Категория
Инновации
Дата

Украинец научился подбирать размер одежды без примерочной. 3DLOOK может стать будущим модного ритейла

4 хв читання

17 мая 2019 года одессит Вадим Роговский стоял на сцене павильона LVMH в Париже. Основатель крупнейшей в мире luxury‑группы LVMH Бернар Арно, чье состояние превышает $103 млрд, вручил Роговскому приз за инновации. Компания одессита 3DLOOK научилась снимать мерку по фото. Арно назвал это будущим модного ретейла.

Роговский, 31, – серийный предприниматель. В 2014 году он продал за $400 000 стартап AdCenter, специализировавшийся на рекламе в соцсетях. А через год стал долларовым миллионером: фонд iTech Capital купил за $2 млн миноритарную долю в рекламном сервисе Clickky, которым Роговский владел с Александром Борняковым. Половина суммы ушла на развитие бизнеса, другую разделили партнеры. «Мне досталась большая часть того миллиона»,– вспоминает Роговский.

В мае 2016‑го у него появилось новое детище. Сегодня 3DLOOK насчитывает 55 сотрудников в четырех офисах – Одессе, Киеве, калифорнийском Сан-Матео и Нью‑Йорке. Её разработки делают из любого смартфона аналог точного 3D‑сканера. Амбициозно? Сложность технологии снижает риски. «Не хотелось, чтобы меня быстро скопировали»,– подчеркивает Роговский. Этот урок ему преподала судьба Clickky, чья технология оказалась уязвима перед подражателями.

За компьютерное зрение и дополненную реальность Роговский взялся, посмотрев на успехи своего давнего знакомого Виктора Шабурова, который в 2015 году продал свой стартап по обработке фото за $150 млн американскому Snapchat.

3DLOOK невозможно ни повторить, ни превзойти, уверен одессит. Их технология снимает мерки с точностью до миллиметров, умеет «игнорировать» одежду, моделировать деформацию мягких тканей. За 30 секунд из двух снимков получается 65 параметров: от обхвата талии до длины рук.

Технология Роговского позволяет устроить виртуальную примерку, агрегировать данные для размерных сеток, быстро создать лекала для пошива. Через полгода команда обещает сократить процедуру до одного снимка плюс рост и вес. Остальное предугадает система.

От обилия перспектив поначалу разбегались глаза у самих стартаперов. «На проверку гипотез ушло примерно полтора года», – говорит Александр Арапов, сооснователь и глава по продукту 3DLOOK. Сначала сделали приложение, в котором можно было примерить костюм Бэтмена или Супермена. Потом составляли персонализированные программы по фитнесу. Наконец, запустили программу Starlook, которая находила знаменитостей, похожих по пропорциям на пользователей, и предлагала обновки из их гардероба.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

С третьей попытки удалось получить не только несколько десятков тысяч установок, но и полезную обратную связь. Пришли бренды, торгующие одеждой в интернете: у них много возвратов из-за того, что в онлайне люди не могут примерить вещи. 3DLOOK мог это решить да еще и заработать, продавая бизнесу виджеты для сайтов, интеграции по API и так далее.

На тестирование гипотез у Роговского ушло $150 000 из личных сбережений. Развлечения не давали шансов монетизироваться. Другой способ заработать – продать компанию какому‑нибудь интернет‑гиганту. «Для этого нужны хотя бы предварительные договоренности с компаниями вроде Snapchat или Facebook, – рассказывает Роговский.– У меня этого не было».

3DLOOK сделал ставку на сервисы для производителей и продавцов одежды. За время развлекательных экспериментов стартап собрал 100 000 уникальных снимков. Оставалось докрутить алгоритмы. Началась охота на инженеров.

Как увести таланты с насиженных мест в R&D‑центре Samsung или аутсорсере Luxoft? «Предлагаем интересные задачи, щедрые опционы, работу над патентами и научными публикациями»,– объясняет Арапов. Меньше всего верят в вестинг акций: перед глазами нет примеров из Украины, где бы это сработало.

Роговский уверен, что посрамит скептиков. «Эта компания будет стоить сотни миллионов долларов,– говорит он без тени сомнения. – Можем выйти на IPO». «Вадим никогда не унывает, он энерджайзер», – констатирует Арапов.

Основателю 3DLOOK не свойственно головокружение от успехов. Победе Роговского на стартап‑турнире LVMH вместе с другими аплодировала супермодель Наталья Водянова. К ее радости, впрочем, примешивалось беспокойство. Договорившись накануне об ангельской инвестиции в пределах $100 000 через свой фонд Supernova, Водянова опасалась, что после успеха на выставке оценку компании придется повышать.

из личного архива

Вадим Роговский Фото из личного архива

Роговский ее приятно удивил. «После награждения Вадим пришел на переговоры и, извинившись за 15‑минутное опоздание, подтвердил наши договоренности», – рассказывает Водянова.

Инвесторы вложили в 3DLOOK около $4,2 млн. Кроме нескольких ангелов и акселераторов, в компанию поверили украинские институциональные игроки – фонды ICU и U.Ventures (принадлежит WNISEF).

После победы на конкурсе 3DLOOK начал плотно работать с группой LVMH. Весной 2020 года подошли к подписанию реальных контрактов. «И это еще быстро: обычно у стартапов на запуск с LVMH уходит до двух лет», – разводит руками Роговский. Их ускорил кредит доверия к технологии и близость инвестора к руководству – Водянова замужем за Антуаном Арно, старшим сыном основателя LVMH и главой модного дома Berluti. Коллаборацию 3DLOOK и Kenzo планировали на июнь 2020 года: с 3D-примеркой новой коллекции. Все отложили из-за коронавируса.

Но пандемия подарила больше, чем забрала. Хотя стабильная выручка у 3DLOOK была с осени 2019-го, именно на карантине всем понадобились бесконтактные замеры. Пошли крупные контракты: для клиентов с оборотом от $20 млн интеграция обойдется в сумму от $50 000 до $200 000 за год. Пока что активнее всего покупают компании по пошиву униформы и спецодежды. А также те, кто делает под заказ костюмы, рубашки, свадебные платья.

В 2020‑м 3DLOOK планирует выйти на выручку $1 млн. Будут и звездные контракты. «Заканчиваем переговоры с одной публичной компанией, у которой около 1000 магазинов одежды в США», – рассказывает Роговский. Консультанты будут сканировать посетителей на входе и сразу предлагать им актуальные размеры. Для ретейла это спасение: с началом эпидемии примерочные в Америке распорядились закрыть.

Тем временем Роговский углубился в разработку корпоративной культуры. В интервью он постоянно ссылается на книги – «Принципы» Рэя Далио, «Доставляя счастье» Тони Шея, «Лидер и племя» Дэйва Логана. Список принципов 3DLOOK выглядит так: любопытство и открытость, умение сотрудничать, трудолюбие, ответственность и хорошее расположение духа.

3DLOOK в мае получил $1 млн от пула прежних инвесторов. Деньги позволят поскорее поднять выручку: компания набирает сотрудников в нью‑йоркский офис.

А что конкуренты? В новом поколении планшетов iPad Pro от Apple наряду с привычными камерами появился лидар – датчик, который сканирует окружающее пространство и моделирует его в 3D. «Эта технология нам не угрожает, – хладнокровно объясняет Арапов. – Лидар не поможет увидеть тело под одеждой, все равно не обойтись без параметрической статистической модели тела». Одесситы убеждены, что интерпретировать облако точек научились лучше всех.

Стратегическая задача – собрать 100 млн цифровых профилей. «Представляете, что можно сделать с этими данными? Их можно использовать везде: от ритейла до развлечений, – воодушевленно рассказывает Роговский. – Такое невозможно скопировать». Недавно ему предлагали продать компанию за $10 млн. Он только усмехнулся.

Опубликовано во втором номере журнала Forbes (июль-август 2020)

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд