В Верховной Раде предлагают сменить регулятора игорного бизнеса. Это было первым пунктом плана главы Минцифры Михаила Федорова. Что изменит законопроект о ликвидации КРАИЛ
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Кабинет министров подал на рассмотрение Верховной Рады законопроект №9256. Суть – ликвидировать Комиссию по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ) и создать вместо нее новый орган. Сроки сжатые – новый регулятор должен появиться в течение месяца со дня принятия закона, новая нормативная база – в течение трех. Сам КРАИЛ работает чуть более двух лет.
В последние месяцы украинская «игорка» живет от скандала к скандалу, а начатая в 2020-м легализация отрасли буксует. Ликвидация КРАИЛ – первый пункт в новом «рецепте» реформы от вице-премьера и главы Минцифры Михаила Федорова. Его министерство занимается азартным бизнесом с лета 2022-го, первая попытка изменить правила игры не нашла отклика в парламенте.
«Решение позволит устранить человеческий фактор в выдаче лицензий – процесс станет автоматическим и будет происходить по четким критериям», – прокомментировал документ Федоров в соцсетях. Как он и чиновники предлагают совершить апгрейд регулятора? Разбор законопроекта от Forbs.
Что предлагает Кабмин
В настоящее время КРАИЛ – это коллегиальный орган из семи человек. Комиссия может принимать решения только при наличии кворума – по крайней мере, пяти членов. Если кто-то из них выбывает, замену должны найти на открытом конкурсе, который на практике может занять достаточно много времени.
«Ситуации с блокированием работы коллегиального органа из-за отсутствия кворума случались не впервые», – аргументируют авторы законопроекта в пояснительной записке. Фактически комиссия заблокирована и сейчас.
В конце февраля 2023-го по собственному желанию с должности члена КРАИЛ уволился Геннадий Новиков. С тех пор КРАИЛ не выдает лицензий и не забирает их у Parimatch, Pokermatch и Pointloto, попавших под санкции СНБО еще 10 марта.
Правительство предлагает убрать коллегиальность регулятора, а всю ответственность за принятые решения возложить на его руководителя. После принятия закона полномочия комиссии, ее членов и руководства прекращаются. В течение месяца Кабмин должен создать новый госорган, в который перейдет бюджет КРАИЛ. Параллельно три месяца отводится для принятия специфической нормативной базы под нового регулятора. Forbes обратился за деталями к руководству Минцифры, однако не получил ответ на момент публикации материала.
Сейчас в Украине работают 32 легальных организатора азартных игр – казино, букмекеров, залов игровых автоматов и т.д. За все время работы КРАИЛ выдала 4633 лицензии (львиная доля – на игровые автоматы и столы). Они останутся в силе и после реформы. Где тут автоматизация, о которой упоминал Федоров?
Цена вопроса
Какие расчетные объемы «белого» игорного бизнеса в Украине
Заместитель главы Нацбанка Дмитрий Олейник заявил, что регулятор оценивает ежемесячный объем игровой индустрии в 12-15 млрд грн. Топ-менеджер крупной компании беттинга сообщил, что когда нет больших спортивных событий, объемы составляют около 7 млрд грн. Обычный объем операций проходящего через банковскую систему азартного бизнеса – 7-9 млрд грн в месяц, говорил Forbes собеседник по топ-менеджменту одного из банков.
В феврале 2023-го букмекеры заплатили 312 млн грн налогов, это почти половина того, что уплатила индустрия за весь 2022 год – 730 млн грн.
Решает ли все вопросы апгрейд регулятора
Ранее Федоров называл КРАИЛ сущностью, которая вообще не нужна. «Если есть исчерпывающие правила, кто может получить лицензию, нужно это делать автоматизированно: в реестре проверять данные о компании и регистрировать», – пояснял он в эфире ютуб-проекта Forbes «Business Breakfast с Владимиром Федориным».
Изменять условия лицензирования исходя из текста законопроекта его авторы не планируют. Однако предлагают опцию подачи заявления на получение лицензии через госпортал электронных услуг «Дія».
Заместитель Федорова Александр Борняков называет выдачу лицензий одним из наиболее коррумпированных этапов в игровой сфере. А автоматизация процессов снизит коррупционные риски. «Мы планируем изменить подход предоставления разрешений и лицензий на декларативное представление договора», – сообщает он.
Нынешний руководитель КРАИЛ Иван Рудый настроен скептически. «Я не понимаю КПД этого закона», – говорит он о правительственной инициативе, добавляя, что не видит, какие проблемы она решает.
«У данной реформы есть две нерешенные проблемы: принятие налогового закона и запуск государственной системы онлайн-мониторинга, и тогда это будет круто», – поясняет Рудый. Эта дискуссия между игорным бизнесом и государством длится более трех лет.
Речь идет о налоговом законопроекте 2317-д, принятом в первом чтении еще в июле 2021-го. Публично его поддерживают все крупные легальные игроки рынка, однако из-за ряда препятствий документ «завис» в парламенте.
Другой вопрос – IT-система онлайн-мониторинга, разработкой которой занимается КРАИЛ. Это специфический софт, позволяющий в режиме реального времени отслеживать потоки платежей игорных компаний и подводить GGR – разницу между суммой всех ставок и выигрышей клиентов.
В 2022 году КРАИЛ получила на разработку IT-системы 17,8 млн грн в рамках Национальной программы информатизации. С началом российского вторжения деньги вернулись в резервный фонд госбюджета. Однако Рудый утверждает, что система уже готова к тестовому внедрению. Назвать подрядчика и источник финансирования он отказывается.
В начале марта представители восьми гемблинговых компаний встретились с депутатами Налогового комитета ВР и согласились протестировать эту систему на своих ресурсах и оплатить услуги разработчика, сообщил Forbes присутствовавший на встрече нардеп. Сумма, по словам еще одного присутствующего топ-менеджера одной из крупнейших беттинговых компаний, – $1,5 млн.
Рудый эту информацию не подтверждает и не опровергает, добавляя, что Комиссия искала альтернативные источники финансирования у международных доноров. Игорный бизнес тоже предлагал помощь, чтобы ускорить разработку системы. «Было обращение от почти всех операторов, письмо, в котором они предлагали выступать поставщиком определенного ресурса», – говорит он.
Однако есть возможность, что новый регулятор администрировать систему не будет. Правительственный законопроект предлагает ему только обеспечивать ее функционирование. Что мешает КРАИЛ запустить софт на реальном бизнесе прямо сейчас? Отсутствие кворума, резюмирует Рудый.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.