Релокировав команды в безопасные места, бизнесы оказались перед новой задачей: быстро организовать рабочие пространства, которые были бы удобными и стимулировали производительность. Кто-то строит для этого новые офисы, кто-то реорганизует уже существующие, кто-то обживает временные убежища. Как должен выглядеть успешный «военный» офис? Опыт украинских и международных компаний.
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком
Новый формат рабочего пространства
Чтобы обеспечить безопасное место для работы сотрудников из регионов, где ведутся активные боевые действия, в марте 2022 года технологическая компания Intetics открыла новый офис во Львове. Локацию разместили на территории бывшего завода «Кинескоп».
Офисы Intetics в Киеве, Харькове, Львове и Одессе остаются открыты. Впрочем, осознавая риски, компания призывает команду переезжать в более безопасные места. Сотрудники могут выбрать страну или город для релокации, объясняет HRD Intetics Лидия Кубрина. За время боевых действий специалисты Intetics вместе с семьями переехали во Львов, на Волынь, в другие западноукраинские локации и за границу: в Польшу, Молдову, Словакию.
Семь временных офисов в Черновцах, Ивано-Франковске, Хмельницком, Львове, Виннице и Одесской области открыли Luxoft. Пространства рассчитаны более чем на 200 человек. 70% от этого количества работает оттуда каждый день, подсчитали в компании. Главные офисы в Киеве, Одессе и Днепре продолжают функционировать.
Как еще компании реформируют офисы во время войны? На время эвакуации компания Sigma Software закупила во львовский офис – один из пяти работающих – спальники, подушки, пледы, зарядки, полотенца и т. д. Сотрудники могли определенное время пожить там, но в основном офис пытались организовать как место для работы. Sigma Software арендовала базы отдыха в Моршине и Трускавце, где для работы обустроила коворкинги.
Самостоятельно ситуативный офис создали и 3DLook. Часть команды стартапа живет и работает в гостинице в Ужгороде, где арендовали конференц-зал. Сотрудники перепрофилировали его под рабочее пространство. «Этот зал в отеле давно не использовался, поэтому команда что-то немного подремонтировала, что-то установила, – рассказывает VP of People в 3DLook Ксения Прогожина. – Мы шутим, что наши ребята оставят отель в очень неплохом состоянии, когда уедут домой».
Еще одна стратегия – временное перемещение команд в собственные офисы на западе страны. Credit Agricole переформатировал два отделения во Львове и Ивано-Франковске в хабы для сотрудников из других городов, их семей и животных. В хабах предусмотрены жилые и офисные помещения. Таким образом провели релокацию в «Киевстаре»: 211 семей сотрудников компании живут и работают во временном жилище в офисах компании на западе Украины.
Epam превратил свои западные офисы и коворгинги в шелтеры. Таким образом реформировали пространство во Львове, Черновцах и Ивано-Франковске, развернули локацию в Надворной. Еще два временных шелтера работают в Виннице и Днепре. В марте компания открыла дополнительный офис в Ужгороде.
Создать «военный» офис
Что нужно, чтобы обустроить временный офис для команды? Чтобы помещение поддерживало эффективность команды, Intetics пытался сделать его максимально комфортным. Высокие потолки здания бывшего завода, где компания развернула новый офис, делают его просторным и помогают зонированию. Команда работает в опенспейсе, оборудованном эргономичной мебелью. Отделены комната для переговоров и зона отдыха. Пространство кухни разделили и построили над ней кабинет.
Создавая офисы на базах отдыха в Моршине и Трускавце, в Sigma Software понимали: это временное решение. Компания сосредоточилась на рабочих зонах, отказываясь от больших переговорных комнат, теннисных и игровых столов, привычных для коллектива до войны. Одно из довоенных офисных решений осталось: в Sigma Software отказываются от open space в пользу кабинетной системы с небольшими митинг-румами и зонами отдыха.
Epam разделил рабочие зоны и зоны отдыха во львовском офисе на этажи. На некоторых установили кровати, надувные матрасы и мобильные перегородки, чтобы временные жильцы могли отделить территорию для отдыха, на других размещены рабочие места. На первом этаже проходят кинопоказы.
За каждым из новых офисов Luxoft закреплен координатор, который, в частности, информирует специалистов о расположении ближайших убежищ. В рабочих пространствах работает ресепшен, отвечающий за обеспечение всем необходимым.
Еще один актуальный во время войны вопрос для компаний – сохранение фокуса и морали у команды. Здесь офисы также могут пригодиться. Сотрудникам 3DLook удается поддерживать сосредоточенность и боевой дух благодаря самому факту, что они уехали вместе с родными и близкими и оказались на одной территории со своей командой, считает Прогожина. «Коллективная поддержка очень помогла, – добавляет VP of People стартапа. – Команда проводит вечера с детьми, отдыхают вместе на выходных – например, ездили в Ужгородский замок». Открытие новых комфортных пространств позволило сфокусироваться и вернуться к привычному темпу работы, согласны в Luxoft.
Подобной логики придерживаются в Intetics. Их сотрудники могут работать удаленно, однако компания поощряет живое общение. «Небольшие радости в виде посиделок с коллегами за чашкой чая или общий обед хорошо разбавляют рабочий день, позволяя отдохнуть», – считает HRD компании Лидия Кубрина.
Офисы и коворкинги Sigma Software стали дружественными к домашним животным: это важно для тех, кто переехал с любимцем. В компании поддерживают команду, наполняя офисы брендированной продукцией, украшая пространства зелеными насаждениями и устанавливая мебель, разработанную специально для компании. Частично эта мебель перевезена из харьковского офиса. Это важно, ведь эргономичная мебель – одна из составляющих, обеспечивающая эффективность работы, считают в Sigma Software.
Еще один элемент производительности – хорошая техника, отмечают в компании. Часть вывезли из Киева и Харькова, а во львовском офисе оборудовали хаб, в котором быстро можно заменить устаревшую или сломанную технику. Важен быстрый интернет, это отмечают почти все компании. «Сначала у нас были большие проблемы со связью», – вспоминает Прогожина. Благодаря программе Минцифры в выездных офисах 3DLook и Sigma Software появился Starlink.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.