Категория
Свой бизнес
Дата

40% украинских fashion-брендов умирают. Как не только выжить, но и заработать

40% украинских fashion-брендов умирают. Как не только выжить, но и заработать /Shutterstock

Shutterstock

Инструкция для начинающих предпринимателей, которые хотят вести бизнес в украинской фешн-индустрии.

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

За последние четыре года я видела взлеты и падения тысяч украинских брендов обуви, одежды и аксессуаров. Из них 39% предприятий закрылись, сменили сферу деятельности или вернулись к тому, чем занимались до решения податься в fashion-отрасль. Отсюда вопрос: можно ли заработать, если ты – начинающий украинский бренд?

Истории молодых креативных предпринимателей до боли похожи одна на другую. Вот типичный пример: не нашел подходящий наряд для грядущего события в масс-маркете – пошил для себя в ателье и подумал, что и у других будет на это спрос. Потом завел страничку в Instagram, и все – бизнес готов.

Но основные правила бизнеса в fashion такие же, как и в других нишах. Начинать нужно не с соцсетей, а с изучения спроса и предпочтений аудитории.

Первое, что нужно усвоить начинающим предпринимателям-дизайнерам, – люди не покупают платье ради того, чтобы купить платье. Они это делают для того, чтобы удовлетворить конкретный запрос. Например, чтобы соответствовать офисному дресс-коду, чтобы удивить кавалера на первом свидании и т.д. Все это разные запросы. 

Когда дизайнер понимает конечную проблему, которую он решит, создав свой продукт, появляется фокус, ниша и четкое понимание, для кого твой бренд работает.

Второй животрепещущий вопрос – сколько денег нужно для старта? Первая пошитая вещь для себя в ателье кажется качественнее, лучше, а иногда и дешевле, чем в магазине. Конечно же, быстрый подсчет показывает, что человек нашел золотую жилу, кажется, что именно так и будет в реальном fashion.

Первую коллекцию, как правило, отшивают на 30–50 единиц. Обычно в расчеты включают такие статьи расходов:

  • стоимость ткани; 
  • стоимость фурнитуры;
  • стоимость разработки лекал изделий;
  • отшив тестовых образцов;
  • стоимость пошива;
  • стоимость упаковки (бирок, лейб, пакетов).

Глядя на себестоимость расходных материалов, кажется, что можно поставить 100%-ную наценку и спокойно зарабатывать. Но на деле оказывается, что даже если коллекция продана, то прибыли почти не остается, а удовольствие от этого не такое масштабное, как ожидалось. 

О чем забывают, когда считают себестоимость товара?

  1. Бизнес-план. Сколько требуется вложить? Сколько хочется получить? Какие ресурсы для этого есть и какие еще нужны? На этом этапе пригодится хотя бы начинающее бизнес-образование. Например, есть ежегодные программы для предпринимателей креативных индустрий от Creative enterprise. Участвовать можно еще на этапе создания идеи проекта.
  2. Логистика. В какую сумму обошлись поездки за тканью, визиты в швейный цех и поиск нужной фурнитуры? Как будут осуществляться отправки заказов клиентов? Кто за них будет платить? Ведь 30–40 грн за доставку – это уже 3–4% от стоимости изделия в 1000 грн. Кстати, сейчас Новая Почта предлагает услугу фулфилмента – склада, хранения и отправки товара бренда клиенту.
  3. Интернет-эквайринг, или банк, съест еще 1–2,5% от стоимости товара. Вроде бы мелочь, но копейка к копейке – и гривня уже не складывается.
  4. Налоги. Бытует шутка, что украинский микробизнес – это сплошная минимизация налогов, а если платить налоги в полном объеме с первого дня проекта, то прибыли не останется совсем. И это было бы смешно, если б не было так грустно. Начинающие дизайнеры чаще всего оформляют ФОП на второй группе, а это около 1900 грн отчислений в месяц в пользу государства. 
  5. Склад и/или выставочный зал. У нового бренда из Instagram еще нет лояльности клиентов, поэтому, как правило, покупатели хотят потрогать и примерить вещи. На старте можно договориться с подходящим магазином или шоурумом в вашем городе об аренде или дружественных визитах с клиентами для примерок (это может быть даже бесплатно). Также примерки и нарабатывание базы клиентов происходят на выставках-ярмарках, но здесь точно придётся платить организаторам.
  6. Отшить изделия – самая простая составляющая часть при создании нового украинского бренда. А далее начинается интересное – продвижение. Маркетинговый бюджет. 

Как правило, в первичном бизнес-плане расходами на маркетинг и не пахнет. Но на старте fashion-бизнеса не приходится рассчитывать, что коллекция будет сама себя продавать, а значит, нужно заложить 20–35% на маркетинг.

Сюда войдут расходы на ведение социальных сетей и таргетированную рекламу, на участие в выставках и ярмарках, на PR-акции, розыгрыши бренда и фотосессии. Must have для бренда – создать визуально привлекательную картинку, а значит, будут расходы на услуги модели, визажиста, стилиста, фотографа, аренду студии. 

В 2020 году клиент покупает товар глазами. 

А еще необходимо в себестоимость коллекции заложить остатки товара. Они точно будут, как и обучение и курсы в этой сфере, аренда офиса или стоимость времяпрепровождения в кафе, где работает креативный предприниматель. 

И наконец, следует спросить себя: а если эту же сумму просто вложить в банк под процент, что будет выгодней?

Если все это подсчитать, оказывается, что не так уж и сладко быть владельцем украинского fashion-бренда. На этом этапе многие сдаются, ведь возникает логичный вопрос: где взять деньги? И вообще – есть ли шанс заработать?

Оказывается есть. Для этого необходимо сделать пять шагов: 

  • изучить деятельность конкурентов, их коллекции, спрос и продажи – так называемый бенчмаркинг;
  • узнать потребности целевой аудитории и предложить рынку то, что нужно здесь и сейчас;
  • просчитать массовость, чтобы минимизировать себестоимость;
  • заплатить за получение опыта: консультации экспертов из сферы, курсы, рекомендации швейных цехов. Обычно самостоятельно этот путь проходить дольше и дороже;
  • постоянно совершенствовать каждый из циклов: продукт, продвижение, продажи.

Хочется, чтобы бизнес был «творческим», но начинающему предпринимателю нужна прежде всего системность. 

Перед входом в fashion-бизнес нужно честно спросить себя, хочется реализовать творческий потенциал или все-таки зарабатывать деньги? Если ответ «зарабатывать», то это очень интересный, но долгий и тернистый путь.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине