Сервис для улучшения фотографий Let’s Enhance стартовал в октябре 2017 года. Через месяц на сайте зарегистрировалось 300 000 пользователей, стартап стал «продуктом дня» на Product Hunt, одной из крупнейших в мире площадок для инновационных проектов. Эйфория быстро сменилась проблемами, быстрый успех обернулся тяжелой борьбой за место под солнцем. Чему тут можно поучиться?
Идея
«У Let’s Enhance на старте не было вообще никакой идеи»,– говорит один из основателей стартапа Александр Савсуненко, 34. Своего будущего партнера Владислава Пранскевичуса он встретил в коворкинге на Подоле. Оба искали, чем заняться. Савсуненко закрыл свою компанию по расшифровке ДНК Titanovo, а Пранскевичус уволился из голландского медтех‑стартапа IDMC.
Улучшать фото с помощью ИИ тогда мало кто умел, и Савсуненко предложил поэкспериментировать с нейросетями и сделать обработку автоматической. Незадолго до запуска к команде присоединилась София Швец, которая вернулась в Киев, отработав два года маркетологом в ирландском офисе Google. Ее порекомендовал основатель ныне закрытого стартапа Ecois.me Иван Пасечник.
«Сделали нейронку, которая показывала результат, и быстро «обернули» это в какой‑то продукт»,– описывает разработку Пранскевичус, 31. Первые недели сервис был бесплатным. Потом ввели подписку – $5 за обработку 20 фото или $7 за 1000.
«Я не увидел в этом штуки, которая взлетает», – говорит Савсуненко. Первые заработки составляли $5000–8000 в месяц. Савсуненко ушел из Let’s Enhance, не проработав и года. Теперь он занимается машинным обучением в лондонском офисе Facebook.
Оставшись вдвоем, Пранскевичус и Швец официально зарегистрировали компанию и распределили роли. Роль CEO досталась энергичной Швец.
Технологии
Если вам не стыдно за первую версию вашего продукта, значит, вы запустились слишком поздно, уверен создатель LinkedIn Рид Хоффман. Основатели Let’s Enhance его бы не разочаровали. Наплыв пользователей, который обеспечил успех на Product Hunt, быстро обернулся неприятностями. Обычно одно фото нейросеть обрабатывала за минуту, на пике очередь затягивалась на несколько дней. «Одной рукой я поднимал сервер, второй писал извинения в Twitter»,– вспоминает Пранскевичус. Урок? Стройте архитектуру, которую легко масштабировать.
Это касается не только серверов, но и технологий. В первой версии Let’s Enhance работало три нейросети. Одна «чистила» фото от недостатков, вторая восстанавливала четкость, третья дорисовывала детали. Три года спустя у Let’s Enhance в арсенале 30 алгоритмов. Они выравнивают освещение, делают цветокоррекцию, учитывают особенности разных камер. «Ценность не в том, чтобы сделать одну картинку, – говорит Швец, 27, – а в том, чтобы работать на большой скорости с огромным потоком контента».
- Категория
- Рейтинги
- Дата
Сюрпризов в этой нише хватает. В 2017 году создателю популярного приложения FaceApp Ярославу Гончарову пришлось извиняться за свои алгоритмы. Нейросети в одном из фильтров осветляли лица чернокожих пользователей. Let’s Enhance в публичные скандалы не попадал, но тоже намучился со своим ИИ. «Никто не может сделать фото настолько жутким, как нейросети»,– говорит Пранскевичус. В одном из крупных заказов нейросеть сильно исказила лица в каждом двадцатом снимке и сделала людей похожими на зомби.
Инвестиции
За четыре года Let’s Enhance получил менее $1 млн. $30 000 – это деньги основателей. Еще $300 000 составили гранты на облачную инфраструктуру от Amazon, Google и Microsoft. $120 000 в обмен на 6% получили за участие в акселераторе Techstars.
