Категория
Компании
Дата

В Украине открыли финансовую отчетность. Что нужно делать дальше

3 хв читання

В Украине открыли финансовую отчетность. Что нужно делать дальше /Getty Images

Getty Images

28 мая Государственная налоговая служба впервые опубликовала финансовую отчетность юридических лиц в формате открытых данных. Теперь она бесплатно доступна каждому и уже начала появляться на основных сервисах анализа контрагентов (Clarity Project, Опендатабот и другие). По оценкам BRDO, этой информацией будут пользоваться от 1 до 3 млн украинцев ежемесячно. Почему это произошло, насколько качественно раскрыты данные и что нужно делать дальше?

Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного! 

Как это стало возможно?

В Украине принято чрезвычайно прогрессивное законодательство о доступе к публичной информации (ст. 10-1 Закона «О доступе к публичной информации»). Каждый государственный орган обязан обнародовать имеющуюся информацию в формате открытых данных (open data).

Это означает, что данные должны быть:

  • машиночитаемыми (на их основе можно будет разрабатывать IТ-продукты, аналитику данных и т. д.);
  • без ограничений по дальнейшему использованию;
  • доступными бесплатно и без регистрации.

Закон о бухучете также определяет, что финансовая отчетность предприятий не является конфиденциальной информацией. Финотчетность предприятий фактически имеется у ГНС и Госкомстата.

Также должна быть в Минюсте в составе ЕГР, но фактически ее там нет из-за конфликтующих норм законов «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» и «О государственной статистике».

ГНС обнародовала финотчетность 432 000 предприятий именно в форме открытых данных – около трети от тех, что стоят на учете. Данные еще до 200 000 юридических лиц – плательщиков единого налога есть только у Госкомстата. Причины необнародования финотчетности других предприятий пока неизвестны.

Материалы по теме

Почему финотчетность открыли только сейчас?

Существуют несколько факторов.

Во-первых, финотчетность предприятий продается на черном рынке данных. В поисковой системе вы можете легко найти сервисы, которые продают эти данные или предлагают аналитику на их основе. Цена вопроса – около 300 грн за один отчет. Таким образом, обнародование этой информации официально убивает теневой рынок данных и источник незаконного дохода для чиновников и посредников.

Во-вторых, государственные органы находили различные юридические аргументы, чтобы не публиковать данные (ГНС ссылалась на Налоговый Кодекс, а Госстат до сих пор ссылается на нормы закона «О государственной статистике», которые гарантируют конфиденциальность первичных статистических данных).

Год назад началась адвокационная кампания по официальному открытию данных финансовой отчетности. В ней принимают участие BRDO, Transparency International Ukraine, bihus info и другие. А сообщество OpenUp даже подало иск в суд против госорганов.

Последней каплей, которая убедила ГНС опубликовать данные, стало внесение финотчетности в перечень наборов открытых данных Правительством (изменения к Постановлению КМУ № 835).

Что это значит на практике?

Если вы хотели проанализировать финансовые показатели предприятия, у вас было две опции:

  1. Писать письма предприятиям и просить предоставить данные (и, скорее всего, ничего не получить);
  2. Покупать данные на черном рынке.

Теперь варианты другие:

  1. Скачать набор с data.gov.ua (если вы умеете работать с наборами данных);
  2. Воспользоваться легальными сервисами.

Уже через несколько дней данные в свои системы успели интегрировать такие сервисы, как Опендатабот, Clarity Project. Теперь, открыв профиль юридического лица, можно увидеть данные его финансовой отчетности. И это бесплатно для пользователей.

Данные доступны как для предприятий, являющихся плательщиками налога на прибыль, так и для неприбыльных организаций. То есть информация обнародована относительно как ООО, так и благотворительных фондов, общественных организаций и проч.

Кроме доступности, машиночитаемые данные открывают возможность делать анализ массива данных по различным критериям и сочетать с другими наборами данных. Например, можно анализировать финансовые показатели предприятий по индустриям, регионам, учредителям и т. п.

Качественная ли реализация?

При обнародовании наборов данных классической является ситуация, что какую-то ценную информацию государственные органы «забывают» обнародовать (например, МВД не обнародует VIN-коды транспортных средств и т. д.). Так случилось и в этот раз.

  • В обнародованной финансовой отчетности отсутствует информация о количестве сотрудников и имени бухгалтера, который ее составил.
  • Обнародованы данные только за 2020 год, а за предыдущие – так и остаются скрытыми.
  • Обнародованы данные о 428 000 предприятий, в то же время на учете в ГНС состоит более 1,6 млн.

Что нужно открывать дальше?

Касаемо финотчетности, необходимо прежде всего, чтобы налоговая исправила недостатки: добавила к набору данные о количестве сотрудников и обнародовала отчетность за предыдущие периоды.

А вторым шагом нужно, чтобы Госстат выполнил требование законов и Постановления КМУ № 835 и обнародовал имеющуюся у них финотчетность.

По информации BRDO, Госстат не планирует выполнять решение Правительства об открытии финотчетности. Причины и аргументы, почему государственные органы не хотят открывать данные, уже описаны выше и для Госстата, к сожалению, остаются актуальными до сих пор.

В целом Украина постепенно открывает все больше данных в машиночитаемой форме. Около трех лет назад я впервые узнал об обязанности органов публиковать открытые данные, когда мы анализировали IТ-рынок. Нам необходимо было оценить количество зарегистрированных в Украине компаний, которые реально ведут деятельность, а информация из ЕГР и финотчетности не были доступны в формате открытых данных. За это время общая адвокация активистов и экспертов привела к тому, что эти два набора бизнес-данных (главных, по моему мнению) доступны в открытом формате.

Также продолжается работа по открытию других востребованных наборов данных, например о движении общественного транспорта в реальном времени, данных Публичной кадастровой карты Украины и др. Однако это только начало. Поскольку дальше должен реализовываться принцип «открытости по дизайну и по умолчанию». В конце концов, почти все данные, которыми располагает государство, должны быть доступны общественности в удобной цифровой форме.

Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд