Олексій Зозуля, СЕО «Фокстрот» /пресс-служба Фокстрот
Категория
Компании
Дата

«Закрыли 100 магазинов, но восстановили 60». «Фокстрот» сознательно сократил сеть ради выживания всего бизнеса. Как это сработало, рассказывает СЕО Алексей Зозуля

пресс-служба Фокстрот

Сеть «Фокстрот» значительно сократилась с начала вторжения РФ. Но сейчас открывает новые магазины электроники, в том числе на месте конкурентов из Eldorado. Восемь вопросов СЕО «Фокстрот» Алексею Зозуле.

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Октябрь выдался для «Фокстрота» продуктивным – ритейлер вернулся в Борисполь и Херсон, расширяет присутствие на Западе и планирует открытие нового магазина в Киеве.

Но нынешняя активность – скорее, восстановление утраченных позиций, чем агрессивная экспансия. Сейчас у «Фокстрота» 121 физический магазин в 67 городах Украины. И это на четверть меньше, чем до полномасштабного вторжения РФ.

Во время подготовки последнего номера журнала, вышедшего в ноябре, Forbes спросил «Фокстрот», как сеть возобновляется после шока 2022-го, планирует ли добиться компенсации от РФ и какие товары сейчас наиболее популярны у украинцев.

Мы получили письменные комментарии от СЭО Алексея Зозули. Публикуем ответы, не вошедшие в печатный номер.

Какова сумма ущерба у «Фокстрота» от российской агрессии по состоянию на осень 2023-го?

Сумма ущерба компании составляет около 1 млрд грн. После того, как мы поняли, что склада в Гостомеле больше нет (главный склад компании площадью 33 000 кв. м, – Forbes), а соответственно, и трети товарных активов компании, нужно было решать, как выжить и двигаться дальше. Сумма долга перед поставщиками из-за уничтоженного товара достигала 650 млн грн.

Как вы договорились с поставщиками по поводу долга?

Первые полгода войны пришлось договариваться по всем вопросам: о компенсации расходов на товар, потерянный на центральном складе – с вендорами, об аренде локаций – с арендодателями, с собственным персоналом и, конечно, с покупателями. Необходимо было заверить их, что мы продолжаем работать и на нас можно рассчитывать.

Со всеми достигли компромисса: с поставщиками договорились об отсрочке долга, с другими партнерами нашли разные способы решения проблемы.

Склад «Фокстрота» в Гостомеле.

Уничтоженный склад «Фокстрота» в Гостомеле. Предоставлено пресс-службой сети

Сколько магазинов пострадало вследствие войны? Какую часть удалось восстановить?

До 24 февраля сеть «Фокстрот» оперировала 169 магазинами. В результате вражеских атак нанесен ущерб, как минимум, 20. Полностью было разрушено шесть. Из них два в Харькове – наш флагман на Вернадского и ТРЦ «Караван», в Херсоне – ТРЦ Fabrika, два в Мариуполе, Мелитополе. Треть мы восстановили.

Много ли магазинов остается в оккупации? Какова их судьба?

На временно оккупированной территории – семь торговых точек. В части из них – Энергодаре, Токмаке, Бердянске – из-за отказа персонала сотрудничать с оккупационными властями магазины были опечатаны местными коллаборантами и, с высокой вероятностью, разграблены.

Другие магазины пострадали во время боевых действий, например, в оккупированном Рубежном. Уничтожен ТРЦ в оккупированной Новой Каховке, где также был наш магазин. Неизвестна конечная судьба магазина в Лимане.

Сколько магазинов закрыли, как выбирали, какие нужно закрывать?

Планировать работу с теми ресурсами, которые у нас остались после понесенного ущерба, было сложно. Для этого мы приняли финансовую модель на целый год, предполагавшую правильное управление каждой гривней. Жестко придерживались этой модели. В результате в первые месяцы 2022 года закрыли 100 магазинов, но впоследствии восстановили 60.

Это было осознанное решение – закрыть часть точек, поскольку у нас не было достаточного товара и финансов, чтобы поддерживать их функционирование. Здесь руководствовались принципом экономической целесообразности, географии расположения и ситуации безопасности.

Отметим, что в том финансовом плане мы не сократили расходы компании на помощь Силам обороны Украины, за время полномасштабного вторжения компания передала защитникам техники на 20 млн грн.

Насколько сложно было сознательно «отрезать часть тела» компании?

Нужно было преодолеть психологический барьер, чтобы самостоятельно отказаться от какой-то части бизнеса ради выживания компании в целом. Но тогда мы думали в обратном направлении. И это было верное решение. Соблюдение этой модели позволило нам до «высокого» сезона (октябрь–январь) решить все задачи, оздоровить свою экономику и успешно пройти ее, даже несмотря на блэкауты.

К началу 2023 года у нас уже стабильно работало 114 магазинов. В ноябре эта цифра составляет 121. К концу календарного года она увеличится еще на несколько магазинов. Как раз к годовщине освобождения города от оккупантов, с 9 ноября, возобновили полноценную работу магазина в Херсоне, который работал в формате точки выдачи онлайн-заказов), а в скором времени – планируем грандиозное открытие нового «Фокстрота» в столичном ТРЦ Ocean Plaza. В декабре откроем еще один магазин в Стрые Львовской области.

Магазин «Фокстрот» в Херсоне

Магазин «Фокстрот» в Херсоне. Предоставлена пресс-службой сети

Как менялся спрос на бытовую технику и электронику с начала войны? Вернулся на довоенные показатели или гораздо меньше?

В 2022 году продажи в гривне сократились на 20–25% год к году, в штуках – на 30–35%. Произошло существенное перераспределение спроса в сторону портативных гаджетов, вызванное вынужденной миграцией украинцев и запросом на мобильную электронику для фронта. Ближе к концу года началось постепенное восстановление традиционного спроса, к которому добавились зарядные станции и аналогичные товары.

За девять месяцев 2023 года рынок потребительской электроники и бытовой техники восстановился до уровня 2021-го в гривневом эквиваленте, в натуральном выражении наблюдается падение на 25% к довоенному периоду. Очевидно, что наибольший рост из года в год произошел в период февраль–апрель, поскольку в начале полномасштабного вторжения в 2022-м рынок максимально сократился.

В 2023-м по сравнению с военным 2022-м больше всего рос спрос на товары по уходу за домом, для кухни и развлечений дома. Предрасполагающими факторами стало прекращение блэкаутов, возвращение части наших соотечественников в свои дома и существенное уменьшение угрозы вторжения врага в ряд регионов страны.

«Фокстрот» планирует включение убытков на 1 млрд грн в те, которые должно компенсировать государство-агрессор. Как должна проходить процедура? Когда вы реально оцениваете возможность получения компенсации убытков от РФ?

Первое, что мы сделали, когда получили известие о потерях активов, начали это фиксировать и документировать, где это было возможно. Была задействована группа юристов и финансистов, подготовивших пакет документов и подробный отчет.

Мы ожидаем, что в обозримом будущем будет разработан и наработан действенный механизм компенсации ущерба, нанесенного агрессором украинскому бизнесу. В рамках этого будем инициировать включение суммы наших убытков в централизованный иск или при наличии успешных кейсов подаваться в суд самостоятельно.

Это точно будет не завтра, а только после безоговорочной победы Украины, в приближение которой сейчас вносит вклад каждый украинский бизнес.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине