Instagram. Некоторые из них довольно успешно развивают соло-бренд с помощью социальных сетей и собственного шоу-рума. Эти две тенденции и дальше будут развиваться, по сути, не пересекаясь.

Часть диджитал–пирога

Один из вариантов инвестиций в фешен-индустрии – поиск своего места в новой цепочке поставок. Мировые бренды теперь прекрасно справляются с интернет-продажами, преодолев замешательство на старте. Согласно отчету The state of fashion McKinsey, интернет-продажи в системных фешен-компаниях в 2020 году выросли на 76%. Чтобы выдержать такой рост, пришлось во многом поменять схему логистики, перемещая мощности и подрядчиков ближе к границам рынков сбыта. К тому же ведущие бренды столкнулись во время кризиса с банкротствами своих подрядчиков и хотят диверсифицировать бизнес, дробя заказы и размещая их на разных, теперь уже меньших фабриках. Здесь украинские бизнесы, делающие на прайват-лейбл заказы крупных брендов, просто обязаны выиграть.

Потребители определяют новые ниши 

Уже заметный тренд, но еще свободная ниша – увеличение продаж спорт-шик и стильной, дорогой одежды для дома. В zoom-эпоху объемы их продаж выросли в разы. Приятный бонус для предпринимателя – легкость продаж в интернете, так как этот товар чаще всего можно купить без примерки.

Еще одной новой нишей стала униформа как обязательный атрибут качественной упаковки сервисного бизнеса. К привычным заказчикам подобной продукции, таким как рестораны, отели, автомобильные и авиакомпании, теперь добавились многочисленные кофейни, салоны красоты. И, что еще интереснее, девелоперы и программисты. Одежда стала атрибутом идентификации команд и инструментом сплочения коллектива в эпоху разрозненности в хоум-офисах – корпоративные худи и футболки заказали все, кто раньше не собирался. Изменился и запрос к форме. Теперь заказчики хотят, чтобы эскизы разработал фешен-дизайнер. Если бюджета на дорогого и именитого дизайнера нет, то заказывают у молодых представителей Z-generation. Что зачастую даже более интересно. В то же время производство формы – это выгодный сегмент бизнеса, который составляет, по моим оценкам, до 35% дохода некоторых отечественных фешен-брендов. И особо хочется отметить кейс урбанистики, когда мер Киева заказал проект усовершенствования служебной формы для коммунальной службы города.  

Потенциал украинского фешен-ритейла в офлайне

Еще одна свободная ниша для инвестирования – мультибрендовый фешен-ритейл с профессиональными продажами и сервисом (подготовленные продавцы-консультанты, хорошая селекция и вывеска товара). Сейчас многие эксперты предсказывают смерть «кирпичному ритейлу», но он выживет после этапа трансформации. Ведь любовь к офлайн-шоппингу как процессу – вечна. И всегда будут сложные, требующие примерки дизайнерские вещи, которые легче подобрать «вживую».

Существующие бизнесы этого сегмента в Украине не покрывают львиной доли спроса. Как результат – на территории своей страны мы пока проигрываем иностранным игрокам.

Вместо резюме – модная индустрия точно справится с нынешними вызовами. Пока все трудно и не очень понятно, но есть хорошая новость: новая фешен-реальность дает шанс всем. Главное условие – удержать скорость. А быстрота внедрения новых инвестпроектов поражает, и уже в ближайшее десятилетие мы увидим, кто именно смог заработать. 

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд