Эстонская мечта. Минцифра планирует получить $1 млн в бюджете от тысячи иностранных предпринимателей в первый год работы E-Residency. Почему программу все никак не запустят /Shutterstock
Категория
Инновации
Дата

Эстонская мечта. Минцифра планирует получить $1 млн в бюджете от тысячи иностранных предпринимателей в первый год работы E-Residency. Почему программу все никак не запустят

4 хв читання

Shutterstock

E-Residency – амбициозная государственная программа по привлечению капитала в Украину. Ее суть – позволить иностранцам открывать бизнес и платить налоги онлайн. Законодательная база готова, но проект буксует годами. Как должна работать E-Residency и почему не стоит ожидать ее запуска в этом году

«На самом деле рынок потенциальных е-резидентов колоссальный и измеряется миллионами людей», – говорит о государственной программе E-Residency первый замглавы Минцифры Александр Борняков. В настоящее время желание присоединиться к проекту изъявили, по данным диджитального министерства, более 4000 иностранцев.

Портрет потенциального украинского е-резидента: люди из азиатских стран с годовым доходом около $40 000, работающие в сфере предоставления услуг онлайн. Обычно под этим термином понимают айтишников-фрилансеров или специалистов по смежным индустриям.

«После запуска бета-тестирования на небольшое количество стран мы ожидаем привлечь около тысячи е-резидентов», – говорит Борняков. По ранним подсчетам Минцифры, они должны генерировать дополнительные $1 млн в год для украинского бюджета.

В начале сентября Кабмин принял постановление об электронном резидентстве. Оно регулирует процедуру обретения и отмены резидентства, условия и другие детали. В теории – это «зеленый свет» для полноценного старта. На практике оказывается, что проблема не только в бюрократических препятствиях.

Как должна работать E-Residency

Суть E-Residency – разрешить иностранным предпринимателям открывать в Украине бизнес, банковские счета, платить налоги без физического присутствия в стране. Статус е-резидента не тождественен гражданству, с ним нельзя получить, например, разрешение на временное или постоянное проживание.

Кто сможет стать е-резидентом в Украине

  • Иностранцы старше 18 лет, не являющиеся налоговыми резидентами или гражданами Украины;
  • На старте программы подать заявку смогут только айтишники. Впоследствии в список обещают добавить и других представителей креативной экономики;
  • Для пилотного запуска предусмотрено только четыре страны: Индия, Пакистан, Словения и Таиланд. Далее список будет расширяться – потенциально к нему могут добавиться Израиль, КНР, Бангладеш, Германия, Молдова, Польша, Филиппины, Румыния, Венгрия;
  • Е-резидентство недоступно для граждан РФ и Беларуси, а также стран, входящих в «серый» или «черный» списки FATF – Международной группы по противодействию отмыванию грязных денег.

Первопроходец в подобной практике – Эстония, запустившая электронное резидентство еще в 2014 году. На август 2023-го в небольшой балтийской стране насчитывалось более 105 000 электронных резидентов из 176 стран. За все время существования программы они основали более 27 000 компаний, говорится в отчете министерства экономики и информационных технологий в Эстонии. Подобные механизмы работают в Литве, Азербайджане и Португалии.

В 2022 году е-резидентство принесло в эстонский бюджет €51 млн, за половину 2023-го – €39,1 млн. Правительство планирует удвоить поступления за следующие два года. «За каждый евро, который Эстония тратит на e-Residency, программа генерирует €7,6», – заявил министр экономики и информационных технологий Эстонии Тийт Риисало.

Повторить успех балтийских коллег хочет и глава Минцифры Михаил Федоров. «Эстония, которая первой ввела понятие е-резидентства в мире, – лучший пример того, почему это необходимо для каждой страны», – писал он в колонке для Forbes.

Чем Украина планирует привлекать потенциальных налогоплательщиков? Электронные резиденты смогут зарегистрироваться физическим лицом-предпринимателем и открывать банковский счет, не приезжая в Украину. Налоги тоже как для ФЛП – 5% от суммы на доходы до €200 000 и 15% на все, что свыше. Для сравнения, в Эстонии ставка выше – 20%.

Работа с банками онлайн – отличие от эстонской модели, говорит Борняков. Еще один бонус – платить налоги и отчитываться о них самостоятельно не нужно, это будет делать банк как налоговый агент.

«Сейчас это особенно актуально, ведь последние экспортные данные показывают тенденцию к падению: объем IT-экспорта снижается второй месяц подряд», – отмечает CEO Львовского IT-Кластера Степан Веселовский. За семь месяцев 2023 года Украина получила $3,9 млрд поступлений от IT-экспорта – на 8,1% меньше, чем за аналогичный период годом ранее.

Впрочем, кажется, улучшить экспортную статистику украинской IT-индустрии е-резидентам не удастся. В чем проблема?

Как выглядит процедура получения электронного резидентства. Рассказывает Александр Борняков: /предоставлено пресс-службой

Как выглядит процедура получения электронного резидентства. Рассказывает Александр Борняков:

1. Е-резидент подает заявление через мобильное приложение или веб-интерфейс.

2. Администратор проверяет заявление на наличие в санкционных списках лица, подавшего заявление.

3. Заявление проверяют МВД и СБУ.

4. После проверки заявителю резервируется РНОКПП – регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика.

5. Заявитель записывается на прием в зарубежное дипломатическое учреждение в стране проживания для идентификации.

6. Заявитель посещает зарубежное дипломатическое учреждение и проходит идентификацию.

7. На основании идентификационных данных ГНС присваивает ему зарезервированный ранее РНОКПП.

8. Идентифицированный заявитель генерирует в мобильном приложении Дія. Подпись и получает статус е-резидента.

9. Получив этот статус, е-резидент может через мобильное приложение или личный кабинет на портале Дія подать заявление о регистрации ФЛП.

10. После регистрации ФЛП е-резидент может открыть банковский счет в украинском банке с целью получения средств от предпринимательской деятельности.

11. Банк, в котором открыт счет, является налоговым агентом е-резидента и в автоматическом режиме уплачивает налоги за е-резидента и отчитывается перед органами контроля.

Что тормозит E-Residency

Нормативная база под E-Residency разрабатывается с 2020 года. Основной закон для программы вступил в силу в апреле 2023-го, сентябрьское постановление Кабмина добавило процедурных штрихов. Пространство для улучшений – открытое.

«Пилотный» список из четырех стран слишком мал, считает и.о. исполнительного директора Ассоциации IT Ukraine Мария Шевчук. «Было бы уместно включить в список Китай, Бразилию, Польшу, США, Германию – крупнейших поставщиков IT-услуг на аутсорсе», – говорит она.

Есть еще ряд нерешенных вопросов, сообщает основатель и СEО юридической компании Tretten Lawyers Максим Носарев. Одно из них – двойное налогообложение, ведь Украина автоматически не признает электронного резидента налоговым. «Поэтому, кроме уплаченного налога в Украине, он дополнительно обязан облагать налогом доход в государстве своего налогового резидентства», – объясняет Носарев.

Но главная проблема – электронная платформа для е-резидентов, которую начали разрабатывать еще в 2021 году. Она финансируется за счет европейской инициативы по диджитализации EU4Digital.

«Мы зависимы от готовности других участников проекта по выполнению их функций, предусмотренных проектом», – говорит Борняков. В их числе не только украинские госорганы, но и банки, которые должны адаптировать свои технические решения под E-Residency. «Ориентируемся на 2024 год», – ответил Борняков на вопрос о дедлайнах запуска электронного резидентства.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд