Вторжение бросило вызов украинским компаниям – быстро и эффективно научить работников первой помощи. Как это сделать, когда сотрудников много, и они находятся в разных городах? Выход нашли, соединив тренинги, онлайн-курсы и вебинары. Вот как бизнесы делают обучение действенным.
Три года назад в киевском магазине Rozetka мужчина потерял сознание и перестал дышать. Работники распознали сердечный приступ и оказали первую помощь: сделали массаж сердца, искусственное дыхание и провели сердечно-легочную реанимацию, используя дефибриллятор. Мужчина выжил.
Своевременно оказанная первая помощь спасает жизнь и во время войны. Украинские компании это поняли и начали массово учить своих работников. После начала вторжения полторы тысячи работников SoftServe прошли онлайн-тренинг по оказанию медицинской помощи, а на офлайн-занятиях в разных городах Украины научились более 600 работников. Rozetka начала обучение по оказанию первой помощи пострадавшим во время ракетных или артиллерийских обстрелов для 662 сотрудников компании. «Мы ставим целью научить прежде всего работников точек выдачи, чтобы они могли оперативно оказать помощь в кризисной ситуации», – говорит руководитель департамента «Розница» Rozetka Елена Заболотная.
Спрос на услуги инструкторов первой помощи рос еще при угрозе вторжения. «Перед войной мы испытали наибольшую нагрузку в нашей истории – люди беспокоились о своей безопасности и просили работодателя о них позаботиться, проведя тренинг», – говорит Федор Сердюк, основатель компании FAST, которая обучает бизнесы, в том числе и первой помощи. Какие бизнесы хотели учиться? На один запрос от крупного клиента в FAST приходилось десять запросов от небольших команд. В настоящее время компания обучает 170 брендов в Украине.
Центр тактической медицины «КоЛеСо» обучает преимущественно военных, но на каждое занятие допускают около 20% гражданских из разных бизнесов. «Спрос безумный, – констатирует руководитель центра Александр Хижняк. – У нас список ожидания из 500 человек из компаний». «КоЛеСо» выбирает сначала тех, кому это наиболее нужно, и ставит в начало списка.
Бизнес и раньше обучал работников первой помощи, однако отношение компаний к тренингам отличается до сих пор. «Часть воспринимает их как развлечение: вчера йога, сегодня первая помощь, завтра чайная церемония, – говорит Сердюк. – Топ-менеджмент лишь некоторых компаний верит в необходимость такого обучения и рассматривает его как элемент безопасности». Перед сторонниками последнего подхода два пути – учиться оказывать первую помощь в гражданской жизни или на поле боя. То есть компании следует определиться, к каким обстоятельствам должны быть готовы ее работники: условно остановить кровотечение, вызванное травмой на производстве или взрывом от удара ракеты.
Сколько стоят тренинги медицинской помощи для компаний
Нажмите «Читать больше»
Однодневный тренинг от FAST для 20 человек в прошлом году стоил около $1000. За несколько месяцев до вторжения цены выросли примерно на 10%.
Учебно-тренировочный центр тактической медицины «КоЛеСо» обучает первой помощи бесплатно, но в приоритете военные и люди из критической инфраструктуры. За одно занятие инструкторы тренируют 100 человек, только 20% из которых – гражданские.
Стоимость тренинга Общества Красного Креста для бизнесов колеблется от 1800 грн до 39 600 грн. К примеру, 6-часовое обучение для 12 участников обойдется в 7950 грн.
Акцент на эффективности
Как не просто научить большое количество работников в разных городах, но и сделать это эффективно? Компании ищут ответ в сочетании онлайн и офлайн. «Во время войны очень важно поддерживать друг друга, поэтому мы начали обучение всех работников», – говорит Заболотная из Rozetka. Первой помощью можно овладеть, выбрав один из трех форматов: офлайн или онлайн-тренинг продолжительностью 6 часов и онлайн-семинар продолжительностью 4 часа.
В Креди Агриколь Банк можно пройти онлайн-тренинг, но сейчас предпочитают офлайн-формат. Обучением для работников от Красного Креста воспользовались 84 сотрудника. «Важно, что тренинг именно практический – каждый участник обязательно отрабатывает все упражнения на манекенах или парах», – рассказывает руководитель департамента бренда и коммуникаций Креди Агриколь Банк Виктория Торяник.
В агрохолдинге Kernel обучение состоит из двух частей: теоретической и практической. В преддверии тренинга участники получают онлайн-курс и дополнительные видеоматериалы по протоколу MARCH. Основная задача практических занятий – сформировать навыки остановки кровотечения за 45 секунд, потому что именно этот вид травм наиболее распространен на поле боя. «Обеспечиваем участников качественными турникетами CAT Gen 7. Также в учебную программу входят инструменты для работы с травмами от взрывов и проникающими ранениями», – рассказывает руководитель департамента персонала Kernel Наталья Теряхина.
Дополнительно для работников в Kernel провели серию вебинаров по оказанию первой медицинской помощи от FAST. Насколько эффективно только онлайн-обучение? «Это вынужденная мера, на которую мы можем пойти, если офлайн людей собрать невозможно, – рассказывает Сердюк. – Мы всегда предлагаем офлайн-обучение, как бы трудно ни было его организовать. Оно более эффективно».
Компании создают группы быстрого реагирования на предприятиях – это работники, которых научат более продвинутому уровню медицинской подготовки. Такие проекты FAST готовит для нескольких промышленных предприятий нефтегазовой отрасли, среди которых «Укртранснафта».
Как еще инструкторы делают так, чтобы обучение точно запомнилось? Создают симуляторы чрезвычайных обстоятельств. «У нас есть помещение, где раздается взрыв и лежит куча «раненых». Гражданские должны оказать помощь так, чтобы сохранить человеческую жизнь до приезда помощи», – рассказывает руководитель «КоЛеСа» Александр Хижняк.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.