Сергій Коваленко, Yasno /пресс-служба ДТЕК
Категория
Компании
Дата

Yasno и амбициозно. Трейдер Ахметова увеличил продажи электроэнергии бизнесу на 27%. Достаточно ли иметь за спиной ДТЭК, чтобы выигрывать конкуренцию у Коломойского и Григоришина

Выходец из банковского сектора Сергей Коваленко сделал ставку на диджитализацию и наращивание доли бизнес-клиентов Фото пресс-служба ДТЕК

Yasno – пока второй после D.Trading трейдер самого богатого украинца Рината Ахметова. Но это только подпитывает амбиции СЕО компании Сергея Коваленко. Меньше чем через год компания увеличила на четверть поставки электричества бизнесу в регионах, где исторически доминировали поставщики Игоря Коломойского, Игоря Суркиса и Константина Григоришина. Главное преимущество компании – ДТЭК за спиной, производящий чверть электричества в стране. Есть ли у Yasno другие преимущества

В регионах еще не все знают, что поставщика можно менять хоть ежемесячно, возмущается СЕО Yasno Сергей Коваленко. «Ездим в областные центры, собираем бизнесы, предлагаем сотрудничество, – говорит он. – Это как политическое ралли в США».

Yasno – бренд, под которым с 2019-го объединились энергосбыты группы ДТЭК Рината Ахметова. Компания поставляет газ и электричество для 3,5 млн бытовых клиентов в Киевской, Днепропетровской и Донецкой областях. В этом году Yasno открыла офисы во Львовской, Одесской и Винницкой областях.

Накануне российского вторжения Yasno возглавил выходец из банковского сектора Сергей Коваленко. Он сделал ставку на диджитализацию и наращивание доли бизнес-клиентов.

В этом сегменте рынка доминирует другой трейдер ДТЭК – D.Trading. В прошлом году эта компания получила 144,2 млрд грн выручки при 6,2 млрд грн прибыли.

Зачем Ахметову второй трейдер? «Мы не конкурируем, – уверяет Коваленко. – D.Trading продает электричество крупным промышленным потребителям, а мы делаем ставку на малый и средний бизнес». Бизнес-модель Yasno, по словам Коваленко, более устойчива. «Лучше иметь 1000 малых клиентов, чем 10 крупных, когда потеря хотя бы одного из них может убить твой бизнес», – объясняет он.

В 2022 году консолидированный доход Yasno – 52,6 млрд грн при прибыли 261 млн грн. На продажи бизнеса в прошлом году пришлось менее трети доходов – 14,7 млрд грн, по данным компании.

Уже в этом году пропорция может существенно измениться. С начала 2023 года Yasno нарастила продажи бизнес-клиентам на 27%, или на 100 млн кВт⋅ч, до 472 млн кВт⋅ч в месяц, по данным компании. Пресс-служба компании не успела уточнить до публикации статьи, каков рост в денежном измерении.

«Yasno – из структуры ДТЭК», – возмущается топ-менеджер одной из компаний-поставщиков на правах анонимности из-за чувствительности вопроса. «Они могут брать электроэнергию напрямую у своей генерации. Это и есть их преимущество», – добавляет он. Есть ли у Коваленко другие козыри в рукаве?

Сергей Коваленко, Yasno /пресс-служба ДТЕК

Yasno не конкурирует с D.Trading, уверяет Сергей Коваленко Фото пресс-служба ДТЕК

Почему выстрелила Yasno Ахметова

Как Yasno удается переманивать клиентов в регионах, где десятилетиями электричество поставляли аффилированные с крупными бизнесменами компании? Узнаваемость бренда, система продаж, диджитализация и новый для Украины продукт с фиксированной ценой электричества на полгода – перечисляет Коваленко преимущества Yasno перед конкурентам.

Главной фишкой Коваленко считает возможность подключения онлайн без контакта с сотрудником компании. «Ни у кого на рынке такого нет, – говорит он. – К этому уже пришел банкинг, а рынок электроэнергии будет идти еще несколько лет».

Нужно ли это бизнесу? Еще пока нет. Предпринимателям более важна низкая цена и стабильность. HD- group и Novus выбрали Yasno на тендерах благодаря самой низкой цене. Столичная ресторанная сеть La Familigia – благодаря стабильности компании.

Банкротство поставщиков, по словам руководителя департамента эксплуатации Novus Руслана Руденко – распространенная в Украине проблема, наносящая компаниям ущерб. «Приходится потом долго судиться, чтобы вернуть предоплату», – говорит он. «Год сотрудничества показал: Yasno выполняет свои обязательства», – подтверждает Николай Гончаров, руководитель департамента закупок HD-group.

У La Familigia раньше тоже был отрицательный опыт сотрудничества с другими поставщиками. «Потом возникали проблемы: поставщик без предупреждения повышал собственную маржу, не учитывал переплату», – говорит руководитель отдела эксплуатации сети La Familigia Артем Антипов.

Yasno планирует закрепить статус стабильной компании. С мая компания предлагает клиентам новый сервис – фиксированную цену на шесть месяцев. «Если цена на рынке растет, то мы теряем, а если падает, то зарабатываем», – объясняет Коваленко.

Со своей стороны, продолжает он, бизнес получает стабильную цену на полгода, чего в Украине до сих пор не было, но распространено в Европе. «В ЕС работает биржа и есть форвардные контракты», – говорит Коваленко.

Остальные поставщики пока не готовы так рисковать. «Слишком рискованно», – говорит Роман Гаменица, руководитель «Энера Чернигов». Другой поставщик, «Энергум», фиксирует цену максимум на три месяца, говорит коммерческий директор Сергей Лотохов.

Фундамент роста Yasno – электроэнергия от аффилированной компании «ДТЭК Энерго», говорит топ-менеджер одной из компаний-поставщиков на правах анонимности из-за чувствительности вопроса. «Это может быть секретом их фиксированных цен на полгода», – говорит он. Однако подтвердить это сложно. «Их закупочные цены проверить извне невозможно, ведь это не покупка на бирже», – добавляет он. У Yasno никогда не было прямых контрактов с «ДТЭК Энерго», сообщила пресс-служба компании. По закону «О рынке электроэнергии» «ДТЭК Энерго» продает все генерируемое электричество на бирже, добавили в пресс-службе.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине