Павел Танасюк, основатель компании Spacebit. /из личного архива
Категория
Инновации
Дата

Экономика космоса. Зачем украинец Павел Танасюк отправляет робота-паука в миссию на Луну

Павел Танасюк, основатель компании Spacebit. Фото из личного архива

В конце 2021 года британская компания Spacebit украинца Павла Танасюка отправит на Луну робота-паука Asagumo для исследования лавовых пещер. Spacebit забронировал места на двух миссиях: Astrobotic и Intuitive Machines. Один луноход отправится на борту ракеты ULA Vulcan, второй – SpaceX. По плану при подлете к Луне от ракеты отсоединится лендер, с помощью которого робот прилунится на поверхность. После посадки Asagumo удалится на расстояние 10 метров от спускаемого аппарата и при помощи своих бортовых датчиков произведет фото-, видеосъемку и лазерное 3D-сканирование. Полученные данные будут переданы сначала спускаемому аппарату, а затем и на Землю

Що допомагає українському бізнесу відштовхнутися від дна? 22 березня на «Саміті експортерів» від Forbes топкомпанії поділяться інструментами та прогнозами з розвитку експорту. Спікери з «Метінвест», Kernel, Nemiroff, «Біосфери» та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Последние 15 лет уроженец Житомира Танасюк живет в Лондоне. Он основал Spacebit в 2014 году на деньги, вырученные от продажи платежной системы Monexy. За шесть лет Танасюк привлек в проект около $10 млн ангельских инвестиций. Цель – построить на космическом стартапе миллиардную компанию.

Forbes публикует сокращенную и отредактированную для ясности версию интервью.

Что из себя представляет Spacebit?

Компания, которая занимается разработкой технологий, связанных с освоением Луны – начиная от роботов, заканчивая доставкой. Если все пройдет по плану, мы станем первой частной компанией в мире с луноходом на поверхности Луны. Задача текущей стадии – исследование лунной поверхности. Следующий этап – доставка грузов на Луну с помощью собственного посадочного модуля. 

Какие продукты в портфеле Spacebit? 

Первый луноход в мире, который использует ноги, и два лунохода на колесах. Мы также разрабатываем посадочный модуль. Для луноходов мы прошли этапы PDR (Preliminary Design Review) и CDR (Critical Design Review), создана инжиниринговая модель, которая проходит стадию испытаний на вибрации, температурный режим и влияние радиации. После тестирования внесем изменения в конструкцию и представим летную модель. Она будет готова для запуска в этом году. Посадочный модуль находится на уровне PDR и демонстрационного прототипа, его запуск планируем в течение трех лет. 

Spacebit должен был запустить два робота на Луну в этом году, но партнеры уже объявили о переносе сроков. Какой план по пускам?

Все проекты немного сместились по объективным причинам и несколько месяцев задержки добавил коронавирус. Летим в промежутке с декабря 2021-го по февраль 2022-го – в зависимости от того, какая миссия стартует первой. Одна из ракет, на которой мы летим, – SpaceX Falcon 9 – уже опробована. Вторая ракета – United Launch Alliance Vulcan Centaur – новая, поэтому запуск может состояться чуть позже намеченных сроков.

Вы купили место в двух миссиях: Astrobotic (ракета ULA) и Intuitive Machines (ракета SpaceX). Во сколько вам это обошлось?

Летит два робота, суммарным весом по два с лишним килограмма. Отправить на Луну 1 кг груза стоит около $1,2 млн. К этому нужно прибавить стоимость разработки технологии и другие затраты, связанные с миссией, которых достаточно много. 

Насколько тяжело было получить место? 

На самом деле на первых двух миссиях уже давно нет мест. В свое время мы провели успешный Due Diligence и выбрали Astrobotic и Intuitive Machines еще до того, как они получили гранты NASA. В некотором смысле нам повезло. После этого мы прошли коммерческую и техническую оценку с их стороны и заключили контракты. 

Ваши луноходы – собственная разработка? 

Мы старались использовать технологии, существующие на рынке, но практически все компоненты кастомизировали. По сути, робот создан с нуля нашими инженерами. Луноход таких размеров еще никто не создавал.

Какая основная задача миссии?

Успешно прилуниться, сделать несколько шагов по поверхности Луны, сделать определенные снимки и передать на Землю ряд данных, например, о химическом составе почвы, температурах на поверхности, радиации и т. д. На таком небольшом расстоянии от поверхности Луны еще никто не проводил измерений. Эта информация очень важна с точки зрения научного и коммерческого использования для будущего освоения Луны. 

Роботы будут оперировать на Луне почти полный лунный день – это 14 земных дней. Потом на Луне наступает вечер и они навсегда замерзают. То есть у нас будет около 12 земных дней, чтобы выполнить миссию. 

Экономика космоса. Зачем украинец Павел Танасюк отправляет робота-паука в миссию на Луну /Фото 1

Робот-паук Asagumo для исследования лавовых пещер Луны. Фото Shutterstock/Spacebit

Риски?

На Луне очень агрессивный температурный и радиационный режим. При солнечных лучах робот может нагреваться до 100–130°C, а в тени, например, от любого камня, температура может падать до -170°C. Поэтому важно выдержать баланс и не допустить перегрева и замерзания. 

Успех миссии будет во многом зависеть от того, как будет проходить сам полет. Какая будет температура в полете. Мы можем оценить температуру в полете только приблизительно, поэтому оснащаем роботов специальными подогревателями, которые должны нивелировать перепады температур.

Самый большой риск связан с возможным выходом из строя батареи – не хотелось бы замерзнуть до того, как сделаем несколько шагов по Луне. Но мы не можем это контролировать, поскольку на борту не будет радиоизотопа, который помог бы ее подогревать. 

Какая коммерческая польза миссии?

В первую очередь она связана с геологией Луны. Второй аспект – тестирование технологии, которые сможем продавать. Ноу-хау, которые мы опробуем и которые сработают или не сработают, важны для будущих миссий. Также можно спекулировать тем, что мы можем занять территорию для нашей компании под флагом страны, от которой летим, для будущего освоения Луны. Но юридические аспекты еще не до конца урегулированы в международном и космическом праве.

Часть полученых данных планируем предоставить в пользование научного сообщества, более детальные исследования продадим. Они будут интересны и государственным, и частным структурам, планирующим освоение Луны. 

Ваш план действий при двух сценариях: успех и провал миссии?

Будем продолжать, пока миссия не будет успешной. Мы хеджируем риски и намерены застраховать миссию. Если что-то пойдет не так, страховые выплаты покроют затраты. Сейчас ведем переговоры, это будет первая лунная миссия, которая получит полную страховку. 

Если одна из миссий будет на какой-то процент успешной, это выводит нас на новый этап – привлечем новые раунды и будем развиваться в направлении доставки на Луну. 

Почему вы представлены под британским флагом?

Я живу в Лондоне около 15 лет, поэтому наша компания имеет британскую регистрацию. Считаю, что если страна помогла мне во многих аспектах, я должен быть за это благодарен. Мы планируем доставить и украинскую символику, и флаг на луну. Кроме этого, в Украине будет изготовлен радиационный датчик для миссии. Лондон – хорошее место для космического бизнеса. Британия в последние годы сделала много шагов для развития индустрии, и я вижу, что они будут продолжаться. 

Что из себя представляет команда Spacebit? Как вы ее формировали?

Штат около 30 человек. Основной костяк инженеров находится в Великобритании, Японии и США. В прошлом году мы закрыли офис в Украине в связи с пандемией. Мы хотели создавать в Украине робототехнику, но экспертизы нужного уровня не нашли. Сейчас есть несколько программистов, но инженеров нет. Хотим открыть центр робототехники и R&D-центр, но для этого нужен мощный партнер. Пока такого коммерческого партнера не нашли. Экспертов в той области, в которой мы работаем в Украине, нет, их нужно только растить. 

Как Украина могла бы быть задействована в миссиях?

С нами летит ряд космических агентств, но украинского нет. Мы вели переговоры которые так ни к чему и не пришли – мы открыты к диалогу. В чем может быть участие Украины? Возможностей много. Можем в Украине обрабатывать полученные научные данные, можем вместе коммерциализировать технологию и продавать ее.

Где будет находится центр управления полетом?

Одной из миссий – в Лондоне, со второй пока не определились. Это может быть и Украина, посмотрим. По крайней мере, я бы хотел, чтобы какой-то бэкап был в Украине. 

Зачем?

Хотим как-то приобщать людей. В любом случае, мы готовим две команды, которые будут управлять луноходом: одна в Англии, вторая в Штатах. Хотим сделать такую команду в Украине. Нужно два оператора – возможно, проведем конкурс. 

Что еще? Мы открыты. Хотим запартнериться с украинской IT-компанией. Нам нужна дополнительная отлаженная команда программистов, которая поможет завершить программную разработку нашего лунохода. Мы строим свой код на базе открытого американского стандарта Open MCT. Если объяснить максимально просто – он позволяет управлять приборами на других планетах. И вот здесь нам требуется дополнительная помощь IT-специалистов.

В чем ваша бизнес-модель?

Мы считаем себя компанией, которая занимается информацией и продает данные. Информация – это все, начиная от логотипов спонсоров на луноходе и заканчивая данными, полученными с поверхности Луны. Мы эти данные уже монетизируем и собираемся монетизировать еще больше в будущем. 

На чем Spacebit зарабатывает сейчас?

У нас есть ряд спонсоров, которые готовы заплатить деньги за размещение логотипов на корпусе лунохода. Также есть контракты с государственными структурами (не Украиной) на доставку определенных грузов на Луну и научную деятельность. Детали раскроем ближе к миссии.

Заключенные контракты позволяют вам покрыть расходы на миссию?

Пока не перекрывают. Здесь идет речь не о получении какой-то прибыли, эти деньги идут на развитие продукта. 

Какая структура акционеров Spacebit?

У меня 75% акций. Есть четыре инвестора-миноритария, которые не принимают активного участия в развитии бизнеса. 

Кто они?

Нет громких имен. Это небольшие фонды и family office из Европы и США. 

В чем для вас риск привлечения венчурного финансирования?

Оно лишает контроля и возможности принимать быстрые решения, что очень важно для нас на этом этапе. Венчурный бизнес зачастую действует в горизонте инвестирования максимум в 5–10 лет, для космоса это не всегда достаточный горизонт для получения максимальной прибыли. И, конечно же, попасть под ситуацию, когда они закрывают фонд и нужно сделать быстрый «экзит», очень не хочется. Все инвестиции в мою компанию – это ongoing-инвестиции людей или фондов. 

Сколько проинвестировано в компанию и какие финансовые показатели?

В разработку роботов и запуск – до $10 млн с 2015 года. Оборот – несколько миллионов долларов. Мы не прибыльная компания, но у нас есть доход, который реинвестируем в технологии и таким образом повышаем свою оценку. Нет смысла выводить деньги на ранних этапах. Планируем дальше расти и становится конкурентом для больших компаний. 

Мы смотрим не только на ближайшее будущее, но и далеко вперед. История космоса только начинается. Верим, что в освоении планет основную роль будут играть частные компании и они будут добывать полезные ресурсы, строить базы и создавать промышленность. 

Какой у вас план по привлечению инвестиций?

До полета мы не планируем брать инвестиции, а потом посмотрим. Если будет хороший valuation, почему нет. Сейчас становится популярным новый способ привлечения капитала – SPAC (Special Purpose Acquisition Company). Это такая альтернатива IPO для стартапов. Мы сейчас разговариваем с инвесторами, но не хотим брать инвестиции до полета. Мы рискуем, но если будем успешными, наш valuation будет намного выше чем до полета. Инвесторы, с которыми мы ведем переговоры, готовы покупать наши акции, исходя из оценки $100 млн, уже сейчас. 

Как увеличится valuation после успешной миссии? 

Японская компания iSpace недавно сделала раунд $100 млн с лишним при оценке $0,5 млрд. Они летят в 2022–2023 году. Мы смотрим на их оценку и понимаем, что в случае успешного полета стоим точно не меньше $0,5 млрд, а скорее всего, даже больше. Если миссия будет полностью успешной, оценка приблизится к миллиарду и более. 

Экономика космоса. Зачем украинец Павел Танасюк отправляет робота-паука в миссию на Луну /Фото 2

В конце 2021 года британская компания Spacebit украинца Павла Танасюка отправит на Луну робота-паука Asagumo для исследования лавовых пещер.

Экономика космоса. Зачем украинец Павел Танасюк отправляет робота-паука в миссию на Луну /Фото 3

Робот-паук Asagumo для исследования лавовых пещер Луны.

Экономика космоса. Зачем украинец Павел Танасюк отправляет робота-паука в миссию на Луну /Фото 4

Робот-паук Asagumo для исследования лавовых пещер Луны.

Экономика космоса. Зачем украинец Павел Танасюк отправляет робота-паука в миссию на Луну /Фото 5

Робот-паук Asagumo, компании Spacebit для исследования лавовых пещер Луны.

Предыдущий слайд
Следующий слайд

В чем ваше преимущество? 

Так нельзя оценивать только технические аспекты. Кто будет успешнее, тот и выиграет. Тут еще важен и фактор везения. 

Как измеряется успех миссии? 

Есть запланированные параметры, которые нужно выполнить: пройти какое-то количество шагов, получить информацию, отправить данные на Землю. Если все получится – значит, миссия будет считаться успешной. Если сделаем меньше, она тоже может быть успешной, но в меньшей степени. Многое будет зависеть от тех компаний, с которыми мы летим, которые доставляют нас на поверхность Луны. 

Почему вы летите именно на Луну?

Луна – это важное направление в целом для человечества. Я считаю, что там будет первая космическая база нашей цивилизации на пути к освоению других планет, в том числе Марса. Мы видим перспективу добычи полезных ископаемых и развития промышленности на Луне – это не так далеко, как нам кажется. В ближайшие 10–15 лет там много чего нужно будет сделать – открывается необозримое поле возможностей для частных компаний.

Многие компании делают ставку на освоение околоземной орбиты. Вам это не интересно? 

Мы смотрели в этот сегмент. Есть множество компаний, например, аналитическая компания EOS и компания Spire, которая на основании спутниковых данных производит аналитику перемещения морских судов. Мы смотрели на их модель и поняли, что немного опоздали, а Луна в самом начале и мы решили попасть в первый вагон. Конечно, инвестиционный барьер входа в лунный бизнес выше, как и риски. 

Когда Луна станет доступной для человека? 

Я думаю, что еще в течение нашей жизни мы сможем слетать на Луну, накопив относительно небольшие деньги. Думаю, это будет стоить от $250 000 до $2 млн уже в ближайшие десятилетия. 

А зачем людям осваивать Луну, учитывая агрессивную для человека среду?

Есть несколько аспектов. Концептуально – освоение космоса, как одна из целей человечества, стремящегося к открытию новых планет и миров. Когда-то человек открывал новые континенты на Земле, время делать тоже самое в космосе. Дух первооткрывательства заложен в нашей природе. Попутно возникает коммерческий интерес. В Америку людей влекла золотая лихорадка, на Луну – Гелий-3 или другие полезные ископаемые, на Марс еще что-то, на астероиды – редкоземельные металлы, такие как платина и т. д. Это футуристическое будущее. Но есть вещи, на которых можно зарабатывать уже сейчас, – например, сервисы по доставке на Луну, сбору и анализу данных, роботизированные технологии, средства связи между планетами и т. д. 

Какой будет Spacebit через 10 лет? 

Думаю, к тому времени на Луне будет функционировать небольшая «деревня» с астронавтами, а мы будем активно доставлять грузы и заниматься передачей данных. 

Какая у вас глобальная цель?

Я занимаюсь тем, что двигает человечество к чему-то новому. Если бы стоял вопрос просто о заработке денег, их можно заработать быстрее и легче. Но деньги важны, иначе я бы этим не занимался. Мы говорим про деньги не столько сейчас, а в будущем. Возможно, это будут триллионы и первый триллионер заработает капитал на космосе. Это гонка за ресурсы, о которых мы еще не знаем. Спутники – это то, что работает сейчас, но мы смотрим дальше в будущее, в котором на первый план выйдут пока неизведанные космические ресурсы. 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине