Евросоюз подготовил очередной пакет санкций против России. От него ждали энергетического эмбарго, но пока получили полумеры. Как они могут подкосить экономику России
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
После публикации доказательств пыток и расстрелов российской армией сотен украинских мирных жителей в Буче европейские политики заговорили о новом пакете жестких санкций. Financial Times и Bloomberg, ссылаясь на авторитетные источники в ЕС, писали, что Союз должен рассмотреть энергетическое эмбарго для России. Если бы европейские политики запретили покупать российскую нефть, газ и уголь, то РФ потеряла бы $135 млрд, или четверть всей экспортной выручки.
Но реальные действия Евросоюза пока не очень приблизились к действительно «жестким». 5 апреля глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен заявила, что ЕС примет пятый пакет санкций против РФ. Среди существенных ограничений:
- ЕС запретит импорт российского угля, который обойдется РФ в €4 млрд в год. Откажется от российского сырья, в частности, древесины, семян, морепродуктов и алкоголя на €5,5 млрд.
- Российским грузовикам запретят въезд в страны ЕС, а судам – заходить в европейские порты. Транспортным компаниям из РФ и Белоруссии запретят работать в ЕС. Исключение будет действовать для перевозки грузов с энергоносителями, продуктами питания и лекарствами.
- ЕС запретит экспорт в РФ полупроводников, суперкомпьютеров, технологий для СПГ и другого электрического и транспортного оборудования. Стоимость этого пакета оценивается в €10 млрд в год.
- ЕС запретит операции с государственным ВТБ и еще тремя российскими банками, уже отключенными от системы SWIFT.
Нефти и газа в списке не было. ЕС обсуждает дополнительные санкции на нефтяной импорт из РФ, заявила Урсула фон дер Ляен. Forbes проанализировал, насколько болезненным может оказаться новый пакет санкций Евросоюза.
Транспорт
«Вводится почти полная торговая изоляция оккупанта, который все еще мог работать на европейских рынках», — говорит министр инфраструктуры Александр Кубраков.
Ключевое слово «почти». Закрытие доступа к портам ЕС для российских судов и судов, находящихся в российском управлении, чрезвычайно затрудняют торговлю и судоходство с российским агрессором, но не прекращают ее.
Главная лазейка для российских морских операторов – возможность перевозки грузов с энергоносителями (кроме угля), продуктами питания и лекарствами. «Это основа российского экспорта, из которого финансируется война в Украине», – говорит директор Центра транспортных стратегий (ЦТС) Сергей Вовк. Основной флот под российским флагом, который ходит между РФ и ЕС – это нефтяные танкеры, добавляет гендиректор судоходной компании ZIM Ukraine Андрей Кузьменко. Если им сделают исключение, говорит он, то эффект от санкций упадет примерно на 80%.
Также остается неопределенной возможность европейских компаний заходить в русские порты. «Если бы они закрыли проход в обе стороны, тогда это полная блокада», – говорит заместитель министра инфраструктуры Мустафа Найем. Сейчас – полумеры.
Еще один вопрос – контроль соблюдения санкций. Российские пароходы, по словам Кузьменко, могут договориться с китайскими и индийскими судовладельцами о доставке грузов из российских портов в Европу. «Или просто сменить флаги, например, на либерийские», – добавляет он.
Самые эффективные санкции – запрет на выгрузку любых грузов, которые пришли из российских портов. Неважно на каком судне и под каким флагом, говорит Кузьменко.
Похожая ситуация с запретом на въезд в ЕС российских грузовиков. На апрель 2021 года в РФ зарегистрировано 1,4 млн грузовиков, 630 000 грузоперевозчиков и логистических компаний. «Они могут перевозить грузы транспортными компаниями третьих стран», — говорит Сергей Вовк из ЦТС. Также российские транспортные компании могут зарегистрировать свои дочерние предприятия в других странах мира, чтобы продолжать перевозку между ЕС и РФ.
Эффективнее всего было бы полностью запретить перевозку грузов между ЕС и Россией, говорит Вовк. Но пока это делают активисты и волонтеры в европейских странах, когда начали перекрывать границы для грузовиков РФ и Беларусии.
Это полная блокада российских транспортников, но не блокада России, резюмирует Найем. Теперь весь российский грузопоток будут вывозиться зарубежными компаниями. Если Россия введет зеркальные санкции в европейские компании, это сильно усложнит им логистику, объясняет эксминистр инфраструктуры Владислав Криклий. «Я очень ожидаю, что Россия на это пойдет, – добавляет Найем. – Для них это выстрел себе в голову».
Технологии
Российская суперкомпьютерная индустрия находится на подъеме, но в полной зависимости от иностранных комплектующих. В последнем рейтинге TOP500, оцениваемом главными суперкомпьютерами мира, российские устройства впервые заняли 7 позиций. Это девятое место в мире, столько же в Южной Корее.
Самый мощный из них «Червоненкис» от «Яндекса», стоимостью почти $10 млн, занял 19-ю позицию. Он построен на процессорах британской AMD и графических ускорителях американской NVIDIA.
Другие российские аппараты активно используют процессоры от Intel, которая 6 апреля тоже объявила о полном уходе с российского рынка. Так же поступили европейские производители промышленных чипов – Bosch, NXP, and X-Fab. Это, например, частично остановило производство на «АвтоВАЗе».
Суперкомпьютеры используют для исследовательских расчетов, моделирования, а также тренировки искусственного интеллекта. От них зависит конкурентность ключевых российских технологических компаний – Яндекса, Сбербанка, государственного Ростеха.
Нидерланды – один из главных игроков европейского полупроводникового и электронного производства. В 2021 году из этой страны в Россию экспортировали электроники на €101 млн.
Это значительная, но не критическая доля. Всего в 2020 году Россия импортировала диодов, транзисторов и другого полупроводникового оборудования на $440 млн, а также интегральных схем на $1,25 млрд, свидетельствуют наиболее актуальные данные базы Comtrade. РФ покупает всего 0,1% от мирового производства чипов, потому что почти не имеет собственного высокоточного производства.
«Они будут страдать позже, но не в ближайшие месяцы. Это не мгновенный удар», – говорил Reuters об ограничении поставок электроники Уильям Рейх, эксперт Центра стратегических международных исследований.
Чтобы продержаться дольше, российские власти 10 марта запретили вывозить из страны ранее импортированное высокоточное оборудование, а 30 марта разрешили «параллельный импорт». Это позволит ввозить товар без согласия правообладателя. Весь рынок информационных и телекоммуникационных технологий России оценивается в $50,3 млрд, мировой – в $4,47 трлн.
€10 млрд потерянного экспорта, о которых говорила Урсула фон дер Ляен, скорее всего, будут сфокусированы вокруг транспортного сектора. Только Нидерланды продали в Россию оборудование для транспорта и хранения на 801 млн евро. Для Германии транспорт – это третья статья экспорта в Россию на 3,3 млрд евро, а почти 70% этой суммы составляют автомобили и детали к ним. Немецкие автопроизводители, в частности Volkswagen, по данным российских «Ведомостей» планируют возобновить работу своих заводов в РФ уже летом. Ранее они останавливались именно из-за нехватки импортных компонентов.
Уголь
Уголь – четвертый экспортный продукт России по размерам выручки после нефти, нефтепродуктов и газа. Его продажи в 2021 году, по данным Росстата, принесли россиянам $17,6 млрд – 3,6% от общей стоимости российского экспорта.
В страны Евросоюза РФ в 2021 году продала уголь на $3,5 млрд. Правда, совокупный экспорт энергоносителей в ЕС из страны составил $135,5 млрд. Крупнейший импортер российских энергоносителей, Китай, импортировал уголь на $3,9 млрд.
В целом Евросоюз покупает у России около 45% всего импортированного угля, пишет Reuters со ссылкой на данные Еврокомиссии. Основные потребители – Нидерланды, Польша и Германия.
Банки
ЕС запретит какие-либо транзакции с четырьмя российскими банками, занимающими 23% банковского рынка РФ, заявила Фон дер Ляен. О каких именно финучреждениях идет речь, пока неизвестно. Глава Еврокомиссии назвала только ВТБ и уточнила, что все банки из нового санкционного списка раньше были «полностью отрезаны» от европейских финансовых рынков.
В начале марта ЕС отключил семь российских банков (ВТБ, «Открытие», «Новикомбанк», «Промсвязьбанк», «Россия», «Совкомбанк», «Внешэкономбанк») от международной системы расчетов SWIFT, что действительно почти сделало невозможным проведение любых операций, кроме внутрироссийских.
Впрочем, определенные лазейки остались. «Подтверждать и проводить транзакции можно и без SWIFT, но это тяжело», – говорит финансовый аналитик Иван Угляница. Сейчас, добавляет он, ЕС окончательно заблокировал эти финучреждения. По состоянию на 1 марта в РФ работало 330 банков, напоминает эксперт CASE Украина Евгений Дубогрыз. Угляница считает, что последние финансовые санкции дублируют уже существующие ограничения.
В санкционный список ЕС до сих пор не попали одни из крупнейших в РФ Сбербанк и Газпромбанк. Первый обслуживает контракты на поставки в Европу «Роснефти», второй — «Газпрому». По данным источников The Wall Street Journal, в среду, 6 апреля, о дополнительных санкциях против Сбербанка объявят США. Новые ограничения, вероятно, будут включать блокировку активов и счетов в американской юрисдикции.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.