202 бизнес-чемпиона 2024 года
У Fozzy Group за первое полугодие 2024-го выручка выросла меньше, чем инфляция за этот период: 3% против 3,9%. А если бы не успех дискаунтера «Фора», входящего в группу, то вообще было бы падение. Крупнейшая сеть группы — «Сільпо», на которую приходится более 70% выручки, сократила ее в первом полугодии 2024-го на 0,6%. Одна из возможных причин этого сокращения — уменьшение количества супермаркетов. Так, по состоянию на конец 2023-го у «Сільпо» их было 316, сейчас 308.
В структуре выручки группы доля дискаунтеров «Фора» увеличилась с 20% до почти 25%, подсчитали в аналитическом отделе Forbes. Доля «Сильпо» за этот период уменьшилась с 71% до 67%, гипермаркетов Fozzy сократилась с 6% до 4%. Доля Trash выросла с 2,6% до 4,2%. Fozzy Group наращивает долю отечественной продукции в ассортименте «Сильпо».
Согласно «Отчетам о корпоративном управлении», ритейлер увеличил количество SKU (позиций) пищевых продуктов в «Лавке традиций» на 20%, до 2400, а поставщиков-фермеров — до 237 (на 29%). Выросло и количество собственных торговых марок самого ритейлера, которые преимущественно производятся в Украине. С начала года в ассортименте «Сільпо» появилось 300 наименований такой продукции.
Параллельно сокращается ассортимент зарубежных товаров: количество стран в программе «Собственный импорт» уменьшилось с 89 до 58 в прошлом году, а число поставщиков — с 780 до 700 соответственно.
Не обошло Fozzy Group и военное сокращение персонала. С начала вторжения работников стало на 20% меньше — 43 700. Причины: потеря магазинов, увеличение количества касс самообслуживания, передача части функций на аутсорс.
В марте 2024-го Fozzy Group закрыла одну из своих непродовольственных сетей — магазины электроники ringoo. «Мы поняли, что в нашем контексте такая бизнес-модель не имеет перспектив для развития», — сообщала тогда пресс-служба Fozzy Group.
В это же время Fozzy Group начала работать в новой отрасли — медицинских услугах. Владелец компании Владимир Костельман инвестировал в открытие многопрофильной клиники Doctor Sam. Это первое заведение из запланированной сети, оно имеет площадь 1000 кв. м и расположено в ТРЦ Respublika Park.
25 крупнейших инвесторов страны
За два военных года один из крупнейших продуктовых ритейлеров Fozzy Group увеличил количество своих магазинов на 7,1%, до 768. В 2023-м компания открыла 53 магазина, годом ранее — 22.
Компания развивает и новые направления бизнеса: маркетплейс MauDau, спортклубы Apollo Next, летом 2022-го запустила онлайн-химчистку Mink и конкурента Glovo и Bolt Food — сервис доставки еды Loko от «Сильпо».
Еще одно направление — многопрофильная клиника Doctor Sam, которая заработала в Киеве в начале 2024-го. В медицинском центре на 1000 кв. м открыт амбулаторный прием врачей, диагностика, сопровождение беременности, профилактические прививки. Всего в лицензии заявлено 34 медицинские специализации. Управляющий партнер клиники Сэм Аганов вместе с совладельцем Fozzy Group Костельманом планирует открыть еще несколько медицинских учреждений в Киеве.
Топ инвестиционных проектов 2023 года
— Медицинский центр Doctor Sam.
— Развитие сети.
50 лучших работодателей 2021
Летом 2021 года компания запустила образовательную платформу Fozzy Campus. «Выяснилось, что людям важно иметь доступ к образовательным ресурсам компании», – говорит руководитель HR Мария Гершман. Востребованную платформу быстро расширили на другие бизнесы группы. Во время карантинных ограничений Campus работал как коммуникационная площадка. «Сотрудники встречались онлайн, обменивались информацией, обсуждали проблемные вопросы», – рассказывает Гершман.
В Fozzy появился отдел, который занимается изучением опыта и составляет карту радостей и болей работников. «Хотим понять сотрудников: чего им не хватает, что радует и как должна меняться компания», – говорит Гершман.
25 самых умных компаний
Год основания: 1997
Год запуска R&D‑отдела: 2020
Штат R&D‑отдела: 70
Инвестиции в R&D: не раскрываются
Руководитель направления: Андрей Янбухтин
Инженеры «Лаборатории Зи» – R&D‑департамента Fozzy Group – научили робота отличать борщ от солянки, котлеты от пирожков и выбивать чеки в 10 раз быстрее человека. Их главная разработка – умная касса на базе нейросетей и компьютерного зрения Kissa AI. Первая такая касса работает с лета 2021‑го в кафе «Кантин» киевского бизнес‑центра Silver Breeze.
«В R&D путь к успеху – сначала показать, что идея вообще реалистична, – говорит глава департамента Андрей Янбухтин. – Затем показать ее необходимость в бизнесе, воплотить в жизнь».
У владельцев второго крупнейшего ритейлера Украины с выручкой более 80 млрд грн имеется своя IT‑компания TemaBit на 1250 человек с офисами в Киеве, Виннице и США. В конце 2020‑го небольшую команду специалистов по искусственному интеллекту выделили в отдельный R&D‑департамент. Его задача – приспособить машинное обучение, data science и роботизацию под нужды ритейла. Какова цель? «Одно из ключевых направлений разработок – магазин будущего», – говорит Янбухтин.
100 крупнейших частных компаний 2021
Один из крупнейших продуктовых ритейлеров страны энергично осваивает новые направления. В 2020‑м Fozzy зашла сразу в две торговые ниши, запустив сеть товаров для хобби OffTop и мини‑маркеты FoodPod. В первом формате работает уже 10 точек в Киеве, во втором – пять магазинов в столице и пригороде. В начале сентября 2021‑го Fozzy Group открыла три спортивных клуба Apollo Next. Фишка заведений – групповые тренировки по новой для Украины методике Les Mills.
Основной бизнес Fozzy, сеть «Сільпо», развивает собственную доставку. Причем не только в Киеве, где хорошо развиты подобные сервисы, но и в пяти десятках городов поменьше. Летом 2021 года компания открыла виртуальный ресторан с доставкой «Сільпо Resto». Блюда в нем готовятся «из‑под ножа», а время от заказа до доставки занимает не более 40 минут: в структуре девять dark kitchen. Сервис доступен только в Киеве, в планах – Одесса и Львов.
50 лучших работодателей
Во время карантина в торговых залах «Сільпо» и «Фора», входящих в Fozzy Group, звучали ролики с благодарностью сотрудникам. Так компания подбадривала своих коллег, работающих на самом опасном участке – в торговых залах. Во время локдауна Fozzy перевел часть сотрудников супермаркетов на работу поближе к дому, чтобы можно было ходить на работу пешком. Там же, где это было невозможно, компания организовала подвозку людей.
В ритейле большая текучка кадров и нехватка IT‑специалистов, за которых приходится конкурировать с аутсорсерами. По словам HR‑директора Fozzy Марии Гершман, список потенциальных сотрудников компания формирует заранее, чтобы как только откроется вакансия, сразу же пригласить человека на работу.
В Fozzy, имеющем более 40 разных бизнесов, много возможностей для роста, считает Гершман. «Ты можешь поработать в ритейле, перейти в IT, а потом заняться туристическим бизнесом – возможности безграничны», – говорит она. В компании ценят идейных людей и дают право на ошибку.
100 крупнейших частных компаний 2020
Флагманская сеть Fozzy Group «Сільпо» исповедует маркетинговую концепцию «близость к клиенту». «Сеть, созданная мной, – в чем-то мой портрет», – рассказывал в одном из давних интервью журналу «Торговое дело» Владимир Костельман, 47.
Покупателей в его магазинах именуют гостями и поздравляют на кассе с днем рождения. Фишка последних пяти лет – дизайнерские супермаркеты. Необычный интерьер должен создать атмосферу, которой нет больше ни у кого. На эту же цель работают и рестораны в торговых залах, которые «Сільпо» начал открывать первым из украинских ритейлеров. 58 из 264 супермаркетов оборудованы кассами самообслуживания, а летом этого года сеть запустила проект «Вільнокаса». Теперь покупатели могут просканировать товары телефоном, а на кассе предъявить QRкод. Новое оборудование устанавливают и в сети дискаунтеров «Фора»: из 253 магазинов автоматизированные кассы работают в 33.
Из-за карантина «Сільпо» вышел в онлайн-торговлю раньше графика. В марте 2020 года за две недели сделали и запустили сайт. В отличие от конкурентов, которые сотрудничают с агрегаторами, товары из «Сільпо» доставляет собственная курьерская служба. Новые магазины продолжат открываться и в офлайне: в мае 2020 года компания получила $60 млн у ЕБРР.
Главные факты о Fozzy Group:
- В 1997 году состоялось основание Fozzy Group и открытие первого Fozzy Cash&Carry в Киеве.
- В 1998 году состоялось учреждение и открытие торговой сети «Сільпо» в Киеве
- В 2002 году Fozzy Group основали торговую сеть «Фора»
- Ресторанный бизнес Fozzy Group развивается с 2005 года, первое заведение – «У Хромого Пола». На сегодняшний день ресторанный бизнес Группы компаний имеет 7 заведений, в том числе две хлебные мастерские «Буланжери».
- В 2009 году для всех торговых сетей группы компаний была запущена премиальная собственная торговая марка Fozzy Group — «Premiya Select».
- С 2008 года во всех торговых сетях группы компаний предоставлена продукция экономичного ценового сегмента «Полная чаша». В том же году открылись фармацевтические супермаркеты под названием «Біла ромашка».
- В 2012 году Fozzy Group основали сети Le Silpo и открыли 2 деликатес-маркета в Днепре и Харькове.
- В 2014 году Fozzy Group открыли собственную сеть туристических агентств «Сільпо Вояж».
- В 2016 году была запущена торговая сеть формата hard discounter (дискаунтер) thrash! («ТРАШ!»).
- В 2018 году было запущено мобильное приложение «Сільпо», а также совместно с банком «Восток» и Mastercard появилась возможность оплачивать им покупки благодаря QR-коду и функции Masterpass. В том же году прошел старт работы инновационного почтово-логистического оператора Justin.
- В 2018 году Fozzy Group открыли 2 новых ресторана в Киеве: Escobar и Who & Why. Drinkery.