Бум стартапов в сферах food delivery и quick commerce создал миллионы рабочих мест курьеров по всему миру. Технологические компании работают над тем, чтобы их сократить – их решения уже активно используются в некоторых штатах США, пишет Ярослав Цыганенко, основатель Dots Platform, SaaS для сферы гиперлокальной комерции
Деливеры-роботы
Тихоходные роботы доставки – компактные транспортные средства на шести колесах, которые двигаются по тротуарам с лимитированной скоростью до 6 км/ч. Это искусственное ограничение, связанное с тем, что в локациях, где они разрешены, роботов фактически приравняли к пешеходам и наделили такими же правами с точки зрения правил дорожного движения.
Один из пионеров этой индустрии, Starship Technologies, работает в кампусе Arizona State University в городе Тампе. Здесь роботы, которые доставляют еду из ресторанов или товары из магазинов – совершенно обычная вещь. Они повсюду: передвигаются студенческими кварталами, ждут зеленого света на пешеходном переходе или следующего заказа вблизи кофейни.
Воспользоваться сервисом можно с помощью приложения Starship. Это маркетплейс, объединяющий местные заведения питания и магазины, обеспечивая роботизированную доставку.
В ходе пользования сервисом я заметил следующие особенности:
- Несмотря на ограничение скорости, робот передвигается достаточно живо. Я прошел вместе с ним путь от ресторана до точки доставки и едва успевал, иногда переходя на бег.
- Замечая препятствие, робот останавливается, анализирует ситуацию, перестраивает маршрут. Я пытался вывести его из строя, внезапно выбегая на дорогу, но он справился.
- В то же время местные, с которыми я общался, говорили, что иногда этим роботам трудно передвигаться из-за скопления людей. Они просто стоят, ждут, и как результат – сильно задерживаются.
- Иногда в одном месте доставки может собраться несколько роботов. Поэтому, чтобы найти своего, можно с помощью приложения активировать мелодию, которая выбирается при заказе.
- Стоимость доставки – $1,99. Радиус ограничен территорией университета.
Тихоходные роботы – уже достаточно оттестированная технология, и единственный вопрос, который для меня до сих пор остается без ответа – смогут ли они выехать за пределы кампусов. Такие компании, как Starship и Kiwibot, работают в идеальных условиях университетов уже более пяти лет, фокусируя свои операции именно на таких локациях. Насколько технологично эти роботы готовы столкнуться со строгой реальностью обычных городов и особенно субурбан-территорий – увидим в ближайшее время.
В декабре 2022 года Cartken, конкурент предыдущих сервисов, объявил о своем запуске в Майами в рамках партнерства с Uber Eats. Однако пока здесь много ограничений: проект работает в отдельном современном микрорайоне Дедленд и только с избранными бизнесами. Информацию о количестве подключенных ресторанов и задействованных роботов компания не афиширует. По схожему принципу UberEats тестирует доставку роботами Serve в Лос-Анджелесе.
Самоуправляемые авто для доставки
Domino’s, мировой лидер по доставке пиццы, заявляет: The future of delivery is self-driving, активно тестируя автономные авто Nuro в Хьюстоне. К сожалению, я еще не успел протестировать этот сервис лично, но его активно рекламируют в Техасе. Вот их 30-секундный ролик.
Nuro – стартап, профинансированный такими гигантами, как SoftBank, Google и Tiger Global Management на общую сумму $2,1 млрд, строит завод вблизи Лас-Вегаса, чтобы производить десятки тысяч таких автономных транспортных средств ежегодно.
Доставка дронами
С конца прошлого года жители некоторых районов вокруг Финикса могут заказывать товары из Walmart и получать их по воздушной почте. Крупнейший ритейлер в США запустил пилотную программу совместно с компанией DroneUp, позволяющую клиентам заказать тысячи товаров и получить их дроном за полчаса. Что интересно – ограничений на сам ассортимент почти нет, к вам могут прилететь даже яйца (но не дракона, потому что действует лимит на максимальный вес).
Мне посчастливилось провести один день с лидером команды DroneUp в Аризоне, Майклом Кларком, и вот несколько интересных фактов и наблюдений:
- В настоящее время пилотный проект Walmart насчитывает 34 локации с потенциалом охвата 4 млн домохозяйств в шести штатах: Аризоне, Арканзасе, Флориде, Техасе, Юте и Вирджинии.
- Сервис работает с 8 утра до 8 вечера. Люди могут заказывать из ассортимента, насчитывающего 15 000 SKU. Стоимость доставки составляет $3,99, а средняя продолжительность полета от взлета до посадки – 6 мин.
- DroneUp не производит дроны, используя устройства, производимые сторонними компаниями, такими как Watts Innovations. Полеты могут быть остановлены из-за скорости ветра более 30 км/ч и дождя. Однако будущие версии летательных аппаратов будут менее уязвимы к погодным условиям.
- Некоторые люди жалуются на шум, который создают летательные аппараты, но, по-моему, реальная громкость не была выше шума двигавшихся по дороге рядом машин.
- Все полеты регулируются Федеральным управлением гражданской авиации (FAA), налагающим определенные ограничения. Например, вес дрона с аккумулятором и грузом лимитирован 55 фунтами (~25 кг). Радиус доставки должен быть не более 1 мили (1,6 км). Каждый полет должен выполнять экипаж в составе трех человек: пилота, второго пилота и наблюдателя. Хотя эти правила не способствуют активному масштабированию проекта, DroneUp и Walmart верят в положительные изменения регулирования. Их долгосрочное видение на два-три года – более 500 посылок каждый день из каждого магазина клиентам в радиусе трех миль.
Самоуправляемые авто, роботы и дроны уже активно интегрируются в быт и привычную жизнь. Они уже вышли за пределы лабораторий и испытательных центров, прямо сейчас меняя логистический ландшафт и создавая экосистему для сверхбыстрой и доступной доставки будущего.
Сегодня ваш робот-пылесос убирает комнату наедине, но, возможно, уже скоро его друг доставит вам пиццу. Которую приготовила его подруга. Но это уже тема моей следующей статьи. О технологиях, которые меняют ресторанный бизнес и процессы на кухне.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.