Ованнес Авоян создал фоторедактор, который превращается в Photoshop для поколения TikTok и Instagram. Фото Picsart / Laura Vinck/Unsplash. Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная
Категория
Инновации
Дата

Армянин Ованнес Авоян создал фоторедактор, который превращается в Photoshop для поколения TikTok и Instagram. Как Picsart стал единорогом

5 хв читання

Ованнес Авоян создал фоторедактор, который превращается в Photoshop для поколения TikTok и Instagram. Фото Picsart / Laura Vinck/Unsplash. Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная

Собрав недавно $130 млн инвестиций при оценке примерно $1,5 млрд, бесплатный фоторедактор Ованнеса Авояна быстро превращается в Photoshop для поколения TikTok и Instagram

Когда Ованнес Авоян рос в Советской Армении в начале 1980-х, он мечтал поступить в государственную школу искусств. На вступительном экзамене абитуриенты должны были представить натюрморт с вазой. Рисунок Авояна приемную комиссию не впечатлил.

После отказа он выбрал другой творческий путь – компьютерные науки. Сосредоточился на искусственном интеллекте первого поколения и машинном обучении.

Такое его решение окупилось сторицей. В течение следующих 30 лет Авоян создал и продал три стартапа ПО. Он разбогател и стал одним из лидеров молодой и активной техноотрасли в Армении.

Любовь к искусству у него не исчезла, и он поощрял творческие порывы своих детей. Однажды в 2011-м его 11-летняя дочь Зара пришла к нему подавленная. На своей странице в соцсети она выставила собственный рисунок и получила негативные комментарии. Она хотела завязать с искусством.

«Критика поколебала ее уверенность. Дочь собиралась сдаться, – рассказывает 56-летний Авоян. – Это напомнило мне мою ситуацию, когда я бросил искусство ради другой карьеры, потому что не получил необходимой поддержки».

Поэтому он создал приложение, которое предлагало несколько инструментов для совершенствования рисунков его дочери. «Я хотел дать ему положительную атмосферу и ресурсы, чтобы развить его творческий талант».

Десять лет спустя проявление родительской заботы Авоян превратилось в сан-францисский Picsart, одно из самых популярных в мире приложений. Это приложение для создания и редактирования фото загрузили более 1 млрд раз в 180 странах. Приложение, родившееся в Армении и сначала имевшее только англоязычную версию, теперь доступно на 28 языках.

Ежемесячно более 150 млн пользователей, преимущественно в возрасте до 35, используют его, чтобы внести свыше миллиарда коррективов в фото и видео, предназначенных для социальных медиа, интернет-магазинов и цифровой рекламы.

Picsart работает по модели фримиум, предлагая основной набор инструментов бесплатно, а более мощную версию – за $4,66 в месяц. В приложении есть немного рекламы, но Picsart не собирает данные и не предлагает таргетированную рекламу. Сейчас в 2021-м выручка превысила $100 млн.

Армянин Ованнес Авоян создал фоторедактор, который превращается в Photoshop для поколения TikTok и Instagram. Как Picsart стал единорогом /Фото 1

Дикий Запад. Мобильное приложение Picsart превращает фотографии, сделанные на телефон, в медиаискусство. На нем можно усовершенствовать фото, изменить цвета, добавить сюрреалистические фоны, стикеры и анимацию за несколько тапов и свайпов. Фото PICSART

Компания собирается расширяться. 26 августа Авоян объявил о том, что его стартап со 800 работниками собрал $130 млн в раунде инвестиций Серии С. Раунд возглавил Softbank, а Sequoia, GSquared, Tribe Capital, Graph Ventures и Siguler Guff & Company присоединились к нему.

Приближенные к соглашению источники рассказали, что оценка стоимости компании после этой инвестиции составляет примерно $1,5 млрд. Авоян не раскрывает информацию о своей доле в компании, но остается ее крупнейшим акционером.

«Picsart очень похож на WhatsApp. Это мировое достояние и универсальная платформа, которой пользуются везде, – говорит Майк Вернал, партнер в Sequoia и бывший вице-президент по продукту и инженерии в Facebook. – И оба эти приложения вызвали резонанс в мире до того, как стали популярными в США».

Picsart нашел свою нишу в двух наиболее влиятельных трендах в мире технологий – в социальных медиа и цифровой торговле. Когда социальные медиа и смартфоны превращают всех в издателей, сотни миллионов людей полагаются на Picsart в вопросе дизайна.

Созданный прежде всего для смартфонов и простой в использовании, Picsart разработал инструменты на основе искусственного интеллекта и Java, чтобы любой мог редактировать и совершенствовать фото и видео так же просто, как использовать фильтр в Instagram.

«Широкому спектру бизнесов во всем мире понравилось это приложение, что случается нечасто, – говорит Ларри Эшбрук из G Squared. – Младшее поколение уже некоторое время активно пользовалось им, а теперь оно на вооружении у создателей и в профессиональной среде».

Художники и любители используют Picsart для ретуширования и стилизации постов в TikTok, Instagram, Snap, YouTube и Facebook. За несколько свайпов можно изменить свет, добавить цвета, стикеры и анимацию. Также можно убрать морщины, красные глаза, прыщи, а также сантиметры на талии.

Но Picsart – это не только инструмент для создания привлекательных селфи. Когда из-за COVID независимые бизнесы, рестораны и местные магазины перешли в сеть, предприниматели стали полагаться на Picsart, который помогает придать их продуктам вид, как на глянцевых обложках журналов. Это крайне важно для успеха на таких маркетплейсах, как Shopify, Etsy, eBay, Depop и Doordash, а также на сайтах, в блогах, электронном почтовом маркетинге и в рекламе в соцсетях.

«Сегодня люди отдают предпочтение инструментам на смартфонах, – говорит Вернал из Sequoias. – Пользователи фотографируют продукты и могут быстро убрать фон, ретушировать снимок и запостить на своем сайте».

Простота в использовании Picsart – это то, чего Авоян хотел достичь еще в 2011-м, когда создал первый фоторедактор для дочери. «Слишком много людей приравнивает хорошую технику к креативности, – говорит Авоян. – Наша технология усиливает технику каждого и может быть движущей силой креативности».

Авоян родился в 1965-м в Ереване, Армения, где его воспитывала мама, преподаватель медицины и ведущий патологоанатом. Коммунистическая Армения была стабильной, предсказуемой, скучной. Лучшей карьерой, кроме высокой должности в партии, была наука. После отказа в школе искусств Авоян пошел по маминым стопам – решил получить докторскую степень по компьютерным наукам в Американском университете в Армении.

Армянин Ованнес Авоян создал фоторедактор, который превращается в Photoshop для поколения TikTok и Instagram. Как Picsart стал единорогом /Фото 2

Радуга и единороги: Инструменты для редактирования от Picsart на основе искусственного интеллекта помогают любителям добавлять профессиональные штрихи к дизайну фотографий, которые они выкладывают в социальных медиа, в интернет-магазинах и рекламных постах. Фото PICSART

В 1992 году произошла революция. Советская стабильность быстро исчезла. На смену ей пришли война и хаос молодого капитализма. Ученые стали предпринимателями. В 1996-м Авоян, которому тогда было 30, бросил учебу на соискание докторской степени, чтобы запустить Cedit. Эту компанию услуг программного обеспечения он через четыре года продал Lycos, одной из первых поисковых систем, за несколько миллионов долларов.

В 2005-м он запустил фирму программного обеспечения для R&D и инкубатор под названием Sourcio. Далее был Monitis, сервис мониторинга вебсайтов, который TeamViewer/GFI Software купил за $4 млн в 2011-м. В том же году он запустил Picsart.

Несмотря на то что переключился на стартапы, Авоян не прекратил преподавать в Американском университете. Там он привлек двух бывших студентов Артавазда Меграбяна и Микаэля Варданяна, чтобы превратить Picsart на бизнес. Так как айфоны были редкостью для Армении и большинство инженеров программировали на Java, приложение они запустили на Android.

Это стало для них случайной удачей. Тогда рынок фоторедакторов был не таким переполненным для операционной системы Android, поэтому они быстро получили доступ к огромной международной базе пользователей.

Авоян с командой использовали лайфхак для развития приложения, как например: обновляли его в полночь по пятницам, чтобы Picsart оставался в списке избранных приложений для Android. Добавляли новые инструменты и функции каждую неделю, чтобы подогревать интерес пользователей и давать им повод регулярно открывать приложение.

С развитием Picsart Авоян использовал свои связи с миром образования и науки, чтобы ежегодно принимать в компанию 200 интернов-компьютерщиков. «Это наиболее финансово выгодный способ найма, а они учатся новым навыкам. Все в выигрыше», – говорит предприниматель. Эта программа все еще работает в его компании и сегодня.

Свои дополнительные $130 млн от венчурного капитала Авоян пустит на то, чтобы нанять еще талантливых инженеров, которые займутся разработкой большего количества функций на основе искусственного интеллекта. Нельзя же отставать от конкурентов на рынке, где теснятся сотни маленьких дизайнерских приложений, дорогущие стартапы, например Canva и, конечно, лидер рынка Adobe с его $12,85 млрд продаж в 2020-м.

Авоян говорит, что хочет сохранить независимость и думает об IPO в течение следующих 12–18 месяцев. На данный момент он планирует усовершенствовать маркетинг и рекламу, чтобы ускорить рост приложения, о котором узнавали преимущественно через «сарафанное» радио.

В будущем Авоян, вероятно, создаст команду корпоративных продаж, чтобы Picsart перешел из малого бизнеса на крупные корпорации, предлагая инструменты для дизайна, публикаций и коллаборации, похожие на продукты от Dropbox и Airtable. У этих стартапов целевой аудиторией когда-то были потребители, но с тех пор они выросли и стали работать с крупными фирмами.

Авоян перевез штаб-квартиру Picsart в Сан-Франциско в 2015-м, после того как Sequoia впервые инвестировала в стартап, но большинство команды инженеров остается в Армении. Да, талант там дешевле, но Авоян считает репутацию аутсайдера, которая есть у страны, мощным преимуществом. «Люди здесь умеют выживать и выкручиваться, а еще они всегда бросают вызов статус-кво, – рассказывает Авоян. – Все мы пережили революцию».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд