Формула-1 хочет стать более экологичной, но для этого надо сделать крутой поворот влево
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В минувшие выходные Гран-при Великобритании пощекотал нервы болельщикам и смог выделиться даже в сезоне, который всколыхнул Формулу-1. На вступительном 100-километровом заезде в субботу, который должен был определить участников основного заезда в воскресенье, Макс Ферстаппен обошел Льюиса Гамильтона – и это несмотря на то, что на старте заезда у нидерландца вспыхнули передние тормоза. На следующий день в результате неоднозначного столкновения между двумя гонщиками Ферстаппен вылетел с трассы и попал в больницу. Гамильтон стал победителем, но социальные сети накрыла волна расистских комментариев в сторону темнокожего британского спортсмена.
Пусть насколько неприятны эти события, однако такая драма на трассе была необходима этому виду спорта. Формула-1 не только пытается поднять рейтинги, которые падают, и прошлогоднее снижение доходов, но и найти способ избежать лобового столкновения с законодателями, которые пытаются положить конец автомобилям на традиционном топливе.
«Наша конечная цель – быть самым увлекательным спортом в мире», – говорит Ят Гангакумаран, директор стратегического и бизнес-развития Формулы-1. Он руководит усилиями старейшего в мире мотоспорта выйти из депрессии и слезть с топливной иглы, на которой тот сидит более 70 лет.
Несмотря на введение гибридных двигателей в 2014-м, гонки Формулы-1 все еще зависят от нефтяных гигантов и производителей бензина, чьи логотипы украшают обочины трасс и изящные болиды. И именно эти болиды могут сжигать до 110 килограммов горючего за заезд.
Согласно первому в истории аудиту владельца Формулы-1 Liberty Media в сезоне 2018-го, все это дает углеродный след в 256 000 тонн углекислого газа. Это равнозначно энергии, необходимой для обслуживания 28 000 домов за тот же период времени. Добавьте еще, как это сделала ВВС, выбросы углерода от авто фанатов Ф-1, и след возрастет до 1,9 млн тонн, или содержание 207 000 домов, примерно как в Солт-Лейк-Сити.
На использование горючего приходится лишь 1% общего углеродного следа, но в основном от этого будет зависеть, выживут ли гонки, ведь законодатели во всем мире стремятся запретить транспортные средства на ископаемом топливе. В этом году в Великобритании, родине Формулы-1 со дня рождения в 1950-м, законодатели объявили, что планируют прекратить продажу транспорта на двигателях внутреннего сгорания до 2030 года.
Похожий запрет примут и в Евросоюзе через пять лет. В США все большее количество штатов рассматривают введение подобных мер, в том числе Вашингтон, Гавайи и Калифорния, один из крупнейших рынков автомобилей в мире. Пока мотосоревнования, такие как Ф-1, Nascar и MotoGP, хватаются за соломинку, используя биотопливо, автопроизводители и потребители стремительно движутся к будущему на батарейках.
Берни Экклстоун, британский миллиардер, которого когда-то окрестили «крупной птицей Ф-1», пренебрежительно назвал электромобили «газонокосилками». Тогда был 2012 год, и он возглавлял в то время 9-миллиардный бизнес, поэтому позволил себе махнуть рукой на угрозу распространения электромобилей, назвав это «бессмыслицей».
Сейчас же чемпионат в руках другого седовласого миллиардера, магната американского кабельного телевидения Джона Мэлоуна. Под его руководством Ф-1 стала частью публичной компании Liberty Media, и для дерзости сейчас неудачное время. Доходы упали на 43% в 2020-м, до $1,1 млрд на волне пандемии. Это был удручающий год для Liberty, у которой операционная прибыль опустилась с $17 млн в 2019 году к рекордным убыткам в $386 млн в 2020-м.
Пытаясь возродить интерес к себе, Ф-1 больше не может игнорировать меры, направленные в сердце ее бизнеса. Гонки спонсируются автопроизводителями, как то Ferrari, Mercedes и Renault, не жалеющими денег на саморекламу и инженерные усовершенствования, которые привели к массовой продаже всего: от зеркал заднего вида и активной подвески до полуавтоматических и последовательных коробок передач. Ф-1 поставила себе целью достичь чистой энергоэффективности к 2030-му, т. е. будет максимально уменьшено количество выбросов углерода, а остальное компенсировано другими мерами.
«По настроениям общей аудитории, особенно молодежи, нам стало понятно, что очень важно иметь устойчивые ценности и положительно влиять на окружающую среду», – говорит Гангакумаран. Он добавляет, что хотя и осознает конфликт, который возникает из-за спонсорства нефтяных гигантов и производителей бензина, их спорт собирается завоевать доверие благодаря открытости, особенно через рассказы о том, как они пытаются перейти на альтернативные виды топлива и более эффективные двигатели. Имеется в виду также и план перевести все болиды на экологическое топливо к 2026-му, что, по мнению Гангакумарана, будет лучшим способом достичь более чистых выхлопных газов и сохранить страсти гонки.
Промовидео, которое вышло в мае и показало экологические потуги Ф-1, встретило критику от зрителей, которых задело стремление мотоспорта нейтрализовать выбросы углерода и уменьшить использование одноразовых пластиковых изделий. Причина в том, что, несмотря на такие заявления, соревнования все равно полагаются на спонсорские средства от компаний, на которые, по приблизительным оценкам, приходится 55% производства одноразовых изделий из пластика. А связи Ф-1 с нефтяными компаниями привели к столкновению с природозащитными организациями в прошлом.
К примеру, в августе 2013 года активисты Гринпис неожиданно появились на Гран-при Бельгии, спонсором которого был нефтяной гигант Shell, и развернули ряд баннеров с призывами к Shell прекратить бурение в Арктике. Компания, которая в том году объявила о прекращении такой деятельности на год, в 2015-м на неопределенный срок оставила бурение в Арктике. И вот в прошлом году она сообщила о планах снова начать бурение в поисках месторождений нефти.
«Очевидно, что они пытаются найти способ обелить репутацию, – говорит Юри Тес, бельгийский представитель Гринпис, об экологических инициативах Ф-1. – По крайней мере, они поняли, что компенсации выбросов недостаточно и большим загрязнителям надо действительно уменьшить собственные выбросы. Если гонки продолжат рекламировать нефтяные компании, которые отказываются усваивать этот урок, то это будет показателем неискренности Формулы-1».
Если Ф-1 не оборвет свои связи с нефтяными гигантами, то это могут сделать команды и автопроизводители. Honda, которая не имеет собственной команды, но является одним из четырех производителей двигателей для Ф-1, в конце сезона собирается покинуть гонки, чтобы сосредоточить собственные ресурсы на производстве батарей для электромобилей. А автопроизводители, среди которых Renault и Mercedes, все больше денег вкладывают в R&D собственных батарей, пытаясь вывести на рынок новые гибридные и электрические модели.
А тем временем на пятки Формуле-1 наступает Формула Е – гонки электромобилей, которые поддерживают Audi, BMW, Jaguar, Mercedes, Nissan и Porsche, и говорят о себе «гонки без уничтожения природы». И хотя по сравнению с Ф-1 эти соревнования с экологической составляющей все еще крошечные, они привлекли внимание 90-летнего Экклстоуна. Накануне 1000-го заезда в 2019-м он сказал Reuters, когда все еще был почетным главой гонки, что «Формула Е станет значительно, значительно больше и лучше», и это будет иметь неприятные последствия для Ф-1.
Более оптимистично о будущем Формулы-1 говорят в рядах Формулы Е. «Давайте не забывать, что Формула-1 – это действительно непревзойденное шоу, – говорит Сильвиан Филиппи, управляющий директор Envision Virgin Racing, одной из команд-основательниц гонки электромобилей. – Не завидую я людям, которые будут решать дальнейшую судьбу Ф-1».
Сейчас любая угроза от Формулы Е является проблемой будущего. Доходы новой серии гонок прошлого года составили $170 млн – это чуть больше, чем порог бюджета одной команды на Ф-1 в этом году. А еще, как и любому международному виду спорта, все равно нужно значительное количество горючего, чтобы доставить болиды, команды и оборудование на трассы в разные уголки мира. Но настроения на стороне электобатарей.
Envision позиционирует себя как «самая экологичная команда из наиболее экологичных» после того, как получила сертификат об углеродной нейтральности от Carbon Trust, неприбыльной организации. Другие команды тоже находятся под давлением достичь такого же результата.
После разрушительных наводнений, которые пронеслись по северу Европы на прошлой неделе, канцлер Германии Ангела Меркель призвала к «большим изменениям» для борьбы с изменениями климата. Автопроизводителей, несомненно, тоже привлекут к этому.
«Мы уже очень близки к тому моменту, когда автомобили полностью на электричестве будет значительно дешевле и эффективнее производить, чем автомобили на бензине, – говорит Филиппи, отмечая, что Формула Е и в дальнейшем продолжит радовать зрителей гонкой электромобилей. – Тогда можно будет задаться вопросом: какой смысл проводить сложный процесс R&D для оптимизации двигателей внутреннего сгорания? Думаю, все мы знаем ответ».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.