Космический клининг. Бывший глава Госкосмоса нацелился на околоземную орбиту /Фото Борис Бухман
Категория
Инновации
Дата

Космический клининг. Бывший глава Госкосмоса нацелился на околоземную орбиту

Владимир Усов, создатель украинского стартапа Kurs Orbital. Фото Борис Бухман

Украинский стартап Kurs Orbital хочет перемещать, дозаправлять и ремонтировать геостационарные спутники, а также снимать их с орбиты. Потенциальная емкость рынка – более $3 млрд в год

Одесский предприниматель Владимир Усов, 37, в начале марта зарегистрировал компанию Kurs Orbital. Ближайшая цель – к августу привлечь $6,5 млн, которые пойдут на создание демонстрационного модуля автоматической системы сближения. Если все пойдет по плану, в 2023 году космический тягач, как его называет Усов, пристыкуется к спутнику на низкой околоземной орбите и исследует его. 

С января по ноябрь 2020-го Усов возглавлял Государственное космическое агентство. Выпускник Одесского национального морского университета, до прихода на госслужбу он создал несколько стартапов, самый известный из которых – не взлетевший пока Kwambio, специализирующийся на разработке 3D-принтеров. 

«Большинство космических стартапов инвестируют в производство ракет-носителей, – объясняет выбор направления Усов. – Если все эти ракеты будут завершены, то большинству из этих стартапов нечего будет доставлять на орбиту». Другое дело – орбитальные сервисы, в которых предложение явно не поспевает за растущим спросом. 

Такие компании, как Kurs Orbital, пытаются решить нарастающую проблему управления орбитальным трафиком, говорит основатель украинской аэрокосмической компании Space Cossacks Дмитрий Хмара. По данным сервиса Statista, число спутников на орбите выросло с 2018-го по 2020 год на 65% – до 3368 единиц. Это ведет к повышению риска космических аварий, мешает наблюдениям с Земли и увеличивает конкуренцию за «удобные орбиты», говорит Хмара.

Основной бенефициар Kurs Orbital – Вадим Васильев, 67. Выпускник факультета кибернетики Киевского национального университета, он возглавляет Ассоциацию высокотехнологичных предприятий и организаций Украины «Космос», а также является совладельцем трех учредителей компании – Киевского радиозавода, НПК «Курс» и «Элмиз». В 1990–2000-х годах Васильев в общей сложности более 10 лет проработал в Фонде государственного имущества. 

Технологическая основа стартапа – система сближения «Курс», разработанная в середине 1980-х в СССР. С ее помощью проведено более 300 успешных стыковок кораблей «Союз» и «Прогресс» со станциями «Мир» и МКС. Ключевая роль в реализации проекта отведена НПК «Курс». «Это носитель интеллектуальной собственности, а Киевский радиозавод и «Элмиз» – промышленные предприятия, которые поддержат проект в процессе производства, – говорит Васильев. 

Преимущество Kurs Orbital, по словам Усова, в отсутствии необходимости тратить миллиарды долларов на разработку новой системы стыковки. Рынок испытывает дефицит провайдеров орбитальных сервисов, несмотря на то что услуга востребована. Главные конкуренты Kurs Orbital в секторе обслуживания геостационарных спутников – американская Northrop Grumman, которая провела первую успешную миссию по орбитальному обслуживанию в феврале 2020 года, состыковавшись со спутником Intelsat, и японо-американская Astroscale, что готовит демонстрационную миссию. 

Kurs Orbital поможет экономить спутниковым операторам. «Тяжелые телекоммуникационные спутники на геостационарной орбите стоят $300-500 млн, – говорит предприниматель. – Продление срока службы позитивно повлияет на их маржинальность». Спутниковые операторы, по его словам, уже готовы платить за такие услуги. Наибольшим спросом пользуется услуга по «деорбитированию» – переводу отслуживших спутников на так называемую «кладбищенскую» орбиту.  

Операторы выводят геостационарные спутники на захоронение за шесть–восемь месяцев до того, как у тех закончится топливо. По словам Усова, Kurs Orbital продлит работу спутников как раз на этот срок, что позволит телекоммуникационным компаниям дополнительно заработать $35–40 млн. Сведение спутника с орбиты обходится им в $10–15 млн. Усов оценивает маржинальность этой услуги на уровне 60–80%, тогда как на рынке запуска ракет таковая не превышает 15%.

В меню Kurs Orbital будут также услуги по изменению орбиты спутников и их инспектированию на орбите. Последний сервис должен быть интересен страховым компаниям, которые смогут получать более объективные данные о причинах неисправностей и тем самым сокращать страховые выплаты. «Идея в том, чтобы перейти от вертикальной активности, когда главная цель что-то отправить на орбиту, к горизонтальной, когда вы активно занимаетесь бизнесом на самой орбите, – объясняет Усов. – Космическая экономика полноценно заработает, когда процессы и аппараты станут многоразовыми, а это достигается сервисным обслуживанием». 

До 2030 года продления срока службы потребуют 75 геостационарных спутников, а объем этого сегмента космического рынка достигнет $3,5 млрд в год, прогнозирует консалтинговая компания Northern Sky Research (NSR). Всего через 10 лет, по оценке NSR, в разнообразном обслуживании будут нуждаться более 230 орбитальных спутников. 

В команде Kurs Orbital, по словам Усова, 25 инженеров. Наземные испытания демонстрационного модуля он планирует завершить до конца 2021 года. Дело за малым – привлечь деньги. По словам Усова, переговоры идут в основном с американскими и европейскими инвесторами. 

Если все пойдет по плану, первую коммерческую миссию по обслуживанию на орбите Kurs Orbital осуществит в 2025 году. К 2029-му Усов рассчитывает разместить на орбите группировку из четырех «тягачей». Для этого, по его расчетам, потребуется привлечь около $120 млн. 

Демонстрационный модуль Kurs Orbital на орбите

Демонстрационный модуль Kurs Orbital на орбите

Стыковка космического буксира Kurs One со спутником, подлежащим обслуживанию на орбите.

Стыковка космического буксира Kurs One со спутником, подлежащим обслуживанию на орбите.

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Насколько реально поднять столько денег? По оценке исследовательской компании Space Angels, с 2009-го по 2018 год 534 венчурные компании инвестировали в космические стартапы более $18 млрд. Почти половина этих инвестиций пришлась на производство космических спутников. «Благодаря успеху Falcon 9 произошла революция в выведении на орбиту полезных нагрузок, – говорит председатель правления Dnipro Space Cluster Евгений Рокитский. – Теперь на околоземную орбиту добраться легче и дешевле. Соответственно, орбитальные услуги становятся более перспективным объектом инвестирования. Деньги в мире на такие темы есть».

Kurs Orbital будет сложно конкурировать с мировыми космическими компаниями, имея украинскую регистрацию, говорит руководитель R&D направления крупной космической компании с украинскими корнями. Он не захотел чтобы его имя упоминалось в статье. Причина – архаическое законодательство и страновые риски. Усов говорит, что планирует зарегистрировать международную компанию для взаимодействия с иностранными космическими агентствами.

Другая проблема – отсутствие четко выписанных правил и глобального надзора в самой космической индустрии. Например, уборка отслуживших спутников с орбиты регламентирована только на национальном уровне, говорит Рокитский. Эти нормы не всегда требуют от операторов полезной нагрузки «убираться» за собой. «Индустрия базируется только на доброй воле игроков, а значит, у них ограничены стимулы заказывать такие услуги», – говорит Рокитский. По его словам, на орбите накопились десятки тысяч фрагментов, которые требуют увода уже сейчас. 

«Отсутствие регулирования накладывает определенные риски на бизнес-модель подобных стартапов, – считает Рокитский. – Но если все удачно сложится, они (Kurs Orbital. – Forbes) окажутся с уже готовым решением на рынке, который создается».

«Моя цель не просто создать изделие, – говорит Васильев. – Цель – построить бизнес и оказывать услуги на орбите». 

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков