«Мы уже приехали». «Сільпо» во время войны запустило конкурента Glovo и Bolt Food. Есть ли для него место на рынке монополистов /Коллаж Анна Наконечная
Категория
Инновации
Дата

«Мы уже приехали». «Сільпо» во время войны запустило конкурента Glovo и Bolt Food. Есть ли для него место на рынке монополистов

4 хв читання

Коллаж Анна Наконечная

На четвертый месяц полномасштабного вторжения «Сільпо» запустило собственный сервис доставки Loko. Кроме продуктов, там можно заказать блюда из ресторанов-партнеров. Однако Loko еще придется посоревноваться за место в смартфоне пользователей

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Одна из крупнейших продуктовых сетей в Украине «Сільпо», входящая в группу Fozzy Group, планировала запустить сервис быстрой доставки Loko 28 февраля 2022 года. Полномасштабное вторжение перенесло планы на четыре месяца – 13 июня сервис заработал в нескольких районах столицы. С лета сервис расширился на 70% жителей Киева.

«Сільпо» решило сделать не просто еще одну доставку продуктов из своих магазинов, а подключить несколько сотен заведений-партнеров. Фишка сервиса – курьер привезет их в одном заказе. Достаточно ли этого, чтобы закрепиться на рынке?

Доставка на любой вкус

Неожиданный локдаун в 2020-м научил ритейлера скорости – через две недели «Сильпо» запустило онлайн-магазин, через месяц – плановую доставку в более чем 40 городах. Клиент делал заказ и выбирал временной слот доставки. Продукты приезжали через несколько часов или в течение двух дней. В городах-миллионниках заработала также экспресс-доставка за 40 минут.

«Запускали города срочно, наспех и повсюду», – рассказывает Надежда Тарабанова, директор по операционной деятельности отдела электронной коммерции «Сільпо». В преддверии полномасштабного вторжения оба типа доставки «Сільпо» работали в 55 городах. «Все отключилось 24 февраля», – говорит Тарабанова.

Плановую доставку начали возобновлять спустя месяц. Экспресс ждала другая судьба – объединение с еще не запущенным сервисом Loko. Его разработал отдел электронной коммерции «Сільпо» из 20 человек, преимущественно набираемых из TemaBit, IT-компании Fozzy Group, рассказывает Дмитрий Головчук, руководитель департамента «Гостя» отдела электронной коммерции. Сумму инвестиций в Loko компания не раскрывает.

13 июня сервис появился в приложении «Сільпо». К масштабированию подошли более взвешенно, чем во время пандемии. «Сейчас мы себе этого позволить не можем, и мы бы не хотели», – говорит Тарабанова. Десяток дарксторов покрывает 70% населения Киева, подсчитывает маркетинг-директор отдела Марина Брыль.

Ассортимент Loko – 2500 позиций, готовые блюда из «Сільпо» и 250 ресторанов-партнеров, среди которых «Мястория», «Много лосося», «Бармен Диктата» и другие. Около 500 курьеров Loko комбинируют в одной доставке заказы и из супермаркета, и из ресторана. При этом Loko удается доставлять быстро – среднее время составляет 22 мин, приводит данные пресс-служба. Стоимость доставки – 49 грн, заказ от 200 грн – бесплатно.

Средний чек Loko – 450 грн, подсчитала пресс-служба компании. «Он вырос, но из-за инфляции», – говорит Брыль. По количеству заказов на довоенные показатели экспресс-доставки удастся выйти через два месяца, прогнозирует она.

Место под солнцем

Конкурентное преимущество Loko – клиентская база на 1,5 млн пользователей приложения «Сільпо». Его загружают, чтобы воспользоваться бонусной картой, спецпредложениями и акциями. Выиграть дополнительные бонусы можно, покрутив «Колесо удачи», которое ежемесячно крутят десятки миллионов раз, говорит Брыль.

Для «Сільпо», которое в Украине имеет 300 магазинов и ищет путь на рынок Польши, доставка – это не выбор. Материнская компания «Сільпо» закончила 2022 год с чистым убытком в 239,4 млн грн против прибыли в 124,3 млн грн, подсчитал Украинский совет торговых центров. «Доставка – это must have для супермаркета, – говорит совладелец шведско-украинского проекта Develop Your Business Игорь Гут. – И война, и пандемия стимулировали это из-за вопросов безопасности клиентов».

Доля украинцев, предпочитающих офлайн-магазины, сократилась с 83% в 2021-м до 55% в 2022-м, свидетельствует исследование Deloitte. Каждый четвертый респондент не чувствует себя безопасно в магазинах.

Собственную доставку имеют сети супермаркетов АТБ и Varus. Ритейлеры в Киеве также пользуются услугами сервисов Zakaz.ua, Turbo.ua, Glovo Express и т.д. Однако полномасштабная война значительно проредила ряды сервисов доставки продуктов – закрылись Cooker, Goodex. Сервис OVO в первые месяцы занялся сугубо волонтерством. Впоследствии он возобновил работу.

На руку доставке продуктов играет и то, что украинцы стали более экономными. 50% людей стали чаще готовить дома, а 79% – реже посещать рестораны и бары, говорится в исследовании Deloitte.

Loko в цифрах

Loko в цифрах

  • 10 дарксторов
  • 2500 товаров
  • 250 ресторанов-партнеров
  • 450 грн – средний чек
  • 22 мин – среднее время доставки

В сегменте доставки из ресторанов Loko будет непросто. Хотя рынок и восстановился до 70–80%, по подсчетам руководителя Bolt Food Ивана Гринчука, все же места для новичков немного. В начале 2022 года украинский Rocket обанкротился, и рынок поделили между собой испанский Glovo и эстонский Bolt Food.

У иностранных сервисов есть отработанная операционная модель и возможность инвестировать в поддержку, говорит Галина Литош, генеральный директор Foodz Ukraine. Glovo оценивает свою долю на рынке более чем в 50%. Остальные приходятся на Bolt Food и собственные ресторанные доставки. «По количеству заказов мы уже превысили довоенные показатели на 10–15% за счет увеличения нашей доли рынка», – говорит Гринчук из Bolt Food.

С 29 марта среди 2800 заведений Bolt Food появился звездный клиент – фастфуд McDonaldʼs. В 2021 году в некоторые месяцы McDonaldʼs генерировал для своего единственного партнера Glovo чуть ли не столько же заказов, сколько другие рестораны вместе взятые, писал Forbes.

Лидером продаж в Loko является собственная кулинария «Сільпо». Для ресторана-партнера «Мястория» продажи в приложении составляют всего 3–5% к другим агрегаторам. «Такая низкая цифра обусловлена малой картой покрытия, но и в этом они расширяются», – говорит соучредитель ресторана Андрей Усенко.

Следующий шаг Loko – запуститься во Львове, обновить приложение «Сільпо», добавить новый функционал, говорит Головчук. «Планы на 2023 год осторожные, но точно будем двигаться дальше», – говорит Брыль.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд