Глава Офиса бизнес-омбудсмена Роман Ващук о том, с чем связана активизация силовиков относительно украинского бизнеса, как компаниям защититься от произвола стражей порядка, а также о том, что значит быть украинцем сегодня. Новый выпуск «Business Breakfast с Владимиром Федориным» от Forbes
Гость ютуб-проекта Forbes «Business Breakfast с Владимиром Федориным» – Роман Ващук, который с 2014 по 2019 годы был послом Канады в Украине, а с 2021-го, возглавив Офис бизнес-омбудсмена, помогает украинским предпринимателям бороться за возврат НДС и урегулировать вопросы в судах, а также защищает их от несправедливых действий чиновников.
Что болит украинскому бизнесу?
Три вещи, о которых я думаю [в контексте проблем бизнеса] в своей должности – это рост налоговых и таможенных проблем, отсутствие четкой общей экономической политики и «атакование» бизнеса из-за постсоветского понимания правопорядка.
Как уйти от постсоветской презумпции виновности бизнеса? Избавиться от этого наследия можно, если руководители всех уровней прекратят держать всех «на крючке». Система в Украине построена так не по недосмотру, а потому что обслуживает интересы людей, которые могут навязать рынку свое видение бизнеса. Украина нуждается в перестройке определенных элементов этой системы.
Украина столкнулась с ситуацией, когда старые и вновь созданные органы пытаются доказать свою необходимость и эффективность, берясь за дела, не имеющие основополагающего уголовного или хозяйственного значения. Однако усложнение и приумножение систем и проверяющих органов часто приводит к парадоксальным последствиям.
В Украине процесс привлечения к ответственности или держания «на крючке» является наказанием само по себе. Только 6% открываемых в Украине уголовных хозяйственно-экономических дел доходят до суда, и еще меньше – до приговора. Процесс выдвижения подозрения, что делает бизнес рисковым для партнеров, является большим давлением, чем доведение дела до победы в суде.
Офис бизнес-омбудсмена видит, что после смены приоритетов в первые месяцы полномасштабной войны вернулись и усилились старые тенденции. Речь идет о налоговых жалобах – 70–71% всех доходящих до нас касаются остановки налоговых накладных и давления правоохранительных органов, открывающих длительное дело, в рамках которого арестовывают имущество бизнеса. Сейчас мы решаем такие дела с Государственной налоговой службой более эффективно, чем раньше, потому что государственные органы (например, Генеральная прокуратура) открыты для дискуссии. Процент исполненных судебных решений в пользу бизнеса уменьшается, но на их место приходят новые проблемы.
В Украине очень высокий уровень апелляций (в Верховный Суд поступают десятки тысяч дел в год), что растягивает процесс рассмотрения дел. Этот механизм требует перезагрузки.
С чем связана активизация силовых органов относительно бизнеса?
Склоняюсь к версии, что государство несколько изменило отношение к бизнесу из-за финансовой помощи от партнеров – мол, налоги от бизнеса намного меньше, чем иностранные дотации. Международный валютный фонд в середине 2022 года спросил у украинских властей, почему они либерально поступили с бизнесом в первые месяцы войны, ведь он, так сказать, больше не захочет платить обычные налоги. МВФ предложил возобновить налогообложение, чтобы Украина могла выполнить часть бюджетирования войны. Глобально это правильно, но запускает маховик, который будет работать так, как привык.
Возможность перезапуска отношений между государством и бизнесом, которая была в первые месяцы большой войны, потеряна по ряду причин. Видим результаты: налоги в бюджет собирают не в результате запуска автоматизированной системы, а создавая поводы для ручного воздействия и разговоров с бизнесом.
Законы о бизнесе работают в Украине слабо?
Украинское законодательство прописано до энной точки и запятой, и то, как его используют – это не нехватка норм законов, а социокультурная установка. Есть разница между господствующей в Украине гипертрофированной версией континентальной правовой системы и англосаксонской системой. Саксонская допускает влияние здравого смысла и не криминализирует решения, принятые на основании этого. В Северной Америке есть презумпция доверия, а в Украине существует презумпция недоверия, и она работает.
