Бизнес в Украине неохотно признает проблему насилия на рабочем месте. Ратификация Стамбульской конвенции должна изменить нарративы в бизнес-среде и подтолкнуть лидеров к реальным изменениям для продвижения гендерного равенства в компаниях.
Как это должно работать
Примерно 1,1 млн женщин в Украине испытывают физическое и сексуальное насилие ежегодно. Совокупные экономические потери украинского общества из-за насилия в отношении женщин составили $208 млн в 2017 году. В эти подсчеты UNFPA включены потери из-за нетрудоспособности, личного ущерба и стоимости услуг, связанных с реагированием на насилие. До войны эта сумма была соотносима с годовым бюджетом Одессы.
В контексте кандидатства в ЕС 20 июня Верховная Рада ратифицировала Конвенцию Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием, или Стамбульскую конвенцию.
Украина участвовала в разработке Конвенции и ее подписании в 2011 году, однако путь к ратификации длился 11 лет. Против Конвенции и использования в ней определения «гендер» выступали некоторые церковные организации, прикрываясь поддержкой семейных ценностей. В основном, статьи Конвенции направлены на государственные учреждения и неправительственные организации.
Насилие на рабочем месте
Согласно статистическим данным от Министерства социальной политики, каждая пятая женщина в Украине сталкивалась с той или иной формой насилия. Иногда разные формы насилия продолжаются и на рабочем месте со стороны коллег в виде микроагрессии (харассмента).
В 2022 году количество женщин, которые с этим сталкивались, увеличилось на 7% – с 52% (в 2020) до 59%, говорится в глобальном отчете Deloitte «Women@Work 2022». К сожалению, практически о половине таких случаев умалчивается.
Гораздо чаще женщины сообщают о притязаниях, чем о микроагрессии (66% против 23%), из-за того, что они не чувствуют, что подобное поведение является достаточно серьезной причиной для сообщения. Еще одна причина молчания – страх, что поведение агрессора ухудшится (так ответила пятая часть женщин, подвергшихся притязаниям). Кроме того, 93% женщин верят, что сообщения о домогательствах негативно повлияют на их карьеру, а меры приняты не будут.
Конвенция поможет женщинам на рабочем месте и в личной жизни чувствовать себя более уверенными. Потому что документ:
- признает, что насилие может оказаться психологическим; за него тоже может быть уголовная ответственность;
- признает тот факт, что сообщить о случаях насилия может не только пострадавшая женщина;
- усовершенствует алгоритм реагирования полиции на сообщения.
В Конвенции бизнес упоминается только в контексте реализации политики и принципов саморегулирования для предотвращения насилия в отношении женщин в компаниях. Социально ответственный бизнес может оперативно создать такие политики. Разрабатывая структуру политики, можно ориентироваться на сам текст Конвенции, где говорится о видах насилия и действиях обидчика, а также на общение со своими сотрудницами.
И если в Украине до войны была только одна компания StarLightMedia с разработанной политикой противодействия гендерно обусловленному насилию, то после ратификации таких компаний должно стать больше, а политики стать более основательными. В Великобритании, например, компания должна продумать место работы пострадавшей от насилия, чтобы обидчик не увидел ее с улицы в окне.
Также в соответствии с положениями Конвенции Украина должна криминализировать такие нарушения, как преследование, психологическое насилие, а сексуальное домогательство должно быть субъектом «уголовных или других законодательно определенных санкций».
Что нужно делать бизнесу
Компании должны включить информацию о Конвенции и ее основные положения в свои политики разнообразия и инклюзии. В первую очередь, это внедряют IT-компании, которые уже начали проводить тренинги против притязаний и насилия.
Компания Squad, например, имела программу противодействия харассменту на рабочем месте. Там проводили тренинги и сформировали сеть амбассадоров среди сотрудников. Squad ориентировалась на исследования в Австралии. Оно свидетельствует, что стоимость последствий сексуальных притязаний на рабочем месте составляет $2,6 млрд в потерянной производительности и $0,9 млрд других финансовых средств, из которых компании несут 70% финансовых затрат.
До войны в Украине уже существовала коалиция компаний-подписантов Декларации за гендерное равенство и противодействие домашнему насилию, инициированная Центром «Развития КСО» и UNFPA. Декларацию подписали 40 международных и украинских компаний. Они проходили тренинги, участвовали в исследованиях. Сейчас фокус программ сместился с продвижения инициативы гендерного равенства на поддержку сотрудников, работу с психологом и другие потребности военного времени. Поэтому ратификация Конвенции будет способствовать возвращению внимания к теме насилия над женщинами и роли компании в предотвращении насилия.
После ратификации Конвенции в Украине будут реализовываться кампании по повышению осведомленности населения в этом вопросе, будут проводиться тематические опросы. Ранее руководство многих компаний не хотело или не было готово говорить на тему насилия над женщинами. Теперь произойдет трансформация: руководству придется свыкнуться с тем, что о харассменте нужно не только говорить, но и противостоять этому.
Корпоративный сектор может приобщаться и распространять информацию о нулевой толерантности к насилию, о помощи пострадавшим (кризисные комнаты и убежища, горячая линия и т.п.), участвовать в ежегодной глобальной кампании «16 дней против насилия».
Ратификация Стамбульской конвенции – это толчок к изменению нарративов в бизнес-среде и осознанию существующей проблемы. Это не будет быстро, но благодаря Конвенции усилия правительства и гражданского общества, в которое входит и бизнес, по противодействию насилию над женщинами будут более системными и скоординированными.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.