«Мы уже приехали». «Сільпо» во время войны запустило конкурента Glovo и Bolt Food. Есть ли для него место на рынке монополистов /Коллаж Анна Наконечная
Категория
Инновации
Дата

«Мы уже приехали». «Сільпо» во время войны запустило конкурента Glovo и Bolt Food. Есть ли для него место на рынке монополистов

Коллаж Анна Наконечная

На четвертый месяц полномасштабного вторжения «Сільпо» запустило собственный сервис доставки Loko. Кроме продуктов, там можно заказать блюда из ресторанов-партнеров. Однако Loko еще придется посоревноваться за место в смартфоне пользователей

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Одна из крупнейших продуктовых сетей в Украине «Сільпо», входящая в группу Fozzy Group, планировала запустить сервис быстрой доставки Loko 28 февраля 2022 года. Полномасштабное вторжение перенесло планы на четыре месяца – 13 июня сервис заработал в нескольких районах столицы. С лета сервис расширился на 70% жителей Киева.

«Сільпо» решило сделать не просто еще одну доставку продуктов из своих магазинов, а подключить несколько сотен заведений-партнеров. Фишка сервиса – курьер привезет их в одном заказе. Достаточно ли этого, чтобы закрепиться на рынке?

Доставка на любой вкус

Неожиданный локдаун в 2020-м научил ритейлера скорости – через две недели «Сильпо» запустило онлайн-магазин, через месяц – плановую доставку в более чем 40 городах. Клиент делал заказ и выбирал временной слот доставки. Продукты приезжали через несколько часов или в течение двух дней. В городах-миллионниках заработала также экспресс-доставка за 40 минут.

«Запускали города срочно, наспех и повсюду», – рассказывает Надежда Тарабанова, директор по операционной деятельности отдела электронной коммерции «Сільпо». В преддверии полномасштабного вторжения оба типа доставки «Сільпо» работали в 55 городах. «Все отключилось 24 февраля», – говорит Тарабанова.

Плановую доставку начали возобновлять спустя месяц. Экспресс ждала другая судьба – объединение с еще не запущенным сервисом Loko. Его разработал отдел электронной коммерции «Сільпо» из 20 человек, преимущественно набираемых из TemaBit, IT-компании Fozzy Group, рассказывает Дмитрий Головчук, руководитель департамента «Гостя» отдела электронной коммерции. Сумму инвестиций в Loko компания не раскрывает.

13 июня сервис появился в приложении «Сільпо». К масштабированию подошли более взвешенно, чем во время пандемии. «Сейчас мы себе этого позволить не можем, и мы бы не хотели», – говорит Тарабанова. Десяток дарксторов покрывает 70% населения Киева, подсчитывает маркетинг-директор отдела Марина Брыль.

Ассортимент Loko – 2500 позиций, готовые блюда из «Сільпо» и 250 ресторанов-партнеров, среди которых «Мястория», «Много лосося», «Бармен Диктата» и другие. Около 500 курьеров Loko комбинируют в одной доставке заказы и из супермаркета, и из ресторана. При этом Loko удается доставлять быстро – среднее время составляет 22 мин, приводит данные пресс-служба. Стоимость доставки – 49 грн, заказ от 200 грн – бесплатно.

Средний чек Loko – 450 грн, подсчитала пресс-служба компании. «Он вырос, но из-за инфляции», – говорит Брыль. По количеству заказов на довоенные показатели экспресс-доставки удастся выйти через два месяца, прогнозирует она.

Место под солнцем

Конкурентное преимущество Loko – клиентская база на 1,5 млн пользователей приложения «Сільпо». Его загружают, чтобы воспользоваться бонусной картой, спецпредложениями и акциями. Выиграть дополнительные бонусы можно, покрутив «Колесо удачи», которое ежемесячно крутят десятки миллионов раз, говорит Брыль.

Для «Сільпо», которое в Украине имеет 300 магазинов и ищет путь на рынок Польши, доставка – это не выбор. Материнская компания «Сільпо» закончила 2022 год с чистым убытком в 239,4 млн грн против прибыли в 124,3 млн грн, подсчитал Украинский совет торговых центров. «Доставка – это must have для супермаркета, – говорит совладелец шведско-украинского проекта Develop Your Business Игорь Гут. – И война, и пандемия стимулировали это из-за вопросов безопасности клиентов».

Доля украинцев, предпочитающих офлайн-магазины, сократилась с 83% в 2021-м до 55% в 2022-м, свидетельствует исследование Deloitte. Каждый четвертый респондент не чувствует себя безопасно в магазинах.

Собственную доставку имеют сети супермаркетов АТБ и Varus. Ритейлеры в Киеве также пользуются услугами сервисов Zakaz.ua, Turbo.ua, Glovo Express и т.д. Однако полномасштабная война значительно проредила ряды сервисов доставки продуктов – закрылись Cooker, Goodex. Сервис OVO в первые месяцы занялся сугубо волонтерством. Впоследствии он возобновил работу.

На руку доставке продуктов играет и то, что украинцы стали более экономными. 50% людей стали чаще готовить дома, а 79% – реже посещать рестораны и бары, говорится в исследовании Deloitte.

Loko в цифрах

Loko в цифрах

  • 10 дарксторов
  • 2500 товаров
  • 250 ресторанов-партнеров
  • 450 грн – средний чек
  • 22 мин – среднее время доставки

В сегменте доставки из ресторанов Loko будет непросто. Хотя рынок и восстановился до 70–80%, по подсчетам руководителя Bolt Food Ивана Гринчука, все же места для новичков немного. В начале 2022 года украинский Rocket обанкротился, и рынок поделили между собой испанский Glovo и эстонский Bolt Food.

У иностранных сервисов есть отработанная операционная модель и возможность инвестировать в поддержку, говорит Галина Литош, генеральный директор Foodz Ukraine. Glovo оценивает свою долю на рынке более чем в 50%. Остальные приходятся на Bolt Food и собственные ресторанные доставки. «По количеству заказов мы уже превысили довоенные показатели на 10–15% за счет увеличения нашей доли рынка», – говорит Гринчук из Bolt Food.

С 29 марта среди 2800 заведений Bolt Food появился звездный клиент – фастфуд McDonaldʼs. В 2021 году в некоторые месяцы McDonaldʼs генерировал для своего единственного партнера Glovo чуть ли не столько же заказов, сколько другие рестораны вместе взятые, писал Forbes.

Лидером продаж в Loko является собственная кулинария «Сільпо». Для ресторана-партнера «Мястория» продажи в приложении составляют всего 3–5% к другим агрегаторам. «Такая низкая цифра обусловлена малой картой покрытия, но и в этом они расширяются», – говорит соучредитель ресторана Андрей Усенко.

Следующий шаг Loko – запуститься во Львове, обновить приложение «Сільпо», добавить новый функционал, говорит Головчук. «Планы на 2023 год осторожные, но точно будем двигаться дальше», – говорит Брыль.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине