28 мая Государственная налоговая служба впервые опубликовала финансовую отчетность юридических лиц в формате открытых данных. Теперь она бесплатно доступна каждому и уже начала появляться на основных сервисах анализа контрагентов (Clarity Project, Опендатабот и другие). По оценкам BRDO, этой информацией будут пользоваться от 1 до 3 млн украинцев ежемесячно. Почему это произошло, насколько качественно раскрыты данные и что нужно делать дальше?
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Как это стало возможно?
В Украине принято чрезвычайно прогрессивное законодательство о доступе к публичной информации (ст. 10-1 Закона «О доступе к публичной информации»). Каждый государственный орган обязан обнародовать имеющуюся информацию в формате открытых данных (open data).
Это означает, что данные должны быть:
- машиночитаемыми (на их основе можно будет разрабатывать IТ-продукты, аналитику данных и т. д.);
- без ограничений по дальнейшему использованию;
- доступными бесплатно и без регистрации.
Закон о бухучете также определяет, что финансовая отчетность предприятий не является конфиденциальной информацией. Финотчетность предприятий фактически имеется у ГНС и Госкомстата.
Также должна быть в Минюсте в составе ЕГР, но фактически ее там нет из-за конфликтующих норм законов «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» и «О государственной статистике».
ГНС обнародовала финотчетность 432 000 предприятий именно в форме открытых данных – около трети от тех, что стоят на учете. Данные еще до 200 000 юридических лиц – плательщиков единого налога есть только у Госкомстата. Причины необнародования финотчетности других предприятий пока неизвестны.
Почему финотчетность открыли только сейчас?
Существуют несколько факторов.
Во-первых, финотчетность предприятий продается на черном рынке данных. В поисковой системе вы можете легко найти сервисы, которые продают эти данные или предлагают аналитику на их основе. Цена вопроса – около 300 грн за один отчет. Таким образом, обнародование этой информации официально убивает теневой рынок данных и источник незаконного дохода для чиновников и посредников.
Во-вторых, государственные органы находили различные юридические аргументы, чтобы не публиковать данные (ГНС ссылалась на Налоговый Кодекс, а Госстат до сих пор ссылается на нормы закона «О государственной статистике», которые гарантируют конфиденциальность первичных статистических данных).
Год назад началась адвокационная кампания по официальному открытию данных финансовой отчетности. В ней принимают участие BRDO, Transparency International Ukraine, bihus info и другие. А сообщество OpenUp даже подало иск в суд против госорганов.
Последней каплей, которая убедила ГНС опубликовать данные, стало внесение финотчетности в перечень наборов открытых данных Правительством (изменения к Постановлению КМУ № 835).
Что это значит на практике?
Если вы хотели проанализировать финансовые показатели предприятия, у вас было две опции:
- Писать письма предприятиям и просить предоставить данные (и, скорее всего, ничего не получить);
- Покупать данные на черном рынке.
Теперь варианты другие:
- Скачать набор с data.gov.ua (если вы умеете работать с наборами данных);
- Воспользоваться легальными сервисами.
Уже через несколько дней данные в свои системы успели интегрировать такие сервисы, как Опендатабот, Clarity Project. Теперь, открыв профиль юридического лица, можно увидеть данные его финансовой отчетности. И это бесплатно для пользователей.
Данные доступны как для предприятий, являющихся плательщиками налога на прибыль, так и для неприбыльных организаций. То есть информация обнародована относительно как ООО, так и благотворительных фондов, общественных организаций и проч.
Кроме доступности, машиночитаемые данные открывают возможность делать анализ массива данных по различным критериям и сочетать с другими наборами данных. Например, можно анализировать финансовые показатели предприятий по индустриям, регионам, учредителям и т. п.
Качественная ли реализация?
При обнародовании наборов данных классической является ситуация, что какую-то ценную информацию государственные органы «забывают» обнародовать (например, МВД не обнародует VIN-коды транспортных средств и т. д.). Так случилось и в этот раз.
- В обнародованной финансовой отчетности отсутствует информация о количестве сотрудников и имени бухгалтера, который ее составил.
- Обнародованы данные только за 2020 год, а за предыдущие – так и остаются скрытыми.
- Обнародованы данные о 428 000 предприятий, в то же время на учете в ГНС состоит более 1,6 млн.
Что нужно открывать дальше?
Касаемо финотчетности, необходимо прежде всего, чтобы налоговая исправила недостатки: добавила к набору данные о количестве сотрудников и обнародовала отчетность за предыдущие периоды.
А вторым шагом нужно, чтобы Госстат выполнил требование законов и Постановления КМУ № 835 и обнародовал имеющуюся у них финотчетность.
По информации BRDO, Госстат не планирует выполнять решение Правительства об открытии финотчетности. Причины и аргументы, почему государственные органы не хотят открывать данные, уже описаны выше и для Госстата, к сожалению, остаются актуальными до сих пор.
В целом Украина постепенно открывает все больше данных в машиночитаемой форме. Около трех лет назад я впервые узнал об обязанности органов публиковать открытые данные, когда мы анализировали IТ-рынок. Нам необходимо было оценить количество зарегистрированных в Украине компаний, которые реально ведут деятельность, а информация из ЕГР и финотчетности не были доступны в формате открытых данных. За это время общая адвокация активистов и экспертов привела к тому, что эти два набора бизнес-данных (главных, по моему мнению) доступны в открытом формате.
Также продолжается работа по открытию других востребованных наборов данных, например о движении общественного транспорта в реальном времени, данных Публичной кадастровой карты Украины и др. Однако это только начало. Поскольку дальше должен реализовываться принцип «открытости по дизайну и по умолчанию». В конце концов, почти все данные, которыми располагает государство, должны быть доступны общественности в удобной цифровой форме.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.