Битва за 450 млн посылок с Новой Почтой и Укрпочтой. Как работает рынок доставки в Украине – интервью СЕО почтового оператора Meest /Фото из личного архива
Категория
Компании
Дата

Битва за 450 млн посылок с Новой Почтой и Укрпочтой. Как работает рынок доставки в Украине – интервью СЕО почтового оператора Meest

Марцин Куксинович, CEO Meest Group. Фото из личного архива

Украинский почтовый рынок готовится к серьезному ужесточению конкуренции. Почтовый оператор Meest, о котором многие уже позабыли, собирается дать бой «Новой почте» и «Укрпочте». В 2022 году Meest планирует начать устанавливать большие почтоматы вне зданий. Доставка сюда в шесть – десять раз дешевле, нежели в популярные сейчас на рынке небольшие почтоматы

Вместе с более дешевой доставкой Meest собирается предложить украинским клиентам удешевить свои покупки в иностранных интернет-магазинах с помощью возврата НДС. Это будет неким аналогом Tax free, к которому многие привыкли при путешествиях в другие страны мира. О том, зачем Meest решил это делать, в интервью рассказал новый CEO Meest Group Марцин Куксинович.

Каким образом вас привлекли в Meest Group?

Ростислав Кисиль пригласил меня возглавить Meest Group три месяца назад. Ранее я не работал в логистической сфере, хотя в свое время получил высшее образование в сфере экспедиции и международного транспорта. Около 25 лет я работал в финансовом секторе в Польше, Украине, Чехии, Словакии.

До 2014 года я руководил украинским Кредобанком, которым владеет польский госбанк PKO BP. Меня наняли, чтобы я спас этот банк. Сейчас это один из самых эффективных банков. В Meest перешли на работу многие бывшие сотрудники Кредобанка.

Какие цели поставил перед вами собственник Meest?

Навести корпоративный порядок и улучшить бизнес-процессы внутри группы, что должно привести к росту доходов. Сейчас Meest нельзя назвать единой компанией. Это большой перечень юрлиц, зарегистрированных в Украине и за границей. До сих пор этой группой компаний управлял Ростислав Кисиль. В 2021 году собственник решил провести корпоративную реформу группы, выстроив ее по западному стандарту управления.

Для этого создана Meest Group – управляющая компания холдинга. Но она не владеет фирмами группы. Просто акционер дал этой компании и ее менеджерам мандат управлять его бизнесом. Уже частично сформирован набсовет Meest Group, он уже выбрал правление. Наша цель – стать международной корпорацией, а не семейным бизнесом. Мы готовим трехлетнюю стратегию, которая будет состоять из семи субстратегий для каждого нашего основного бизнес-направления. Она должна быть готова к концу марта 2022 года.

Какие это субстратегии?

Во-первых, будет подготовлена субстратегия для компании Meest International. Я думаю, что мы занимаем 1/3 рынка международной доставки посылок в Украину. Но Meest International работает не только на рынке Украины. Мы работаем на рынках 44 стран как логистический брокер, который может построить перевозку между разными странами мира.

Марцин Куксинович, CEO Meest Group. /Фото из личного архива

Марцин Куксинович, CEO Meest Group. Фото из личного архива

Какова на сейчас выручка Meest Group?

Несколько сот миллионов долларов.

Какова доля Украины в перевозках Meest International?

Я не могу сказать точные данные. Но на Украину приходится больше половины международных посылок Meest International. Вторая субстратегия будет подготовлена для Meest Ukraine, которая сейчас называется Meest Express. Мы хотим построить компанию, которая будет иметь более существенную долю внутриукраинского рынка посылок, нежели 2–3%, которые мы имеем сейчас.

Какую конкретно долю рынка хотите завоевать? 25%? 5%?

25% будет очень тяжело завоевать. Но 5% – это не амбициозная цель. Как мне известно сейчас у «Новой почты» 65%, а у «Укрпочты» – 20–25%. Кроме того, есть компания Justin и другие. Для нас очень важны не размер доли рынка, а эффективные операционная и бизнес-модель.

По нашим подсчетам, весь украинский рынок посылок, в том числе внутриукраинский и международный, составляет примерно 450 млн посылок в год. Каждый год он растет примерно на 15–20%. Он растет, в основном, за счет e-commerce. Ежегодно украинцы наращивают число покупок в украинских и иностранных интернет-магазинах на 40%. Но потенциал для развития еще большой. Например, поляки покупают в три раза больше в интернет-магазинах, чем украинцы. В Польше такие покупки совершают 70% населения. В Польше люди покупают примерно 22 посылки в год. В Украине – семь посылок в год.

Какая часть рынка больше?

Я думаю, что в 450 млн посылок 90% приходится на внутриукраинский рынок. Самую большую долю с 75% занимают посылки из украинских интернет-магазинов, в том числе 35% из крупных интернет-магазинов или маркетплейсов, например с Rozetka, Prom. То есть большая часть внутриукраинских посылок e-commerce приходится на небольшие и средние интернет-магазины, а также на микробизнес из Facebook, Instagram, OLX.

Еще 5% внутриукраинского рынка посылок приходится примерно на посылки между частными лицами, 10% – на посылки между компаниями, например, пересылка документов.

Таким образом на международные посылки, в том числе из иностранных интернет-магазинов или от частных лиц, приходится около 10%. Я считаю, что в этих 10% мы занимаем лидерство. Мы занимаемся им больше 10 лет. По нашим подсчетам, мы занимаем 1/3 из 10%, которую занимает международная доставка, то есть около 13 млн посылок в год, и 3% на рынке внутриукраинской доставки посылок, то есть еще около 12 млн посылок.

За счет чего хотите нарастить свою долю на внутриукраинском рынке?

Мы будем работать над завоеванием рынка с помощью развития сети почтоматов. Сейчас у нас около 1300 почтоматов. Но эта цифра мало что показывает. Например, в Польше 16 000 почтоматов. А в Украине у одной только «Новой почты» более 11 000. То есть можно сказать, что у «Новой почты» столько же почтоматов, почти сколько во всей Польше?

Возле моего дома в Польше стоит три почтомата по 350 ячеек каждый. Это нормально для Польши. Но такого нет в Украине. Поэтому, если мы меряемся числом почтоматов, то давайте уточнять, сколько в них ячеек. Насколько я понимаю, в почтоматах «Новой почты» их, в среднем, 24–25. Кроме того, «Нова пошта» ставит почтоматы в подъездах, к которым ограничен доступ – туда могут попасть только жители этого подъезда. В то же время в Польше, как правило, все почтоматы стоят на улицах и у них минимальное число ячеек 100–150.

В результате в Украине курьеры могут доставить 100–150 посылок в день, а в Польше – 1000. То есть расходы на доставку 1 посылки в Украине в шесть – десять раз выше, чем в Польше. В Польше расходы на доставку 1 посылки через почтоматы составляет меньше 1 гривны.

Поэтому мы хотим начать устанавливать большие почтоматы. Уже в следующем году планируем поставить 1300 таких почтоматов. Они будут стоять вне зданий, то есть к ним будет свободный доступ любому клиенту.

Правильно я понимаю, что Meest планирует завоевать долю рынка за счет более низкой цены доставки посылок в почтоматы?

У больших конкурентов или страдает качество услуг, или высокая цена на них. Исходя из маркетинговых исследований, некоторые клиенты нарекают, например, на качество услуг в одной компании и высокие цены в другой. Мы хотим быть посредине между этими компаниями.

Польская компания InPost инвестирует в установку одного почтомата примерно $20 000. Как долго окупаются такие инвестиции?

Меньше года. В InPost в среднем посылки лежат в ячейках максимально два дня. А в праздничные пики за сутки через одну ячейку может проходить две посылки.

В Польше более 45% рынка доставки посылок занимает компания InPost, которая привила полякам любовь к почтоматам. Нужно добавить, что рынок Польши практически в два раза больше, чем рынок Украины. Эта компания доставляет посылки или через почтоматы, или через аутсорсинговые пункты выдачи. Последние нужны на время праздничных пиков, например, на Рождество Христово или на 8 марта, когда число посылок резко возрастает и не хватает почтоматов.

Вы не рассказали о других субстратегиях. Для кого они будут разработаны?

Одним из элементов завоевания рынка будет наша третья субстратегия. Она будет разработана для e-Meest, которая у нас занимается функцией e-shopping. Возможно, это будет интернет-магазин, где можно покупать товары из зарубежных интернет-магазинов, которые Meest сможет пересылать покупателям. То есть клиентам не надо будет самостоятельно искать интернет-магазины, а потом товары в них.

Вскоре мы хотим предложить покупателям новую услугу – снижение цены с помощью возврата НДС при покупке товаров в иностранных интернет-магазинах. Сейчас мы проводим пилотный проект по возврату НДС при покупках товаров в польских интернет-магазинах под названием е-кешбек. В Польше НДС 18%. Мы будем брать небольшой процент за эту услугу.

Четвертая субстратегия для Meest Cargo – это пересылка товаров B2B, то есть перевозка товаров от бизнеса к бизнесу паллетами. Пятое – пересылка посылок между частными лицами, например, из украинской диаспоры в Украину. Шестое – денежные переводы между банковскими карточками. Вскоре мы переименуем эту услугу с Perekaz24 на MeestPay. Недавно уже расширили число валют до 12. Седьмое направление – развитие инфраструктуры Meest. Мы планируем автоматизировать сортировочные центры.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Инвестгид на 2022-й год, Семёнов и его телеканалы, цифровая Украина | Рейтинг работодателей