Как-то я задумался: работал бы в Украине закон, согласно которому все, что не запрещено в хозяйственной сфере, разрешается? На самом деле Конституция и Гражданский кодекс Украины построены по этому принципу. Но на психологию людей, занимающихся имплементацией Конституции и кодексов, это не влияет. Это случай, когда социополитическая культура, на которую давит высшее руководство государства, нивелирует написанные законы.
Как бизнесу избавиться от давления правоохранителей?
Что делать с органами фискальной бюрократии в Украине? Нужна решительная рационализация. Медленное продвижение закона о СБУ и двусмысленное восприятие создания Бюро экономической безопасности свидетельствуют о сложности перехода ответственности. Новосозданные органы имеют проблемы с запуском, а те, что должны были отдать полномочия, делать этого не хотят.
Нашествие правоохранителей на бизнес можно остановить через публичность реакции – речь идет не только о медиа, но и Офисе бизнес-омбудсмена. Он равноудален и от бизнеса, и от власти, поэтому может задавать вопросы, рассматривать дела и публично их комментировать.
Репрессивные методы, внедренные исполнительной властью, дают противоположный желаемому результат – сеют страх в системе. Можно подумать, что это нужный страх, но он дает странный эффект. 94% приговоров по налоговым и таможенным делам принимаются в пользу предприятий. Однако Государственная налоговая служба обжалует 100% приговоров в первой инстанции и в апелляции (вплоть до Верховного Суда), потому что боится, что если не сделает этого, контролирующий орган, например ГБР, спросит, почему в интересах государства налоговики не «домучили» дело. Должно быть решение, которое укажет руководителям, что они не должны «дожимать» бизнесы до конца, и их не заключат в тюрьму за то, что не «дожали».
В законодательстве прописана компенсация за неправильные решения относительно бизнеса, но она смехотворно мала – на уровне одной минимальной зарплаты. Это не отвадит никого от спасения своей карьеры через дожимание бизнеса.
Если человек, скажем, проверяющий таможню, зарабатывает в 10 раз больше, чем официально зарабатывает таможенник, то это проблема. Нужно сделать инвентаризацию и перебалансировать систему, чтобы не было чрезмерно полномочий и мало жалованья с одной стороны и чрезмерно жалованья и много свободного времени, чтобы раскручивать дела с другой.
Думаю, что обнародование списка самых богатых правоохранителей, которые, вероятно, поступают неправомерно, не будет иметь эффекта, хотя обличительная журналистика в Украине развита. Однако цунами информации притупляет ее восприятие, и очередная история о Porsche прокуроре не будет иметь такого эффекта, как впервые.
Об инициативах Офиса бизнес-омбудсмена
Офис бизнес-омбудсмена выступает против вывода налоговой сферы из-под закона об административных процедурах. Налоговая сфера в любом государстве является наибольшим источником разногласий между гражданами, бизнесом и государством. Если вывести эту сферу из-под закона, то что он будет регулировать? Его идея состоит в том, чтобы сделать квантовый шаг вперед, который позволяет систематизировать действия государства и возможности бизнеса обжаловать их. Отключить это – означает отобрать у бизнеса возможность улучшения [если это решение будет принято]. Мы останемся в сложившейся ситуации, когда нет официального способа оспаривать решение о рискованности компании.
Чтобы общество поняло роль независимых наблюдательных советов в повышении эффективности госкомпаний, необходима коммуникация самих наблюдательных советов. Они должны ясно, а не на языке корпоративных годовых отчетов, объяснить обществу, что они сделали и как деятельность компании изменилась в пользу потребителя.
«Новый» бизнес Украины не доверяет государству
В Украине уже выросли новые поколения – это новый украинский бизнес, в частности, крупный IT-сектор. У этих людей мало страха, но большой уровень доверия друг к другу. Это позволяет им успешно развивать бизнес. Проблема в том, что это доверие еще не распространяется на государство, не делающее чего-либо, что вызовет доверие.
В государстве инерционно побеждают думающие и работающие в старой парадигме. Они вытесняют тех, кто приносит новейшую культуру. Нужно много усилий, чтобы искоренить старую культуру недоверия.
Интеграция в Евросоюз ускорит трансформацию Украины в центрально-европейскую страну. Возвращение миллионов украинцев из Центральной Европы поспособствует этому.
Быть украинцем сегодня означает быть частью общества, которое развивает мировоззренческие векторы и борется против внешнего врага, показывая себе и миру большие достижения и потенциал для будущего.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.