С классическим венчурным капиталом оказалось сложнее. Летом 2018 года Let’s Enhance взял посевные инвестиции от украинского фонда Digital Future. Средний чек фонда на ранних стадиях – $50 000– 100 000. «Вложили не сильно меньше и не сильно больше», – обтекаемо говорит основатель Digital Future Алексей Витченко. Его убедили молодость, экспертиза и энергия основателей.
«В их команде сочетаются опыт в сфере международного интернет‑бизнеса и серьезная техническая экспертиза в искусственном интеллекте», – говорит Алексей Орап, основатель и CEO ИИ‑платформы для аналитики социальных сетей YouScan. В Let’s Enhance он вложился в январе 2020 года.
Дальнейшие инвестиции на паузе. «2020 год был максимально странным, чтобы поднимать раунд», – говорит Швец. На жизнь хватает: в команде Let’s Enhance 25 человек. Пранскевичус и разработчики работают в киевском офисе, Швец налаживает связи в США. Весной 2021 года проекту удалось выйти на окупаемость, говорят основатели. Помог друг любого стартапа – давно назревшая смена бизнес‑модели (pivot).
Pivot
Let’s Enhance задумывался как сервис для широкой аудитории и преуспел в этом. У него 5 млн регистраций. Продвинутая подписка обойдется от $9 до $34 в месяц. Но успешно продавать в розницу непросто: ниша обработки фото переполнена, и конкуренты готовы предлагать свои услуги бесплатно. В погоне за выручкой основатели придумали своим алгоритмам другую работу – автоматически корректировать фото для интернет‑магазинов и маркетплейсов.
Хорошие кадры увеличивают продажи, но не у всякого продавца есть время или деньги на ретушь. Не — сколько тысяч компаний (в основном американские интернет‑магазины) покупают у Let’s Enhance пакетную обработку 1000–5000 фото в месяц.
Самые желанные клиенты – крупные маркетплейсы и ресурсы по продаже недвижимости. Их Let’s Enhance подключает по API – программному интерфейсу для прямой интеграции. Годовая подписка – до $100 000 в год. Таких контрактов пока меньше двух десятков, говорит Швец.
Сдвиг из потребительского рынка в корпоративный– мировая практика и хороший задел для сбора денег. С 2006 года доля проинвестированных B2C‑стартапов неизменно падает. По оценке Techcrunch, в 2019‑м впервые более половины всех посевных раундов пришлось на B2B‑проекты.
Будущее
В 2020 году выручка стартапа подскочила в 3,5 раза и достигла $1 млн. План до 2023 года – расти такими же темпами. Для этого ищут нового инвестора.
Почему венчурные капиталисты на выстраиваются в очередь? Конкурентов у Let’s Enhance хватает – от облачного гиганта Cloudinary, специализирующегося на оптимизации фото, до корпорации Adobe с ее Photoshop. В 2021 году Adobe как раз запустила утилиту Super Resolution для искусственного улучшения качества фото.
«Их конкурентами могут быть внутренние решения самих корпораций», – предупреждает аналитик Digital Future Никита Калинич. В группе Depositphotos пошли по этому пути – при помощи ИИ вырезают объекты на фото, тестируют повышение качества. Но отдельный стартап строить не будут. «У этих инструментов не — достаточно большой размер рынка, чтобы быть самостоятельным продуктом»,– говорит CEO Depositphotos Вадим Нехай.
Чтобы не утонуть в красном океане конкуренции, Let’s Enhance хочет заполучить в клиенты маркетплейсы‑гиганты вроде сайта продажи недвижимости Zillow и арендной площадки Airbnb. Но можно продавать не услуги, а компанию. Предложения о покупке Let’s Enhance уже поступали, говорит Витченко. В конце 2019 года стартапом заинтересовался крупный игрок из индустрии обработки изображений. «Не сошлись по условиям», – говорит Швец. Сил и амбиций хватает, чтобы расти в одиночку.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.